МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ КОМПОНЕНТА «ИСТОРИЯ МОСКВЫ»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Работа содержит тематику бесед по истории Москвы, литературный поэтический материал для проведения недели , посвящённой дню города, список памятных дат, тематику проектной работы в рамках компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_moskvy-2.docx | 589.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ КОМПОНЕНТА
«ИСТОРИЯ МОСКВЫ»
Воспитатель
Хахурина Марина Павловна
Москва, 2013
Во все времена Москва наряду с Римом, Венецией, Парижем и Лондоном притягивала к себе толпы туристов - едва ли не каждое второе здание исторического центра Первопрестольной по-своему уникально. По данным Главного управления охраны памятников (ГУОП), на территории города насчитывается свыше трех тысяч памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану, около двух тысяч выявленных построек культурного наследия и более десяти тысяч ценных объектов историко-градостроительной среды.
В качестве проекта были предложены 2 темы «Любимое (интересное) место Москвы (поездка с родителями)» или «Улица на которой я живу»
Например:
Рассказ №1.
В Москве много красивых мест. Я люблю гулять по городу всей семьей
Осенью мы гуляли в Коломенском.
Мы катались на речном трамвайчике и были в музее.
Я катался в шаре по воде.
Мне очень понравилось
Рассказ №2.
Я живу на улице Ремизова. Район Котловка.
Она названа в честь майора Ремизова погибшего как герой в боях на реке Халхин-гол.
Несмотря на незначительную свою длину, улица достаточно широка и напоминает бульвар. Асфальтовая полоса делится на 2 части широким газоном с деревьями. Дома стоят вдоль улицы плотным рядом, но во дворах много зелени, в каждом есть детская площадка.
На моей улице расположена поликлиника, школа, «галерея Нагорная» и детская библиотека.
Мне очень нравиться улица, на которой я живу.
Москва…
Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Бессмертные строки великого русского поэта А.С. Пушкина, вынесенные в эпиграф знакомы каждому из нас буквально со школьной скамьи. Но сколько бы раз мы ни повторяли их, они не теряют своей красоты и первозданной силы. Нельзя, наверное, точнее, глубже и поэтичнее выразить те сокровенные чувства, которые рождает в душе каждого россиянина Москва…
Зарождение Москвы
На крутом берегу, на слиянии Москвы-реки и Неглинной возникла наша столица. По свидетельствам археологов, поселения на современной территории Москвы появились десятки тысяч лет назад. Издревле в этом лесистом крае селились по берегам рек и озер племена охотников и рыболовов, а к концу первого тысячелетия на земли Волго-Окского междуречья пришли славянские племена - кривичи и словене с севера, витячи с юга.
Сведения о существовании неведомой предшественницы Москвы - летописцы ее называют «Москвь» - предельно скудны. Это слово появляется в русских летописях с XII в. Первое упоминание связано с приглашением суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого в 1147 г. своего союзника новгород-северского князя Святослава Олеговича (отца князя Игоря - героя «Слова о полку Игореве») с дружиной на военный совет: «Буди, брата, ко мне на Московь».
И на обрывистом лесистом холме, что высился над Москвой-рекой и устьем Неглинной, у пограничной княжеской усадьбы жарко запылали костры, зашумел богатый пир. А через девять лет после этого события, в 1156 г., Юрий Долгорукий, судя по сообщению Тверской летописи, заложил здесь город: построил новую, более обширную деревянно-земляную крепость «на устниже Неглинны выше реки Аузы (Яузы)».
Город Москва был заложен Юрием Долгоруким в 1156 г. на месте древнего поселения.
Первым князем здесь был Владимир Всеволодович (1194-1228), которому досталась Московь в наследство от отца Всеволода III Большое гнездо, великого князя Владимирского, имевшего четверых сыновей. Однако раздел владений, произведенный Всеволодом, не устроил братьев. Юрий, получивший в наследство великокняжеский престол, произвел перераспределение владений (в частности, отнял у Владимира и Москву), что вызвало недовольство старшего и младших братьев. Мирные переговоры ни к чему не приводили, дело доходило до военных столкновений за московский престол.
В результате Владимир Всеволодович почти самовольно княжил на Москве в 1212-1213 гг., а затем, по общему согласию братьев - в 1217-1228 гг. Но умер он, как сообщает русский историк В.Н. Татищев, ссылаясь на неизвестную ныне летопись, князем московским. И ничем, кроме борьбы за московский стол, да неудачным сражением с половцами под Переславлем Русским, княжение его не ознаменовалось.
В XII-XIII вв. росла значимость Московского княжества
Родоначальником династии московских князей стал сын Александра Невского - Даниил Александрович. Именно он сделал первые важные шаги на пути подъема Москвы в XIV в. на великокняжескую ступень свою развития. Будучи московским князем, Даниил удерживал за собой Переяславль и Дмитров, а в начале XIV в. захватил и Коломну.
С деятельности Даниила начинается процесс собирания раздробленных Русских земель (Северо-Восточной Руси) вокруг Москвы - будущего центра Российского государства
Большое значение для собирания русских земель имело и перенесение в 1326 г. резиденции митрополитов Русской Православной Церкви из Владимира в Москву. А в середине XV в. в положении русской метрополии произошли важные изменения.
С этого времени митрополита стал возводить на кафедру не патриарх Константинопольский, а Собор русских иерархов. «И от сих мест, - отмечено в летописи, - начаша ставить митрополитов на Москве, к Царьграду не ходя». Москва превращается в центр территориального объединения Руси.
Неоднократно пытались покорить Москву многочисленные враги, как бы почувствовав, что именно этот город является сердцем Земли русской. Под руководством Дмитрия Донского русские воины отразили нападение литовского князя Ольгерда. А в 1238 г. Москву разорил Батый. В 1380 г. разгромом войск татарского темника Мамая на Куликовом поле было положено начало освобождения Руси от монголо-татарского ига.
Однако в 1382 г. золотоордынскому хану Тохтамышу обманным путем удалось взять Москву. Вероломному хану открыли ворота Кремля сами москвичи. А он изрубил 24 тыс. москвичей, собравшихся здесь, в том числе женщин, стариков и детей. Кремль был сожжен дотла.
В 1365 г. Москву уничтожил страшный Всесвятский пожар. Но с этого времени в летописях используется слово «Кремль», связанное с перестройкой крепости. После этого в Москве был построен каменный мост через Неглинную. Московский Кремль уже при Дмитрии Донском был каменно-деревянным и в таком виде просуществовал до 1485 г.
Москва росла и крепла, несмотря на многочисленных врагов и стихийные бедствия
Москва - столица единого Российского государства
Новый расцвет, уже в качестве столицы единого государства, Москва пережила в годы правления великого князя Ивана III (1462-1505).
В 1480 г. Северо-Восточная Русь освободилась от власти Орды, а Московское государство стало независимым, самодержавным, Иван III стремился превратить Москву в «третий Рим» взамен утратившего свое значение Константинополя (Царьграда). С конца XV в. на печатях московского государя появляется византийский двуглавый орел, который сочетается с прежним гербом - изображением Георгия Победоносца.
Появляется доктрина «Москва - третий Рим».
Усиление Великого Московского княжества в раздробленной разобщенной Руси во второй половине XV в. было обусловлено рядом причин. Во-первых, огромную роль сыграл рост оборонительных усилий всех русских людей перед лицом иноземных поработителей.
Во-вторых, Русская Православная Церковь проводила целенаправленную политику по усилению религиозной веры в народе, прославляла князей, мужественно отстаивавших родину от иноземных захватчиков. На их героических примерах подчеркивала значение верности христианству, вела активную миссионерскую деятельность с целью христианизации русского и нерусского населения на окраинах, идеологически доказывая господствующее положение православия по сравнению с другими религиями. И хотя Церковь не занимала позицию безоговорочной поддержки объединения русских земель (внутри нее шла острая борьба), свою положительную роль в этом деле она, несомненно, сыграла.
И, наконец, в-третьих, неоценимое значение имели последовательные, упорные и умелые действия московских великих князей по собиранию Русских земель (на службу к Ивану III просились православные князья из Литвы, в которой в XV в. росло влияние Польши).
В результате двух войн с Литвой (1500-1503 гг. и 1507-1508 гг.) Иван III и Василий III овладели 70 волостями и 25 городами, лежащими в верхнем течении Оки, Десны с притоками и Днепра, в том числе Черниговым, Брянском, Рыльском, Путивлем. В 1514 г. Василию III удалось отвоевать Смоленск. Это был очень крупный успех Москвы, существенно укрепивший западные границы молодого Русского государства.
В XV в. Москва стала крупнейшим культурным центром, где развивались наука и искусство. Еще в начале XV в. в одном из московских монастырей жил и создавал свои замечательные произведения великий русский иконописец Андрей Рублев. В Москве создавались лучшие книги того времени, переписанные от руки.
Московские переписчики славились не только на Руси, но и за ее рубежами. В XVI в. в Москве был создан новый летописный свод. В 1553 г. построен Печатный двор на Никольской.В XV в. Москва стала крупнейшим культурным центром.
Одним из важнейших событий в истории Руси стало венчание первого царя, 17-летнего великого князя Иоанна IV Васильевича (впоследствии Грозного). Восшествие его на престол получило церковное благословение митрополита Макария и «всего освященного Собора русскыя митрополии...» А в 1561 г. была получена от Вселенского Константинопольского патриарха Иосафа благословенная грамота за подписью 37 иерархов Восточной Православной Церкви, подтверждавшая царское звание Иоанна IV Васильевича.
Борьба с иноземными захватчиками
В начале XVII в. Россию потрясают события, получившие у современников название «Смутное время - символ» вселенских страданий и тягчайших бедствий. Но одновременно это было время величайшего героизма и самопожертвования русского народа, спасшего страну от катастрофы, отстоявшего ее независимость.
В этот период, как в калейдоскопе, менялись правители Московского государства, а сама Москва была занята польскими войсками. После ряда неурожайных лет на Руси наступил страшный голод, унесший миллионы жертв.
Возглавил духовное сопротивление первоначально патриарх Гермоген, который объявил, что если «королевич» (московский государь Владислав Жигимондович) не примет православие, чему всячески противился его отец, фанатично преданный католицизму Сигизмунд III, а полки не покинут русские уезды, Владиславу «не государить».
Когда стало ясно, что эти условия не будут выполнены, патриарх начал рассылать грамоты с призывом к сопротивлению, и города стали сговариваться между собой об освобождении Москвы.
Навсегда останутся в памяти народной староста Козьма Минин, призвавший людей объединиться во имя спасения Отечества, и возглавивший ополчение князь Д.М. Пожарский - смелый и способный военачальник, не запятнавший своей репутации ни связью с самозванцами, ни сотрудничеством с королем и его сторонниками.
В августе 1612 г. князь Пожарский пришел под Москву и вместе с частью казаков отразил попытку поляков извне освободить осажденный гарнизон. Однако Китай-город и Кремль удалось освободить лишь в конце октября, когда обессилившие от голода поляки были вынуждены капитулировать. И Москва была освобождена. В честь этого события в 1818 г. на Красной площади был установлен памятник, на постаменте которого были начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
В начале 1613 г. на Земском соборе царем был избран Михаил Федорович Романов. А 14 июня 1619 г. крестным ходом за Никитские ворота Земляного города встречали возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета. При встрече царь и митрополит совершили земные поклоны друг другу. Вскоре Филарет был поставлен на патриаршество и возглавил благодарственный крестный ход на Лобное место.
Освобождение Москвы от поляков в Смутное время происходило во имя спасения Отечества и православной веры
Москва в XVIII в. - центр культуры и просвещения
С середины XVIII в., после петровских реформ, благодаря чему Россия вышла на международную арену, значение Москвы как важнейшего культурного центра Русского государства возрастает.
В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями при нем - для детей дворян, а также для детей купцов и разночинцев. И его значение росло день ото дня. Здесь с 1756 г. стала издаваться первая неправительственная газета России - «Московские ведомости». Появление первого московского журнала - «Полезное увеселение» - также связано с университетом. Издателем его был асессор Московского университета поэт М.М. Херасков.
Расцвет московской журналистики в конце XVIII в. связан с именем Н.И. Новикова, арендовавшего с 1779 по 1789 г. типографию университета.
В этот период в Москве издавалось пять научных и десять литературно-публицистических журналов. К концу XVIII в. расцветает публицистика.
Москва в Отечественной войне 1812 г.
За всю историю своего развития и возвеличения Москва еще не раз становилась ареной битв и тем центром, вокруг которого совершались крупнейшие исторические события.
Так было и в 1812 г., когда Наполеон бросил все свои силы на взятие Москвы. Известие о том, что после Бородинского сражения город был отдан французам, подняло пламя народной войны, а Москва стала центром общерусского сопротивления.
В память об освобождении России от французских завоевателей в 1839 г. на месте Алексеевского женского монастыря была начата постройка Храма Христа Спасителя, закончившаяся в 1880 г. В его сооружении участвовал практически весь народ: кто присылал капитал, а кто рубль. Расписывали же Храм лучшие художники и живописцы России.
Память о войне 1812 г. закреплялась созданием приделов и циклов икон, посвященных крупнейшим событиям минувшей войны, а также Александровского сада, Манежа, площадей-форумов - Театральной и Красной.
В послепожарной Москве было возведено специальное мемориальное гражданское сооружение - Триумфальные ворота. Место у Тверской заставы для них было выбрано не случайно. Тверская улица и Петербургское шоссе, будучи конечными и начальными отрезками пути, соединяли обе столицы - Москву и Петербург.
Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот в качестве памятника в честь Победы принадлежит императору Николаю I. Во время коронационных торжеств в апреле 1826 г. он выразил желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге. Торжественная церемония закладки памятника состоялась 17 августа 1829 г. Его постройка воспринималась москвичами как общенародное дело. Открытие ворот состоялось 20 сентября 1834 г., в 20-ю годовщину завершения Отечественной войны. Москва стала символом общерусского сопротивления в Отечественной войне 1812 г.
Москва в XX в. - в эпоху революций и войн На рубеже XIX-XX вв. Россия выделялась глубиной и масштабностью социально-экономических конфликтов. Оставаясь абсолютной монархией, она прочно вошла в пятерку крупнейших государственных держав мира по абсолютным объемам производства. Однако индустриализация страны не была завершена, и аграрная сфера оставалась ведущей в российской экономике.
Россия вся состояла из противоречий, она соединяла в себе новейшие формы крупной промышленности, финансового капитала и пережитки крепостничества, роскошь знати и нищету народных масс. С одной стороны, Россию представляла прогрессивная интеллигенция, внесшая выдающийся вклад в мировую культуру, а с другой - неграмотное большинство народа. Стремление угнаться за новейшими достижениями прогресса сочеталось с азиатским консерватизмом и деспотией. Россия была подобна вулкану, который в любую минуту готов был взорваться.
В начале XX в. она вступила в эпоху революций, и они огненной лавой прокатились по ее огромным просторам, унеся с собой миллионы жертв. Москва вместе с Россией пережила и выстрадала всю тяжесть голодных, жестоких, братоубийственных революционных лет, а затем Гражданскую войну, НЭП, издержки индустриализации и культурной революции. Кровавые раны оставили на ее теле взорванные храмы и уничтоженные памятники. Но и это было отнюдь не последним испытанием для России и ее древней столицы - Москвы.
Москва вместе с Россией пережила и выстрадала все тяжёлые события первой половины XX в.
1941 год вновь потряс основы Российского государства. И снова русский народ, как и в прежние времена, оказался лицом к лицу с могущественным врагом. Кованый сапог фашизма нарушил неприкосновенность российских границ, и для миллионов советских людей Москва стала единственной надеждой на спасение. Пока билось ее сердце, пока работал ее мозг, жива была и вся Россия.
Полчища фашистских захватчиков, вероломно напавших на СССР, рвались к столице. И подошли так близко, что языки пламени успели лизнуть ее окраины. Сталин, уже готовившийся к худшему, с тревогой спрашивал у командующего Западным фронтом Г.К. Жукова: «Вы уверены, что мы удержим Москву?.. Говорите честно...». «Москву, безусловно, удержим», - отвечал Жуков и оказался прав.
Москва не сдалась. Защитники столицы и г. Тулы - последнего южного форпоста. - смогли остановить противника. А контрнаступление, начавшееся под Москвой, отбросило врага на 100-300 км. В результате грандиозной битвы за Москву было разгромлено 38 дивизий противника, его потери доходили до 0,5 млн. человек. Потери наших войск составили 514 тыс. человек.
Победа под Москвой имела огромное значение. В результате была снята непосредственная угроза столице, немецко-фашистские войска потерпели первое - с начала этой войны - крупное поражение. Окончательно были сорваны планы «молниеносной войны» Гитлера.
И именно от Москвы началось победное шествие советских войск, завершившееся полным разгромом фашистских захватчиков и освобождением Европы от коричневой чумы. Москва – символ независимости и существования страны во время Великой Отечественной войны.
Крупнейшим мемориалом, посвященным Великой Отечественной войне, стал комплекс на Поклонной горе, расположенный по левую сторону Можайского шоссе. Именно на этом направлении немцы рвались к Москве, здесь проходила одна из запасных линий обороны на случай прорыва врага. Торжественное открытие мемориала состоялось в год 50-летия Победы, и 9 мая 1995 г. около него был проведен парад.
У стен Кремля в Александровском саду в декабре 1966 г., в 25-летнюю годовщину разгрома гитлеровцев у стен древней столицы, были торжественно погребены останки Неизвестного воина из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе. 8 мая 1967 г., накануне Дня Победы, на месте захоронения был открыт мемориал «Могила Неизвестного солдата». Москва помнит и чтит память своих защитников - тех, кто геройски погиб, отстаивая ее честь и свободу, тех, кто ковал победу на заводах в тылу России. Москва помнит и чтит память своих защитников
История Московского Кремля
Для внешнего облика города характерна радиально-кольцевая планировка. И по этим кольцам, как по кольцам на стволе дерева, можно определить возраст столицы: Китай-город, Белый город (нынешнее Бульварное кольцо), Земляной город (ныне Садовое кольцо), Московская кольцевая железная дорога Московская кольцевая автомобильная дорога.
Дороги, которые издревле вели к Москве, со временем превращались в основные радиальные улицы: дорога на Тверь стала Тверской, на Дмитров - Большой и Малой Дмитровками, а от крепостных ворот стали ответвляться
По мере развития города вокруг Кремля возводились новые укрепления. Постройки Китайгородской каменной стены с 13 башнями (шесть из них имели проездные ворота) относятся к XVI в.
Возведение стен и башен Белого города было завершено в 1593 г. В этот же период посад за стенами Белого города укреплялся земляным валом с деревянными стенами и 50 башнями. Именно это укрепление и получило в дальнейшем название Земляного города. Москва – естественно расширяющийся и увеличивающийся город.
Здесь следует рассказать о Московском Кремле - градостроительном заповеднике столицы, сокровищнице русской культуры и истории.
Кремль расположен на Боровицком холме. В плане он представляет собой неправильный треугольник. С одной стороны, протекает Москва-река, с другой - р. Неглинная (в 1819 г. ее заключили в подземную трубу). Площадь Кремля в пределах крепостных стен составляет 27,5 га, общая длина стен - 2,235 км, высота - от 11 до 19 м, ширина - от 3,5 до 6,5 м. Первое деревянное укрепление Кремля, засвидетельствованное летописью, относится к 1156 г. К сожалению, деревянная городская застройка Кремля часто подвергалась пожарам во время вражеских нашествий, а в первой трети XIII в. Кремль был выжжен дотла.
Однако в 1365 г. деревянный Кремль опять выгорел дотла. И тогда князь Дмитрий Иванович, внук Иваны Калиты, решает построить каменный Кремль. Архитектура его тех времен неизвестна, поскольку он пережил многие нападения врагов вместе с Москвой и всей Россией (польско-литовскую интервенцию, нашествие французов), а также народные восстания (1648 г. - Соляной бунт, 1682 г. - первый стрелецкий бунт, 1698 г. - Стрелецкое восстание и т.д.).
Когда Иван Ш, принявший титул «государя всея Руси», завершил объединение русских земель под эгидой Москвы в централизованное государство, то все эти политические события отразились и на облике Кремля: он приобрел особое великолепие, поскольку на его территории развернулось строительство дворцов и соборов, а отстроенная заново Кремлевская стена из красного кирпича существует и до настоящего времени. Стены завершают зубцы (мерлоны) с узкими щелевыми бойницами (всего их 1045). Каменный Кремль пережил войны, народные восстания и неоднократно перестраивался.
Перестройка Кремля и башен, находящихся по углам крепости, велась поэтапно. Первой была возведена башня с тайным ходом к Москве-реке, получившая название Тайницкой (архитектор - итальянец Антон Фрязин), затем другой итальянский архитектор Марко Фрязин в 1487 г. построил Беклемишевскую башню (теперь она называется Москворецкой). Следующей стала Свиблова башня с колодцем и тайным ходом к реке (когда в 1633 г. в ней установили водоподъемную машину ее стали называть Водовзводной). В 1488 г. завершилось строительство Благовещенской башни.
Затем были построены 1-я и 2-я Безымянные башни. Петровская, Боровицкая, Константино-Еленинская, Набатная башни. В 1491 г. для укрепления восточной части Кремля была возведена Спасская башня, названная так в честь икон Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного. Она очень узнаваема по силуэту и является символом Московского Кремля. Парадные Спасские ворота - это главный вход в него, они во все времена считались святыми.
Одновременно со Спасской строится и Никольская башня, а между ними - глухая, квадратная в плане башня, которая сначала была безымянной, а потом стала называться Сенатской.
В конце XV в. были построены Угловая Арсенальная и Средняя Арсенальная башни, а в 1495 г. завершилась постройка самой высокой кремлевской башни - Троицкой (названа по имени находящегося рядом Троицкого монастырского подворья). Для защиты проходов к ней сооружается Кутафья башня, а затем Вдоль берегов р. Неглинной возводятся Комендантская и Оружейная башни, а позже всех, в 1680 г., на кремлевской стене подстроили маленькую башенку - Царскую.
Время и враги Отечества не щадили стены Кремля. Во время Отечественной войны 1812 г. были взорваны Водовзводная, 1-я Безымянная и Петровская башни, упала половина шатра Боровицкой, почти полностью разрушена Никольская, пострадали и другие башни. В 1817-1822 гг. в Кремле велись восстановительные работы под руководством русского архитектора О.И. Бове. Каждая башня Московского Кремля неповторима: имеет своё назначение, название, архитектуру.
Известными на весь мир украшениями и достопримечательностям Кремля являются Царь-пушка и Царь-колокол. Центр Кремля - Соборная площадь, на которой расположены замечательные памятники древнерусского зодчества. Это Успенский, Благовещенский и Архангельские соборы, церковь Ризоположения, колокольня Ивана Великого со звонницей, Грановитая палата. Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов. Внутри Кремля находятся известные на весь мир постройки и достопримечательности.
Успенский собор является первопрестольным храмом Российского государства, усыпальницей московских митрополитов и патриархов, место венчаний и коронаций русских великих князей, царей, императоров и императриц. Построен он был в 1475-1479 гг. по проекту итальянского зодчего Аристотеля Фиоравенти из белого камня и представляет собой шестистолпный, пятиглавый храм с золотыми маковками. Порталы, служащие главными входами, украшены росписью.
Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами из белого камня, по праву считается жемчужиной древнерусского зодчества.
Во второй половине XVI в. он был перестроен - на четырех углах поставили небольшие придельные одноглавые храмы, а с западной стороны - две девятиглавые, после чего он стал девятиглавым. Расписывал собор, по летописным сведениям, Феодосий - сын иконописца Дионисия, но после пожара 1547 г. большая часть настенной росписи была утрачена, восстанавливают ее в 1547-1551 гг., а затем, вплоть до XIX в., неоднократно подновляют.
Иконостас собора поражает своей величественностью и уникальностью по художественной ценности икон. Предположительно, авторы икон главных его рядов (деисусного и праздничного) Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев. На сводах галереи находятся композиция «Древо Иесеево» - библейская родословная Христа, а также изображения античных философов, историков, поэтов. В Благовещенском соборе содержится уникальное собрание икон.
Архангельский собор построен уже не в стиле российского зодчества. Ему приданы черты дворцовой архитектуры эпохи Возрождения: фасады украшают пилястры, между ними находятся декоративные арки, входы собора имеют богато декорированные порталы. Этот собор является усыпальницей русских князей и царей до Ивана V. Интерьер собора украшают превосходно выполненные московскими мастерами медные люстры-паникадилы. Фрески выполнены русскими живописцами, собранными из различных городов, а возглавлял их знаменитый изограф Симон Ушаков.
Росписи южной и северной стен посвящены деяниям Архангела Михаила, здесь же находятся изображения князей московской династии. В центре собора находится рака (гробница) с мощами царевича Дмитрия - невинно убиенного младенца.
Иван Грозный с сыновьями похоронен в алтарной части, за иконостасом, московские князья захоронены у южной стены. В средней части собора размещены захоронения первых царей династии Романовых (к 300-летию дома Романовых надгробья были заключены в особые медные футляры с остеклением, на которых написаны имена погребенных и даты смерти). В настоящее время в архангельском соборе проводятся торжественные богослужения. Архангельский собор – домовая церковь русских князей и царей.
Самым высоким сооружением Кремля является колокольня Ивана Великого (с Успенской звонницей и Филаретовой пристройкой). После надстройки в 1600 г. по приказу Бориса Годунова, ее высота достигла 81 м. Колокольня была сторожевой и сигнальной башней, поскольку с нее можно было видеть окрестности на 30 км. Звонница и пристройка пострадали во время нашествия наполеоновских войск в 1812 г. - они были взорваны. Но в 1819 г. их восстановили по проекту известного русского архитектора Д.И. Жилярди.
На колокольне и звоннице находится 21 колокол (относятся к XVI-XIX вв.) - произведения известных русских литейщиков - Федора и Ивана Моториных, Андрея Чехова, Василия и Якова Леонтьевых. Около колокольни поставлен Царь-колокол - шедевр литейного мастерства. Его поверхность украшена великолепным рельефным орнаментом. Колокольня Ивана Великого известна своей высотой и колоколами.
К всемирно известным памятникам архитектуры Кремля относится Оружейная палата. В настоящее время она является музеем, где хранятся сокровища живописи, иконографии, ювелирного искусства, словом, все предметы одежды, регалии и драгоценности, связанные с княжескими и царскими дворами Российской империи. Здесь находится богатейшая коллекция русских серебряных и золотых изделий XII - начала XX в., например потир работы владимиро-суздалъских мастеров или серебряный кувшин, изготовленный в Константинополе, ковш царя Михаила Романова.
Больше всего изделий относится к XVIII-XIX вв. Это и табакерки в стиле русского классицизма, и посуда, украшавшая императорские столы, и изумительный по красоте футляр для Евангелия, и драгоценные пасхальные яйца работы Карла Фаберже. В Оружейной палате хранятся памятники оружейного мастерства XII-XIX вв. К числу реликвий относятся: сабли Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, парадный кованый шлем царя Михаила Романова, булатный клинок сабли работы известного мастера из Златоуста И. Бушуева, парадный щит князя Ф. Мстиславского, изготовленный в Иране в XVI в.
Но самым примечательным является Большой Кремлевский дворец, его строительство началось в 1838 г., и в нем принимали участие известные архитекторы: Ф.Ф. Рихтер, П.А. Герасимов, Н.И. Чичагов; к оформлению интерьеров были привлечены художники и скульпторы: И.П. Витали, Ф.Г. Солнцев, П.К. Клодт и др.
На втором его этаже расположены четыре знаменитых зала: Георгиевский, Владимирский, Андреевский и Александровский, в соответствии с русскими дореволюционными орденами, и их элементы включены в декор оформления. Георгиевский зал посвящен военному ордену св. Георгия (учрежден в 1769 г.). На мраморных досках золотом высечены названия награжденных этим орденом полков и имена Георгиевских кавалеров: А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, В.В. Ушакова, П.С. Нахимова – героев Отечественной войны 1812 г. В XIXв. строится Большой Кремлевский дворец при участии известных архитекторов, художников и скульпторов.
Сегодня Москва - динамично развивающийся мегаполис, многие улицы и проспекты трудно узнать коренному москвичу, так сильно они преобразились. Похорошела Красная площадь, возродилась Манежная площадь, где создан подземный торгово-рекреационный центр, поражает своим размахом мемориальный комплекс на Поклонной горе, вознеслись над Москвой золотые купола Храма Христа Спасителя. Все это яркие свидетельства возрождения исторического облика столицы России. Ведь именно в ней сконцентрировались не только наши национальные, но и общечеловеческие святыни.
Каждый памятник Москвы - это одна из страниц истории России. И грядущим поколениям важно не допустить больше попыток никакого правительства переписать или перечеркнуть историю, и разрушать с этой целью памятники старины, каменную летопись России. Образ исторической Москвы для россиянина должен оставаться священным.
Москва — святой Руси и сердце и глава!
Ф. Глинка
Пушкинская Москва
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
(А. Пушкин)
Москва
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
(Ф. Глинка)
Какова Москва...
Там родина моя, там жил я, бывши молод;
Над бедной той рекой стоит богатый город;
По нем подчас во мне тоска!
В том городе есть башни-исполины!
Как я люблю его картины,
В которых с роскошью ковров
Одеты склоны всех семи холмов —
Садами, замками и лесом из домов!..
Таков он, город наш стохрамый, стопалатный!
Чего там нет, в Москве, для взора необъятной?..
Базары, площади и целые поля
Пестреются кругом высокого Кремля!
А этот Кремль, весь золотом одетый,
Весь звук, когда его поют колокола,
Поэтом, для тебя не чуждым, Кремль воспетый
Есть колыбель Орла
Из царственной семьи великой!
Не верь, что говорит в чужих устах молва,
Что будто север наш такой пустынный, дикий!
Увидишь, какова Москва,
Москва — святой Руси и сердце и глава!—
И не покинешь ты ее из доброй воли:
Там и в мороз тебя пригреют, угостят;
И ты полюбишь наш старинный русский град,
Откушав русской хлеба-соли!..»
(Ф. Глинка, отрывок из стихотворения "Рейн и Москва")
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и – обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой –
Заветное преданье поколений...
(М. Лермонтов)
Стародавняя Москва
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
Здесь Иван Васильич
Третий Иго рабства раздробил,
Здесь, за длинный ряд столетий,
Был источник наших сил.
Здесь нашла свою препону
Поляков надменных рать;
Здесь пришлось Наполеону
Зыбкость счастья разгадать.
Здесь как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят ее святыни
За кремлевскою стеной!
Здесь пути перекрестились
Ото всех шести морей,
Здесь великие учились –
Верить родине своей!
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах.
Ты стоишь, сияя златом
Необъятных куполов,
Над Востоком и Закатом
Зыбля зов колоколов!
(В. Брюсов)
Ау!
Я здесь! – Да здравствует Москва!
Вот небеса мои родные!
Здесь наша матушка-Россия
Семисотлетняя жива!
Здесь все бывало: плен, свобода,
Орда, и Польша, и Литва,
Французы, лавр и хмель народа,
Все, все!.. Да здравствует Москва!
Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым сиянием горят!
О! проклят будь, кто потревожит
Великолепье старины;
Кто на нее печать наложит
Мимоходящей новизны!
Сюда! на дело песнопений,
Поэты наши! Для стихов
В Москве ищите русских слов,
Своенародных вдохновений!
(Н. Языков)
Москва
...Есть города, овеянные славой,
Их памятники – точно ордена.
Есть города, носящие по праву
Прославленных людей большие имена...
Но среди многих городов вселенной,
Похожих и различных меж собой,
Один есть город, навсегда нетленный,
С неповторимой сказочной судьбой.
М-о-с-к-в-а! Шесть букв. Короткое названье.
Но в это слово краткое легли
Все долгие людские упованья,
Все лучшие надежды всей земли.
В её истории история народа –
Строителя, героя и бойца.
Написано: "Москва!" Читается: "Свобода!"
Так чувствуют все честные сердца.
Враги её смертельно ненавидят,
Друзья готовы жизни ей отдать.
Свои мечты в ней труженики видят,
Свою защиту, Родину и мать...
Все города, как люди и народы,
Свою судьбу имеют на земле.
Но Честь и Правда, Совесть и Свобода
Живут в Москве, в её седом Кремле!
(В. Лебедев-Кумач)
Золотая моя Москва
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянках, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторяю слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
У горячих станков и орудий,
В нескончаемой лютой борьбе
О тебе беспокоятся люди,
Пишут письма друзьям о тебе.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
(М. Лисянский)
О Московском Кремле
Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе, – о, русская земля! –
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смиренье и гордыня –
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!
Мрачнее тучи грозный Иоанн
Под ледяными взглядами боярства
Здесь исцелял невзгоды государства,
Скрывая боль своих душевных ран.
И смутно мне далекий слышен звон:
То скорбный он, то гневный и державный!
Бежал отсюда сам Наполеон,
Покрылся снегом путь его бесславный...
Да! Он земной! От пушек и ножа
Здесь кровь лилась... Он грозной
был твердыней!
Пред ним склонялись мысли и душа,
Как перед славной воинской святыней.
Но как – взгляните – чуден этот вид!
Остановитесь тихо в день воскресный –
Ну, не мираж ли сказочно-небесный
Возник пред вами, реет и горит?
И я молюсь – о, русская земля! –
Не на твои забытые иконы,
Молюсь на лик священного Кремля
И на его таинственные звоны...
(Н. Рубцов)
Окликни улицы Москвы
Замоскворечье, Лужники,
И Лихоборы, и Плющиха,
Фили, Потылиха, Палиха,
Бутырский хутор, Путинки,
И Птичий рынок, и Щипок,
И Сивцев Вражек, и Ольховка,
Ямское Поле, Хомутовка,
Котлы, Цыганский Уголок.
Манеж, Воздвиженка, Арбат,
Неопалимовский, Лубянка,
Труба, Ваганьково, Таганка,
Охотный ряд, Нескучный сад.
Окликни улицы Москвы,
И тихо скрипнет мостовинка,
И не москвичка – московитка
Поставит ведра на мостки.
Напьются Яузой луга,
Потянет ягодой с Полянки,
Проснутся кузни на Таганке,
А на Остоженке – стога.
Зарядье, Кремль, Москва-река,
И Самотека, и Неглинка,
Стремянный, Сретенка, Стромынка,
Староконюшенный, Бега.
Кузнецкий мост. Цветной бульвар,
Калашный, Хлебный, Поварская,
Колбасный, Скатертный, Тверская,
И Разгуляй, и Крымский вал.
У старика своя скамья,
У кулика свое Болото.
Привет, Никитские ворота!
Садово-Сухаревская!
(Д. Сухарев)
Любимая Москва
Люблю я, Москва, когда ясной весною
Запахнут душистой сиренью ветра...
Как хочется слиться
С тобою, столица,
И петь тебе песни
Всю ночь до утра!
Люблю я, Москва, твою раннюю осень,
В червонных уборах бульвары твои...
Над кронами сосен –
Сентябрьская просинь,
А в сердце, как в мае,
Поют соловьи.
Люблю я, Москва, когда зимнею сказкой
Сияет твой звёздный рубиновый свет,
А с площади Красной
Куранты на Спасской
Шлют людям Земли
Московский привет!
(В. Гудимов)
Москва – Россия
Два слова: Москва и Россия, –
Два зова: Россия – Москва , –
Кого на земле ни спроси я,
Всем ведомы эти слова!…
Россия с Москвы начиналась,
Как клёкот лебяжий – с птенца.
Москвой от врагов защищалась,
Москвой красовалась с лица…
Да мало ль она выносила
Набегов и бед без конца!
Но крепла упрямая сила
Московского люда-творца.
Страдала, горела, пустела –
На окрик не встретишь ответ –
И снова сверкала, блестела,
Всё злобное забыв напослед.
Стекался народ под крыло ей,
Вставал на большие труды,
И снова – строенья жилые,
И снова – торговли ряды.
Мы можем и силой тягаться,
Чужого не ищем добра, –
Своё бы осилить богатство,
Своё бы поднять на-гора!
(Н. Асеев)
Москва – России краса
Городов не перечесть:
И Париж, и Лондон есть,
Рим, Венеция, Берлин,
Вена, Токио, Пекин –
Городов великих, славных,
Людных, шумных, ярких самых,
Удивительных... И всё же
Есть один – всего дороже,
Город близкий и родной,
Тот, что нарекли Москвой!
(В. Борисов)
Пословицы и поговорки
- Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова.
- Москва всем городам мать
- Кто в Москве не бывал, красоты не видал
- Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
- Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.
- Москва, что гранит: никто Москву не победит.
- Москва всем городам мать.
- Москва всем столицам голова.
- Дорога матушка-Москва: за золото не купишь, силой не возьмёшь
- Москва верстой далека, а сердцем рядом.
- Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.
1120-е. Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий, впоследствии великий князь киевский, на окраине своей вотчины (в Москве) строит церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи.
1147, 4 апреля. Первое летописное упоминание о Москве.
1156. Князь Юрий Долгорукий обносит свою московскую усадьбу стенами.
1238. Батый сжигает Москву.
1276. Образование самостоятельного Московского княжества и подкняжества Подмосковного.
1323. Митрополит Петр переносит митрополию (церковную столицу) из Владимира в Москву.
1325-1340. Правление великого князя Ивана Калиты, внука Александра Невского.
1326. Закладка первого здания Успенского собора митрополитом Петром.
1328. Иван Калита добывает у татарского хана ярлык на великое княжение и становится главным сборщиком дани на Руси.
1329. Сооружение первой кремлевской колокольни - церкви св. Иоанна Лествичника, в честь небесного покровителя Ивана Калиты.
1330. Возведение собора Спаса на Бору в Кремле и основание при нем Спасского монастыря.
1333. Возведение в Кремле церкви Михаила Архангела, новой великокняжеской усыпальницы.
1339. Иван Калита обносит Кремль дубовыми стенами.
1340-е. Основание Троице-Сергиевой лавры, в 60 верстах на север от Москвы.
1362-1389. Правление великого князя Дмитрия Донского.
1366. Начало строительства белокаменных стен Кремля, которым руководит митрополит Алексий.
1380, 8 сентября. Куликовская битва русских войск с Мамаем в день Рождества Богородицы.
1382. Разорение Москвы Тохтамышем.
1395. Избавление Москвы от нашествия Тамерлана, благодаря чудесной помощи Владимирской иконы Божией Матери, принесенной в город.
1418. Разделение Русской церкви на две митрополии - Киевскую и Московскую, с подчинением их Вселенскому патриарху в Константинополе.
1472. Брак великого князя Ивана III с Софьей Палеолог, наследницей византийских императоров. Русь принимает древний византийский герб с двуглавым орлом, который вскоре появляется на кремлевских башнях.
1478. Иван III отказывается выплатить Золотой Орде дань за десять лет и разрывает ханскую грамоту, которая подтверждала главенство Орды над Русью.
1485-1495. Строительство ныне существующих кремлевских стен.
1487-1491. Постройка Грановитой палаты.
1488. При великом князе Иване III в Москве отлито первое гигантское орудие, названное царь-пушкой, прообраз ныне находящейся в Кремле.
1504. Создание первой полиции в Москве (так называемые "решеточные приказчики").
1510. Падение Пскова и присоединение его к Московскому государству. Псковский вечевой колокол установлен на Ивановской колокольне.
1534-1538. Постройка стен Китай-города в правление матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской.
1547-1584. Правление царя Ивана IV Грозного (с 1533 года - как великого князя).
1547, 16 января. Иван Грозный принимает царский титул.
1547, июнь. Большой пожар уничтожает Москву и Кремль.
1549-1550. Первый Земский Собор в Москве, созванный Иваном Грозным.
1554-1560. Построение Покровского собора на Красной площади в память о взятии Казани.
1563, 19 апреля. В Москве выходит первая печатная книга - "Апостол".
1571. Разорение Москвы крымским ханом ДевлетГиреем. От пожара уцелел только Кремль.
1586-1593. Возведение каменных стен Белого города (линия сегодняшнего Садового кольца).
1591. Нашествие крымского хана Казы-Гирея. Москвичи отражают атаки крымцев, и те отступают от города. Победа одержана при помощи Донской иконы Божией Матери, в честь которой был основан Донской монастырь.
1598. Кончина царя Федора Ивановича и прекращение династии Рюриковичей, правившей Русью семь веков. Земский Собор представителей со всей России впервые избирает царя - Бориса Годунова.
1601-1603. Трехлетний голод в Москве. Надстройка колокольни Ивана Великого. Борис Годунов задумывает строительство в Кремле большого храма в честь Воскресения Христова.
1605, апрель. Кончина царя Бориса Годунова и наступление Смутного времени (до 1612 года). Вступление Лжедмитрия I в Москву. Низложение патриарха Иова, отказавшегося присягнуть самозванцу, и высылка его из города.
1610-1612. Москва в руках поляков.
1612, 4 ноября. Народное ополчение Минина и Пожарского освобождает Москву. В память избавления от поляков в этот день совершался ежегодный крестный ход из кремлевских соборов в Казанский собор на Красной площади.
1613, февраль. Земский Собор избирает на царство Михаила Федоровича Романова. Начало династии Романовых.
1625. Над Спасскими воротами сооружена башня с курантами (англичанином Галовеем).
1626, май. Большой пожар в Кремле и Китай-городе. Полностью сгорел деревянный царский дворец. Михаил Федорович начинает строительство каменных палат.
1642-1643. Роспись Успенского собора, повторяющая фрески 1515 года.
1648. Алексей Михайлович своим указом велит под угрозой наказания непременно проходить через главные Спасские ворота Кремля с непокрытой головой. Соляной бунт в Москве.
1670-1680-е. Кремлевские башни после надстройки приобретают нынешний вид.
1689-1725. Самостоятельное царствование Петра I.
1698. Последний стрелецкий бунт. Казнь стрельцов на Красной площади и уничтожение стрелецкого войска.
1700. По указу Петра I летоисчисление в России принято вести от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как прежде (разница составляет 5508 лет). Празднование первого зимнего Нового года в России с фейерверком на Красной площади.
1713. Перенесение столицы из Москвы в С.-Петербург.
1710-е. Петр I называет изображение всадника на московских печатях св. Георгием и утверждает его в качестве московского герба.
1717. Указ Петра I о временном запрещении каменного строительства в Москве.
1730. На Московских улицах поставлены первые масляные фонари.
1735. В Кремле отлит Царь-колокол, самый большой в мире.
1737. Троицкий пожар, один из самых опустошительных за всю историю. Сгорела почти вся Москва и Кремль. Царь-колокол, находившийся в отливочной яме, треснул.
1755. Основание первого в России Московского университета (в здании Земского приказа на месте нынешнего Исторического музея на Красной площади).
1771. Екатерина II начинает грандиозную перестройку Кремля и строительство Большого Кремлевского дворца. Снесена часть кремлевской стены вдоль набережной Москвы-реки и другие постройки. Работы были прекращены в 1775 году. Стены и башни восстановлены.
1773-1775. Пугачевский бунт. Казнь Пугачева на Болотной площади.
1786. Создание Лобного места на Красной площади в нынешнем виде.
1776-1787. Возведение здания Сената в Кремле (архитектор Матвей Казаков). Ныне - главная резиденция президента России.
1779-1791. Новиков открывает первую общественную библиотеку в Москве, основывает новые типографии и книжные лавки.
1804. Красная площадь впервые замощена булыжником.
1804. Открытие первого Мытищинского городского водопровода.
1812, сентябрь. Войска Наполеона занимают Кремль. Смотр-парад французских войск на Красной площади. Начало московских пожаров.
1812, 11 октября. Уход Наполеона из Москвы и попытки взорвать Кремль. Большинство храмов и башен удается спасти. В память об освобождении Москвы ежегодно 12 октября или в ближайшее к этому дню воскресенье совершался крестный ход из всех московских соборов вокруг Кремля.
1815. Закладка первого храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Строительство прекращено в 1820-е годы.
1813-1826. Восстановительные работы в Кремле.
1818, 21 февраля. Открытие памятника Минину и Пожарскому на Красной площади.
1817-1819. Неглинка заключена в подземную трубу.
1817-1825. Засыпан ров вокруг Земляного вал.
1835. У главных ворот Арсенала в Кремле установлены старинные русские орудия - Царь-пушка и "Единорог".
1837. По указу Николая I Царь-колокол извлечен из ямы, где он находился около ста лет, и поставлен на пьедестал.
1838-1849. Строительство Большого Кремлевского дворца.
1844-1851. Строительство в Кремле нынешнего здания Оружейной палаты.
1851. В Москву приходит первый поезд по Николаевской железной дороге.
1861, 5 марта. В Прощеное воскресенье перед Великим постом в Успенском соборе оглашен манифест императора Александра II об отмене крепостного права в России (чтение манифеста происходило в тот же день по всем храмам Москвы и С.-Петербурга).
1866. Открытие Московской консерватории.
1872. Первая Всероссийская политехническая выставка в Москве в память 200-летия Петра Великого.
1872. На Московских улицах появляется первая конка.
1883, 26 мая. Освящение храма Христа Спасителя в Москве.
1883, 27 мая. Открытие Исторического музея имени императора Александра III на Красной площади.
1883. В Москве, на Большом Каменном мосту, загораются первые электрические дуговые фонари.
1893. Открытие крупнейшего в Европе пассажа - Верхних Торговых рядов на Красной площади (ГУМ).
1896, 14 мая. Коронование последнего российского императора Николая II в Успенском соборе Кремля.
1912. Торжества в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года. Открытие памятника Александру III на площади перед храмом Христа Спасителя. Открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III (рядом с храмом, на Волхонке).
1912. Открыта панорама Рубо Франца "Бородинская битва".
1913. Всероссийские торжества в честь 300-летия династии Романовых. Сооружение обелиска в Александровском саду (царские имена были заменены позднее именами революционеров).
1914, сентябрь. На Лобном месте на Красной площади зачитан императорский манифест об объявлении войны Германии.
1918, 12 марта. Москве возвращена роль столицы государства. Переезд советского правительства в Кремль и закрытие его для посещения. Прекращение богослужений в храмах.
1924, 24 мая. В Москве появились первые автобусы.
1926, февраль. Бой курантов Спасской башни впервые передан по радио.
1929, 5 ноября. В Москве открылся первый в СССР планетарий
1931, 5 декабря. Взрыв храма Христа Спасителя.
1933. Пущены первые троллейбусы.
1935, 15 мая. Открыта первая линия Московского метрополитена.
1935, ноябрь. Двуглавые орлы на башнях Кремля заменены на пятиконечные звезды.
1937. Пущен в эксплуатацию канал Москва-Волга.
1939. Начато регулярное телевизионное вещание.
1941, 5-6 декабря. Начало контрнаступления советских войск под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой.
1943, август. Первый салют над Красной площадью в честь освобождения от захватчиков городов Орел и Белгород.
1945, 24 июня. Парад Победы на Красной площади.
1947. Празднование 800-летия основания Москвы. Перенос святых мощей святителя Алексия из Архангельского собора Кремля (где они находились в качестве музейного экспоната) в кафедральный собор Богоявления в Елохове.
1955, 20 июля. Кремль открыт для всеобщего обозрения.
1957. Московский фестиваль молодежи и студентов.
1961. Открытие Кремлевского Дворца съездов, построенного на месте бывших кремлевских казарм у Троицких ворот и некоторых корпусов Большого Кремлевского дворца.
1980. Проведение ХXII Олимпийских игр в Москве.
1985. Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
1988. Празднование тысячелетия Крещения Руси. Возвращение Церкви ряда московских храмов.
1989, октябрь. Первое богослужение в Успенском соборе после более чем семидесятилетнего перерыва.
1989. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы возобновлено богослужение в Покровском соборе на Красной площади.
1990, 12 июня. Провозглашён государственный суверенитет Российской Федерации.
1991, декабрь. Первый и последний президент СССР М. С. Горбачев подписал заявление об отставке. Над Кремлем спущен красный флаг и поднят дореволюционный трехцветный флаг России.
1993, ноябрь. России возвращен исторический герб - двуглавый орел.
1995, 7 января. В день Рождества Христова совершена закладка и освящение места для строительства храма Христа Спасителя.
1995, 7 сентября. Накануне 600-летия первого появления в Москве Владимирской иконы Божией Матери этот образ крестным ходом перенесен из Третьяковской галереи в Сретенский монастырь. (Сейчас она находится в церкви святителя Николая в Толмачах, возле Третьяковской галереи.)
2000, 19 августа. Освящение главного престола кафедрального соборного храма Христа Спасителя.
2005, 7 июня. У храма Христа Спасителя открыт памятник императору Александру II Освободителю.
Славянские руны
Алатырь - Центр Космоса. Центр Микрокосмоса (Человека). То, вокруг чего происходит круговорот Жизни. Варианты перевода: ала - пёстрый (саснеженный), тырь <тур> - вершина, посох или столб с навершием, священное дерево, гора, «воздымающийся» Вариации: Латырь, Алтырь, Златырь, Златарь Постоянный эпитет - "бел горюч (горяч, искрящийся)" - (бел - 'блестящ'). В русских текстах встречается золотой, злат, гладок, железный камень.
Латырь-камень — центр координат мира и человека в славянской мифологии. Альфа и Омега. То, из чего всё начинается и куда возвращается (локус). Точнее смысл и значение слов переданы в былинах...
Батог - палка.
Беремя - ноша, охапка, сколько можно обхватить руками.
Бояре - богатые и знатные люди, приближённые царя.
Брань - битва; Бранное поле - поле битвы.
Братим - побратим.
Броня - одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от ударов меча, копья.
Булат - сталь особой выделки. Оружие из этой стали тоже называли булатом.
Ватажиться - знаться, общаться, дружить, вести знакомство.
Ведаться - знаться.
Верея - столб, на который навешивались ворота.
Вертеп - пещера, подземелье.
Взголцить - нашуметь. Голдеть (галтеть) = шуметь. 'Не голди!' = не шуми! Голк = шум, гул, < гулкий > отзвук. Оголтелый - потерявший всякое чувство меры.
Витязь - храбрый воин, богатырь.
Влеготку - легко, свободно, без особого труда, безопасно.
Выдюжить - выдержать, вытерпеть, перенести.
Гарнец - старинная мера сыпучих тел, хлеба (~3 литра)
Гой еси (от слова гоить - исцелять, живить; гой - мир < , в его развитии, в движении и обновлении >, изобилие) - величание, пожелание здоровья, соответствующее по значению сегодняшнему: "Будьте здоровы! Здравствуйте!". Гой еси = здоров будь <есть> "Гой" - русское пожелание здравия, удачи и благополучия, доброе слово.
Варианты: "Гой есте" - здоровы будьте, в значении приветствия, желания собеседнику здоровья, добра. "Ой же вы" - приветствие, с множеством значений, в зависимости от интонации говорящего.
Горазд - умеет, умелый
Горница - так, по старинке, называли верхнюю комнату с большими окнами.
Гумно, гуменце - место, где молотят, а также - сарай для хранения снопов.
Давеча - недавно (до момента разговора)
Душегрейка - тёплая короткая кофта или стёганка без рукавов, со сборками сзади.
Дереза - колючий кустарник, 'чепыжник'.
Древним пошибом - старым способом
Дремучий - 'дремучий лес' - тёмный, густой, непроходимый; неграмотный человек
Елань, еланка - травянистая поляна в лесу
Ендова - широкий сосуд с носиком.
Ества - кушанья, еда.
Жалейка - дудочка из ивовой коры.
Жбан - кувшин с крышкой.
Живот - жизнь.
Животы - имение, богатство, домашний скот
Завсе<гда> - постоянно.
Заговеться - начать говеть, поститься.
Застава - заграждение из брёвен, пункт контроля на въезде
Именитый - богатый, знатный
Инок - в церкви. «пострижен в иноки, потом посвящён в диаконы...»
Изба - дом, тёплое помещение. Название «изба» происходит от слова «истопить» (исходный вариант - «истобка» /с берестяной грамоты, XIV век - Новгород, Дмитриевская улица, раскопки/). Дом = 'дым' из печной трубы.
Калиновый (об огне) - яркий, жаркий.
Карга - ворона.
Кадка - ёмкость цилиндрической формы (бочёнок), собранная из деревянных клёпок (дощечек), стянутых металлическими обручами.
Касатка / касатик - ласкательное обращение. Первоначальное значение - "имеющая красивые косы"
Кичка, кика - старинный женский головной убор, украшающий облик и придающий стать.
Клеть - чулан, отдельная комната Клетью в древнерусском доме называлось холодное помещение, а избой - тёплое. Подклеть — нижний холодный этаж дома
Клюка - палка с загнутым верхним концом.
Кныш - хлеб, испеченный из пшеничной муки, который едят горячим.
Кокора, кокорина - коряга, пень.
Колымага - старинная разукрашенная карета, в которой ездили знатные люди.
Коляда - святочное величанье в честь хозяев дома; за коляду отдаривались подарком.
Колядка - рождественская песня, исполнявшаяся в сочельник и на первый день святок сельской молодежью. Для древних колядок характерны элементы - запевы и заключения
с кондачка - не подготовившись. Происхождение (вариант): исходное слово - Кондак (kondakia, kontakia) - палочка (уменьшительное от 'копьё'), на которую наматывался свиток пергамента. Кандаком назывался и сам пергаментный лист или свиток, исписанный с обеих сторон. Впоследствии словом К. стали обозначать особую группу церковных песнопений, в середине первого тысячелетия - длинные (гимны, поэмы), современные - небольшие (в одну-две строфы, в составе канона)
Короб, коробья - большая лубяная коробка или ящик, в котором хранили разное добро.
Кочет, кочеток - петух.
Кститься - креститься, осенять себя крестом. 'Окстись!' - опомнись!
Курган - высокий земляной холм, который насыпали древние славяне над могилой.
Кут, кутничек - угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
Кутья - крутая сладкая ячменная, пшеничная или рисовая каша с изюмом
Круг-оберег - развился из кругового обхода той местности, где собирались заночевать или поселиться надолго; такой обход был необходим, чтобы убедиться в отсутствии логова хищников, или змей. Идея круга служила образом <своего> мира.
Лады! - выражение согласия, одобрения. Хорошо! др.-рус.
Ладно - слово имеет множество значений в зависимости от интонации.
Латы - железная или стальная броня, которую надевали воины.
Маковка - макушка.
Матица - средняя потолочная балка.
Мир - крестьянская община.
Надёжа-воин - опытный, надёжный, сильный, умелый боец.
Надысь - недавно, на днях.
Наклад - проценты. 'Ненакладно будет' - недорого, выгодно
Наместо - вместо.
Нарёкся - назвался; нарекать - давать имя, называть.
Неделя - день, когда 'не делают' – день отдыха. В дохристианский период на Руси суббота и воскресенье называлось – преднедельник и неделя (или седмица) соответственно.
Недоимка - не уплаченый в срок налог или оброк
Николи - никогда.
Оборка - завязка у лаптя.
Обилие - много чего-либо. Так в Новгороде назывался хлеб
Оброк – дань
Оклематься - прийти в сознание, выздороветь.
Опричь, окромя - кроме.
Орать - пахать.
Остатний – последний
Осьмушка - осьмая (восьмая) часть = 1/8 - 'осьмушка чаю' (~ 40 или 50 грамм)
Опричь - кроме ('окромя')
Палица - дубина с окованным набалдашником.
Парун - жаркий день после дождя.
Парусинник - матросская одежда.
Парча - шелковая ткань, затканная золотом или серебром.
Паче - 'более', 'тем паче что... = тем более что...'
Пелена - то, что закрывает со всех сторон (ткань, туман и т.д.)
Пенять - укорять, упрекать.
Перст - палец.
Полати - дощатый помост для спанья, устроенный под потолком.
Полба - особый сорт пшеницы.
Порадеть - поусердствовать; много поесть.
Посад - село, в котором жили торговцы и ремесленники.
Престол - трон, особое кресло на возвышении, на котором сидел царь в торжественных случаях.
Присно - старое, высокого стиля слово, означающее - всегда, во веки веков
Ратные - военные.
Рать - войско.
Рачительный - усердный, старательный
Рушник - вышитое полотенце.
Рядить - договориться, условиться.
Распоясаться - ходить без пояса, потерять всякий стыд
Реки (глагол) - говори
Репище - огород
Рубище - рваная, изношенная одежда
Светлица (Пуш.) - светлая, чистая комната.
Скиф = скит (первоначальное) - от слов "скитаться", "скитание", следовательно, "скифы-скиты" - "скитальцы" ("кочевники" ?). Новое значение – монашеский скит "Скатертью дорога" – первоначальный смысл ... Яблочный спас
Слобода - поселок около города, пригород.
Соловые - лошади желтовато-белой масти.
Сороковка - бочка на сорок ведер.
Сорочин, сарачин - сарацин, арабский наездник.
Одёжка справная - то есть неплохая.
Старица - старое (или высохшее) русло реки.
Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода.
Супостат - противник, враг.
с прибабахом - временами, неадекватно.
Сурьмяный - окрашенный в черный цвет.
Сусальный - покрытый тонкой плёнкой золота, серебра, меди или олова. Позолочен
Сусек, закром<а> - место, в котором хранят муку, зерно.
Сыть - еда, пища.
Седмица - неделя
Терем - высокие, с башенкой наверху, дома.
Тимы - обувь из козьей кожи. Весьма ценились, продавались юфтями, то есть парами. Позже стали называться «сафьяном» (перс.-е слово)
То ли тут <тута>, а толи там... - слова из современной песни о сложности изучения русского языка.
Аллюр три креста – сверхбыстрое исполнение какого-либо поручения: один крест на пакетах с донесениями – обычная скорость конной доставки в 8-10 км/ч, два – до 12 км/ч, три – максимально возможная.
Толокно - толчёная (немолотая) овсяная мука.
Тощить - тратить
Удел - владение, княжество, судьба
Финифть - эмаль в росписи металлических изделий и сами изделия
Фита - буква старого русского алфавита (в словах «Федот», «фимиам»)
Фут - старинная мера длины равная 30,48 см
Хитон - нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, как правило, без рукавов. На плечах скрепляется особыми застежками или завязками, на талии перетягивается поясом. Хитон носили и мужчины, и женщины.
Хмара - туча
Пярун - гром
Цатра (чатра, чатор) - ткань из козьего пуха (подшерстка) или из шерсти.
Целковый - разговорное название металлического рубля.
Чело - лоб, по современному. В старину, лоб - верх головы
Чадо - сын или дочь до 12 лет.
Чаять - ожидать, надеяться.
Чапыжник - заросли <колючего> кустарника.
Чеботарь - сапожник, башмачник.
Чёботы - высокая закрытая обувь, мужская и женская, сапоги или башмаки с острыми, загнутыми кверху носками
чалый конь - пёстрый, с белыми вкраплениями на серой (и другой, основной) шерсти или другого цвета грива и хвост
Челядь - прислуга в доме.
Червлёный - красный
Чело - лоб человека, сводчатое отверстие в русской печи, входное отверстие берлоги
Четами - парами, попарно.
Чета - пара, два предмета или лица
Четвертушка - четвёртая часть чего-нибудь
Чёрная (одежда) - грубая, будничная, рабочая.
Чикать - ударять
Чугунка - железная дорога.
Шелом - шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча.
Шлык - шутовская шапка, колпак, чепец.
Штоф - стеклянная бутылка на 1,23 л (1/10 ведра)
Юшка - уха или жидкая похлёбка.
Юрьев день (26 ноября) - определенный законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем "порядную" крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это было единственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому.
Яйцо-райцо - яйцо-счастьице, волшебное яйцо.
Яства - еда, пища, кушанье.
Ярило - древнее имя Солнца
Ясен пень - в значении: "Естественно! Ну конечно!" В таком виде выражение - появилось, сравнительно, недавно
Яхонт - др.-рус. назв. нек-рых драгоценных камней, чаще рубина (корунд тёмно-красного цвета), реже сапфира (синий) и др.
Тема: Флаг и герб Москвы.
Конкретные цели: Закрепить родословную Москвичей. Дать понятие о гербе Москвы, рассказать про его историю. Дать понятие о гербе и флаге, рассказать их историю. Рассказать о возникновении названия "копейка", о Георгии Победоносце.
Оборудование: иллюстрации гербов, гимн Москвы
Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
Орг. Момент. | Здравствуйте. |
|
Повторение изученного | На прошлом уроке у вас была тема «Родословная москвичей». Давайте ее вспомним. Кто такие иноземцы? Те, кто не говорил на русском языке. Посмотрите на доску, на ней изображены названия городов и некоторых мест в Москве, сопоставьте их и объясните свой выбор. Как и кого принимали москвичи? Как отстраивали Москву? Чему учились у других? Расскажите, почему Москва так привлекала приезжих? Как ты думаешь, почему о Москве говорили: «Москва не город, а целый мир»? Кто составляет родословную москвичей? Коренные москвичи, иноземцы, приезжие из других городов. | |
Постановка темы и цели Изучение нового | Как мы с вами сказали, люди в Москву приезжали из разных городов и даже государств. А как узнавали откуда они приехали? Когда люди из других мест приезжали, то привозили какую-то бумагу, скрепленную гербовой печатью той местности, или на крупные мероприятия группа людей привозила с собой герб. С помощью отличительных знаков. Такой знак называется гербом. Герб с помощью изображения рассказывает о том, чем один город или государство отличается от другого. Посмотрите на доску. И из предложенных изображений выберите гербы. А как узнать, что это герб? У герба определенная форма в виде щита. Чаще всего изображались животные и предметы. Посмотрите на гербы, изображенные на доске. Чем они похожи, чем отличаются? Формой. На большинстве изображены животные, схожие цвета. Первым изображен герб Санкт-Петербурга. Скипетр означает знак царствующего города, т. е. столицы; якоря характеризовали его как морской и речной порт. На гербе Казани дракон символизирует созидательную и благоприятствующую человеку силу, обладающую сверхъестественной космической энергией. Дракону также приписываются мощь, величие, мудрость, бессмертие и вечное возрождение. Язык в форме стрелы означает скорость и целенаправленность. Земля означает жизнь и богатство, корона является знаком достижения высокой ступени развития, казанская шапка указывает на статус Казани как столицы территорий и ее древние традиции. Герб Владимира фигура льва, как правило, символизирует силу, храбрость, власть. А сейчас прочитаем про герб Москвы. Вы уже знаете, что основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий. Небесным покровителем князя, то есть заступником перед Богом, считался христианский святой Георгий Победоносец. Т.к. в христианстве Юрий назывался Георгием, а, допустим, в католичестве Жорж. Внуки и правнуки Юрия Долгорукого стали изображать себя на княжеских печатях и деньгах в образе всадника с копьем – похожим на св. Георгия. Отсюда появилось название – копейка. Со временем изображение всадника, пронзающего копьем змея, утвердилось как герб, то есть отличительный знак Москвы. 6 мая - день герба и флага Москвы и День памяти великомученика Георгия Победоносца, ставшего одним из древнейших символов столицы. Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами "во Имя Отца и Сына и Святого Духа" устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: "Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас". Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30-ти лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. Это сказание часто толковалось по-другому: царевна — церковь, змей — язычество. | Показываются изображения гербов Герб Санкт-Петербурга Герб Казани Герб Владимира Герб Москвы Изображение копейки. Икона |
Закрепление пройденного. Прослушивание гимна Москвы. | Где вы можете встретить флаг и герб Москвы? В учебных заведениях, мэрии, на официальных мероприятиях, на домах в праздники. Посмотрите, пожалуйста, на доску, какая башня Кремля изображена? Спасская. Но раньше она называлась Фроловская. На ней помещена фигура покровителя Московских князей Георгия Победоносца, вырезанная из камня. У Москвы кроме герба, есть еще и флаг. Он темно-красного цвета. На нем тоже изображен святой Георгий Победоносец. Ты уже знаешь, что Москва - главный город России. Поэтому герб Москвы стал частью герба России. Российский герб представляет собой двуглавого орла. На груди орла поместили герб Москвы. Это означало, что Москва - столица могучего государства. Но в Москве также есть и деления по округам. Какие вы знаете округа Москвы? Северный, Южный, Восточный, Западный, Северо-Западный, Юго-Западный, Северо-Восточный, Юго-Восточный. Что общего у гербов? На гербах изображаются отличительные знаки округов. Как вы думаете, что означает изображенные предметы на гербе северного округа? На гербе южного округа? И т.д. Но кроме флага и герба Москвы есть еще и звуковой знак-гимн Москвы. Сейчас мы его послушаем. | Изображение герба Российской Федерации |
Поведение итогов | Что мы изучали сегодня ? Флаг и герб Москвы. Что новое узнали? Гербы других городов. Что вам понравилось? Что нет? |
|
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Проект «Открой свою Москву»
4. Календарь знаменательных дат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта познавательной деятельности "Путешевствие в историю Красноармейского района"
Материал, позволяющий сформировать у воспитанников представление о родном крае, своей малой Родине, основанный на знакомстве с историческими памятниками и достопримечательностями Красноармейского райо...
Методическая разработка палочки кюизенера с региональным компонентом на тему: "Мамонтенок Гоша"
По уровню сложности упражнения с палочками Кюизенера нужно разделить на два этапа. На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обы...
Методическая разработка "Игра, как один из компонентов успешной адаптации детей к ДОУ"
Основная задача игр с детьми в адаптационный период - наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Одним из гла...
Методические разработки по краеведению (национально-региональный компонент) для детей старшего дошкольного возраста
Авторская программа по краеведению (национальный - региональный компонент) «Любимый край - родной Ямал» для детей от 6-7 лет....
Методическая разработка экологического проекта «Лосиный остров – природное достояние Москвы».
Начиная работу над проектом «Лосиный остров – природное достояние Москвы» мы решили обратить свой взгляд на лесные массивы нашей Родины на примере Национального парка «Л...
«Методическая разработка по проведению патриотического мероприятия с обучающимися» «НОД по теме «Журавли победы» в рамках тематической недели, посвященной Дню Победы» в подготовительной к школе группе
ВведениеОдной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества...