Собственная методическая разработка- сценарий проведения тематического занятия "День снятия блокады"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
День снятия блокады.
27 января
Прорыв блокады Ленинграда
Цели:
- Расширять знания детей о героической обороне города Ленинграда.
- Воспитывать любовь и гордость к Родине, чувство благодарности и уважения к его защитникам.
- Активизировать словарь детей: город - герой, добровольцы, монумент, мемориал.
Предварительная работа:
- слушание художественных произведений по теме;
- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
- слушание песен и музыки военных лет.
Ход занятия:
1 Вход детей под музык (полукруг)
Ведущий: Было 22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, теплым, тихим. Но вдруг в мирную тишину ворвался из уличных репродукторов тревожный голос:
- Германские войска напали на нашу страну.
ВОЙНА!
Песня «Священная война» (1 куплет)
Ведущий: один из главных ударов немецких войск был нацелен на Ленинград. Благодаря героическому сопротивлению советских войск немцам не удалось взять город, но они окружили его со всех сторон. Город все время обстреливали из орудий, его бомбили самолеты
Все сразу изменилось, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война! Уже в первую ночь радио на улицах тревожно предупреждало горожан:
« Внимание! Внимание! Говорит штаб местной противовоздушной обороны города. Воздушная тревога! Воздушная тревога!»
Это значило, что к нашему городу приближались вражеские бомбардировщики.
(слайд) В городе началась мобилизация. Днем и ночью уходили из Ленинграда воинские эшелоны на фронт.
(слайд) Враги подошли близко к Ленинграду. Фашистам удалось окружить его, а из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине.
И приехать никто не может в окруженный Ленинград. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. А когда город окружен врагами, это значит, что он в блокаде. ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ! ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ!
Ребенок: Стой , ленинградец, на посту,
Смотри в ночную высоту.
Ищи врага на небосклоне-
С тобой на вахте боевой
Стоит великий город твой
И дни и ночи в обороне.
Ведущий: город со всех сторон окружен врагом, самым тяжелым временем была зима. От холода и голода умирали дети, женщины.
(слайд) Все время хотелось есть. Норма выдачи хлеба зимой 1941 года составляла 125 граммов. Враг надеялся, что голод сломит волю Ленинградцев- и город падет. Но он жестоко просчитался! Мужественно вели себя не только взрослые, но и дети.
Стихи детей: Мы ели все, что можно есть, И кроме трав, столярный клей,
И отравиться не боялись. Ремни солдатские варили.
Могу все травы перечесть, И стали мы врага сильней,
Которыми тогда питались. И начисто его разбили
Полынь, крапиву, лебеду,
С берез побеги молодые,-
Чтобы нависшую беду
Прогнать на веки вековые
Ребенок:
Наш город в снег до пояса закопан. Луна скользит по небу одиноко,
И если с крыш на город посмотреть, Как по щеке холодная слеза.
То улицы похожи на окопы, И темные дома стоят без стекол,
В которых побывать успела смерть. Как люди, потерявшие глаза.
Вагоны у пустых вокзалов стынут, Но в то, что умер город наш, - не верьте!
И паровозы мертвые молчат, - Нас не согнут отчаянье и страх.
Ведь семафоры рук своих не вскинут Мы знаем от людей, сраженных смертью,
На всех путях, ведущих в Ленинград. Что означает: "Смертью смерть поправ".
Мы знаем: клятвы говорить непросто.
И если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем последнюю из простынь
Лишь на бинты,
Но не на белый флаг
Ведущи: Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.
Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. В городе были и Другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.
Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой был – 41 градус, за водой ходили к Неве.
Ребенок:
Скрипят полозья в городе, скрипят:
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
объединяет, греет и ведет.
О том, чтоб не прощала, не щадила,
чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
ко мне взывает братская могила
на охтенском, на правом берегу.
Ведущий: всю войну в городе работало радио. Оно говорило голосом Левитана . Пока стучал метроном, все знали: город жив! Сердце его бьется! Совестью блокадного города называли Ольгу Берггольц. Уже после войны Константин Шевелев посвятит ей следующие строки….
Ребенок:
В пустых Негромкий
Сырых квартирах Запинающийся голос
Ленинградцев, Блокадницы —
Когда Такой же,
Стук метронома Как и мы,
Замолкал, Переносившей все:
Твой голос — Обстрелы,
Сострадания Голод
И братства, — И холод
Как пробужденье к жизни, Нескончаемой зимы.
Вновь звучал.
Ведущий: единственной ниточкой, связывающей Ленинград со всей страной- была дорога по Ладожскому озеру. По ней шли продукты в город –летом по воде, зимой по льду на машинах. Но эту «Дорогу Жизни» обстреливали фашисты. Под лед проваливались машины с хлебом, с людьми.. Это была страшная дорога. Но люди упорно везли хлеб в город, потому что знали: от голода там умирает еще больше.
Ребенок:
Но сквозь остывшую планету Дорогой жизни шел к нам хлеб,
на Ленинград машины шли: Дорогой дружбы многих к многим
он жив ещё. Он рядом где-то. Еще не знают на земле
На Ленинград, на Ленинград! Страшней и радостней дороги
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под тёмным небом
толпой у булочной стоят…
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре -
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнём и кровью пополам.
«Песня о Ладоге»
Ведущий: девятьсот дней Ленинград находился во вражеской блокаде. А это значит, что он со всех сторон по суше был окружен врагами. В условиях блокады было очень трудно снабжать город оружием, продовольствием, лекарствами. Его запасы заканчивались.
Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро осталось свободным.
Наступила зима и озеро замерзло.
Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город до 6—7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов.
По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
Ребенок:
В осеннем тумане в январском снегу Как будто вплывает в широкий залив.
Стоит Ленинград на морском берегу В блокадные дни, под обстрелом в снегу
С дворцами и парками, строг и красив, Не сдался, не сдался наш город врагу.
Ведущий: Во время блокады в городе продолжали работать заводы, у станков на ровне со взрослыми, без отдыха, делая снаряды и оружие, стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка им приходилось вставать на подставки. Город боролся!
Ребёнок: Тот, кто меня слушает, должен понять,
Что это серьезное дело:
Мальчишка, как ты, не хотел умирать,
А чтобы рабочий паек получать,
Вставал он к станку неумело.
Рядом стояли такие же, как он.
Но дело не только в краюхе,
А в братстве, и в чести, и в духе.
Песня « Про ленинградских мальчишек»
Ведущий: город ненавидел врага, город боролся, город жил! Поэтесса Ольга Берггольц писала замечательные строки об этом незабываемом времени, выступая по радио, повышая дух ленинградцев- « Наша Армия и мы вместе с ней не отдадим наш город немцам, не дадим ему вторгнуться сюда. Мы остановили врага. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве».
В холодном, голодно Ленинграде молодой талантливый композитор Д.Шостакович создал свою, теперь известную всему миру, симфонию №7. В ней он музыкой выразил все чувства ленинградцев, защитников города.
«Мы давно не плачем, потому что горе наше больше слез. Но убив облегчающие душу слезы, горе не убило в нас жизнь.» Симфония №7 рассказывает об этом. И нард, пришедший слушать «ленинградскую симфонию» встал и стоя, рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда.
Все время, пока Ленинград был в блокаде, войска готовились к ее прорыву. И вот 18 января 1943 года встретились солдаты двух фронтов- Ленинградского и Волховского.
Прошел еще один трудный год. И, наконец, наступил день великого ликования ленинградцев- 27 января 1944 года. Радио объявило: « Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!»
Ребенок:
За залпом залп. Их радость велика, но боль
Гремит салют. Заговорила и прорвалась:
Ракеты в воздухе горячем. На праздничный салют с тобой
Цветами пёстрыми цветут. Пол Ленинграде не поднялось
А ленинградцы
Тихо плачут. Рыдаю люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Ни успокаивать пока, Сегодня в городе салют.
Ни утешать людей не надо. Сегодня ленинградцы плачут.
Их радость
Слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Ребенок:
Бессмертен подвиг Ленинграда! Город Петра-
Но такова его цена, Гордость России и слава-
Что лучше детям знать не надо Устоявший в неслыханном прежде бою,
Слова «блокада» и «война». Третий орден тебе
Но надо знать, что до салюта Приколола держава
Над Питером, над невским льдом На защитного цвета гимнастерку твою.
Пришлось всем круто, ох, как круто
Под, страшным вражеским огнем.
Ведущий: Мы, жители нашего города, помним и чти подвиг ленинградцев. Спасибо вам, ленинградцы блокадных дней. За подвиг, за то, что вы отстояли наш красивый город от фашистких полчищ. Мы будем достойны вас!
Спасибо вам! Мы будем достойны вас!
Ведущий: в войну жертвы блокады были захоронены в братских могилах на Пискаревском кладбище. Надпись на каменной стеле Пискаревского кладбища гласит:
« Здесь лежат Ленинградцы,
Здесь горожане мужчины, женщины, дети
Рядом с ними солдаты-красноармейцы
Всею жизнью своею они защищали
Тебя-Ленинград
Никто не забыт и ничто не забыто»
В память погибших горит вечный огонь.
Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших- в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах.
Ребенок:
Опять война, опять блокада…А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне,
И о блокаде прочитали стихов достаточно вполне.
Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть, она, как сила, нам нужна…
«Гимн Великому городу»
Ребенок:
Мой город больше не в бою Мы очень любим город свой.
Он горд победой и бессмертьем. Сияет солнце над Невой
Но боль свою и скорбь свою, Или дожди стучат в окно-
Ему не выплакать столетья. Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем
И он растет, и мы растем.
Ведущий: Но встал Ленинград из пепла, ожил. Из руин поднялись новые дома, дворцы, парки. Он стал еще прекрасней!
Посмотрите как красив наш город!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария летнего тематического дня "День русской народной сказки" для детей 6-7 лет
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА сценария летнего тематического дня "День русской народной сказки" разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы "Детство" под. ред Т.И.Баб...
Методическая разработка. Сценарий познавательного тематического мероприятия с родителями «Весенне путешествие"
Методическая разработка. Сценарий познавательного тематического мероприятия с родителями «Весенне путешествие". Предназначен для совместной деятельности воспитателя, логопеда, детей и родителей....
Собственная методическая разработка для проведения НОД с детьми старшего возраста с ОВЗ. Презентация по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"
Презентация направлена на развитие грамматического строя и связной речи дошкольников....
Методическая разработка "Сценарий организации тематического дня в средней группе "Овощной день""
Методическая разработка представляет собой план работы с детьми средней группы в рамках одного дня по лексической теме "Овощи". Сценарий организации тематического дня содержит материал...
Собственная методическая разработка- сценарий проведения тематического занятия "День снятия блокады"
методическая разработка (подготовительная группа)...
Методическая разработка Литературного вечера ко дню снятия блокады для старших дошкольников
Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольниковОписание: Материал будет интересен воспитателям, педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования. Можно исполь...
Методическая разработка Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда «Страницы памяти Ленинграда»
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.ОО "Художественно -эстетическое развитие"...