Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением зрения «Мы смотрим вперед!»
статья по логопедии
В статье рассматривается важность взаимодействия всех участников коррекционно-педагогического процесса в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_soprovozhdenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_narusheniem_zreniya.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением зрения
«Мы смотрим вперед!»
Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы в дошкольном учреждении с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества - педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.
Как правильно сориентироваться в ситуации родителям слабовидящего малыша, какими принципами руководствоваться при его воспитании? Времени на эксперименты нет: ведь вся будущая жизнь этого человека и его окружения зависит от того, какой фундамент личности сумеют родители и педагоги заложить сейчас. Осознав свою «неполноценность», многие дети начинают стесняться дефекта и переживать настолько, что, находясь в среде нормально видящих, часто доводят себя до крайней нервозности. Без целенаправленной работы педагогов и психологов по формированию адекватного отношения слабовидящих к своему дефекту, без адекватной позиции родителей к окончанию школы переживания по поводу неполноценности могут принять стойкий характер и, естественно, затруднить жизнь в обществе. Главной целью дошкольного образовательного учреждения является сохранение здоровья детей и предупреждение эмоционального неблагополучия.
Работу по комплексному психолого-педагогическому сопровождению начинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ. Первой задачей деятельности всех специалистов ДОУ по сопровождению развития ребёнка является сбор информации о ребёнке. При изучении медицинской карты обращается внимание на медико – эргономические рекомендации, на основе которых формулируются требования к средствам, формам и методам обучения и воспитания, коррекционно – развивающей работы. После психолого – медико – педагогического обследования ребёнка, специалисты ДОУ проводится заседание ПМПк (психолого – медико – педагогический консилиум), где обсуждают полученные результаты обследования и выносят коллегиальное заключение. Участники ПМПк определяют уровень сформированности познавательной, эмоционально – волевой, социальной сферы, продуктивных видов деятельности.
После составления коллегиального заключения определяется маршрут индивидуального развития ребёнка, составляется план индивидуальной работы, даются рекомендации каждым специалистом по работе с детьми с нарушением зрения. Работа с детьми ведется по единому для всех педагогов тематическому планированию (лексические темы),что дает большую эффективность при изучении материала.
Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная помощь может изменить судьбу ребенка даже при серьезных врожденных нарушениях психофизического развития.
Понимая, насколько каждый ребенок исключителен и нуждается в помощи, очень важно определить и разработать комплексные дифференцированные планы развития и программы обучения с учетом зоны ближайшего развития и потенциальных возможностей ребенка. Для этого в ДОУ созданы специальные условия для детей с нарушением зрения, разработана комплексная программа, соответствующая возможностям ребенка. Это связано с тем, что нарушение зрения и речи оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедленны процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения, из-за неудач и трудностей в учебе, игре и общении со сверстниками, дети бывают порой агрессивны, раздражительны и замкнуты. Таким образом, дети, посещающие дошкольное учреждение нуждаются не только в лечебно-восстановительном лечении, но и психолого-педагогическом сопровождении.
Обязательное условие эффективной работы – это взаимосвязь и слаженная работа всех служб в ДОУ: психологической, педагогической, медицинской. Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-офтальмолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, педагог – психолог, педагог дополнительного образования). Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно - педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму.
Первоочередными задачами, стоящими перед специалистами дошкольного учреждения, выступают: научить ребенка вступать в общение; помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свой физический недуг как повод для одиночества и формирования комплексов.
Важным аспектом считаем взаимодействие с семьей, имеющей ребенка с нарушением зрения— это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические по сравнению с семьями, имеющими здоровых детей, очень сложные психологические, социальные и педагогические проблемы. Поэтому сопровождение семьи становится одним из направлений комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Результат совместной работы специалистов дошкольного учреждения и родителей - это формирование адекватной позиции родителей в отношении ребенка и его дефекта.
В рамках данного направления организуются индивидуальные консультации для родителей и членов семьи по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, способствующие формированию более тесного контакта родителей со своим ребенком, освоению родителями методов и приемов воспитания, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах. Опыт работы показывает, что специально организованные занятия для детей с проблемами в развитии и их родителей дают в основном положительные результаты и способствуют гармоничному развитию воспитанников. Родители же, чувствуя поддержку коллектива дошкольного учреждения и заинтересованность в судьбе их ребенка, приобретают надежду и уверенность в завтрашнем дне.
Только совместная работа специалистов, воспитателей и родителей приведет к положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
Наш опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «врач-офтальмолог-дефектолог – логопед- психолог - педагог – ребенок – родитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"
Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...
Особенности зрительного восприятия У детей дошкольного возраста с нарушением зрения
консультация для педагогов...
презентация Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с особыми вариантами развития
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую п...
Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения
Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....
Приобщение детей к процессу слушания и чтения, как важному уровню интеллектуального развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
использование нетрадиционных форм работы с детьми и родителями...
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушением зрения.
Зрительная система — одна из самых хрупких систем человеческого организма, которая несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окру...
Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)
Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...