Занятийная деятельность "Говорящие пальчики" младшая группа
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Программа занятийной деятельности педагога с детьми младшей группы:
«Говорящие пальчики»»
Составил: Тестова Ирина Валентиновна,
воспитатель высшей квалификационной категории.
П.им.Мамонтова, 2021г
Содержание
| ||
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Актуальность программы | 3 |
3 | Цель рабочей программы | 3 |
4 | Задачи рабочей программы | 3-4 |
5 | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 4 |
6 | Формы работы | 4 |
7 | Направление работы | 4 |
8 | Методы и приёмы | 5- 6 |
9 | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
10 | Перспективное планирование работы | 6-12 |
11 | Литература | 12 |
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
1. Пояснительная записка.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
Я выбрала работу по данной теме, в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3 - 4 лет.
2. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.
3. Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
4. Задачи:
Обучающие:
1. Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности;
2. Развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
3.Знакомить детей с названием пальчиков.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
- Развивать речь детей
Воспитательные:
- Воспитывать в детях усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
5.Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
1. Принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
2. Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;
3. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
4. Принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
5. Принцип доступности, материал должен подбираться в соответствии с возрастом детей и быть понятным и интересным для них.
6. Формы работы:
- Упражнения для массажа рук;
- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;
- Упражнения без предметов;
- Упражнения с различными предметами;
- Гимнастика для пальцев;
- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;
- Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма
- Проговаривание речевого материала
- Комментирование пальчиковых действий.
Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, фланелеграф, картотека пальчиковых игр, картотека игр и упражнений с мячиком «Су-джок», необходимые материалы и инструменты
7. Работа над проектом осуществлялась в двух направлениях
РАБОТА С ДЕТЬМИ | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ |
Беседа | Беседа |
Проведение разных видов пальчиковых гимнастик | Оформление папок- передвижек |
Работа с пластилином, бумагой, красками | Проведение мастер классов |
Работа с крупами ( фасоль, рис, гречка, пшено, орехи лесные), песком. | Оформление информационного стенда |
Наблюдение | Проведение конкурсов (рисуем пальчиком; поделки из крупы) |
Работа со шнуровками, катушками, нитками | Подготовка материала для занятий |
Работа с мелкими и крупными по форме предметами (бусины, пуговицы и др) | Совместная деятельность на занятиях |
8.Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Игровой метод. В своей работе использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Форма работы в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики, проводятся один раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Работа по проекту
В первую очередь, начиная работу по проекту, целесообразно определить уровень развития речи у детей в группе. Это можно сделать с помощью теста (приложение 1). В моей группе возраст детей варьируется 3-4 года. В группе 10 человека. Уровень развития речи детей составил:
Высокий- 2 ребёнка
Средний – 6 детей
Низкий - 2 детей
Данная программа рассчитана на воспитанников второй группы раннего возраста 3-4 года.
Срок реализации программы – 1 год
Занятия проводятся один раз в неделю (во вторую половину дня).
Продолжительность занятий в младшей группе - 15 минут.
По данной теме, я изучила научно-методическую литературу, оформила картотеку пальчиковых игр; изготовила игры и игровые пособия;
провела консультации для родителей;
создала предметно развивающую среду, включающую:
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (грецкие орехи, ребристые карандаши, мячик-ёжик «Су-джок», набор прищепок);
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с крышечками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр,
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-наборы геометрических фигур,
-раскраски – штриховки,
-сухой бассейн (фасоль, горох, рис),
-игры со шнуром,
9. Планируемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
- Перспективный план работы на год
№ | СОДЕРЖАНИЕ | ЦЕЛЬ |
Октябрь № 1 | - Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
- Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)
- Пальчиковая гимнастика «В Детский сад идти пора»
- Артикуляционная гимнастика «Бегемот» | Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Обогащать словарный запас существительными |
№2
| - Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками «Ёжик».
- Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
- Пальчиковая игра «Мышка»
- Артикуляционная гимнастика Лягушки» | Развивать мелкую моторику. Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими трудовые действия |
№3.
| - Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)
-Пальчиковая игра «Солнышко»
- Аппликация «Первый снег» - Артикуляционная гимнастика «Слон» | Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики. Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Активизировать словарь. |
№4. | - Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками «Зарядка»
- Пальчиковая игра «Варись, варись, кашка»
- Лепка «Пирожное»
- Артикуляционная гимнастика «Змея» | Развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом. |
Ноябрь №1 | - Массаж пальчиков мячиком - ежиком « Мячик».
- Пальчиковая игра «Дом»
- Лепка «Пирамидка» - Артикуляционная гимнастика «Лошадка» | Учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Развивать мелкую моторику рук и пальцев., координацию общих движений |
№2
| - Массаж пальчиков карандашами «Карандаш в руке катаю» – катание карандаша между ладошками, по тыльной стороне руки, по всей длине пальчиков.
- Пальч. игра: «Дождь»
-И гра «Чудесный мешочек»
- Артикуляционная гимнастика «Котёнок лакает молоко» | Развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге». Развивать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка) |
№3
| - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»
- Пальч. игра «Котик» - Артикуляционная гимнастика «Шарики» - Аппликация«Забавный барашек» | Развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, упражнять детей в изготовлении аппликации |
№4
| - Массаж пальчиков с прищепками «Гусь»
- Рисование «Подарок жеребёнку».
- Игра «Чудесный мешочек» - Артикуляционная гимнастика «Почистим зубки» - Пальчиковая игра Колобок» | Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца. Развивать речевой слух, правильное речевое дыхание.
|
Декабрь №1 | - Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко - Рисование ватными палочками «Идет снег» - Артикуляционная гимнастика «Часики» - Пальчиковая игра «Зимняя прогулка» | Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев. учить выполнять движения в соответствии с текстом |
№2
| - Игра-массаж с платочком «Червячок»
-Аппликация «Коврик для котёнка».
- Пальчиковая игра «Солнышко» - Артикуляционная гимнастика «Шарик» - Артикуляционная гимнастика «Часики» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз. Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении. |
№3 | - Массаж пальцев пальчиков грецким орехом
- Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)
- Артикуляционная гимнастика «Блинчик»
- Пальчиковая игра «Повстречались два котёнка» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса. |
№4
| - Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)
- Пальчиковая игра ««Повстречались два котёнка»».
- Рисование пальчиками «Следы котёнка» | Формировать умение проговаривать строки стихотворения (п.и)произнести звуки, которые издают домашние и дикие животные и птицы. Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук. |
Январь
№1 | - Массаж карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями)
- Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
- Пальчиковая игра «Кулачок»
- Игра «облака ». На трафарете из бумаги приклеить комочки ваты, | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет. |
№2
| - Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу) .
- Лепка «Новогодняя шарики на елку». - Артикуляционная гимнастика Лягушка и слоник»
- Пальчиковая игра «Мышки» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик) . |
№3 | - Массаж пальчиков мячиком – ёжиком «Мальчик-пальчик»
- Пальчиковая игра «Елочка».
- Артикуляционная гимнастика Лошадка»
-Аппликация «Собери бусы на елку» - приклеивание бус на нитку. | Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения |
Февраль
№1 | - Массаж пальчиков мячиком ежиком «Зайки» - Пальчиковая игра «Птички»
- Артикуляционная гимнастика «Сдуй вату с ладошки»
- «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги и приклеивание их на лист. | Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Обогащать словарный запас существительными. |
№2
| - Массаж пальчиков мячиком – ёжиком «Вышли пальцы погулять»
- «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги приклеить комочки ваты) .
- Артикуляционная гимнастика «Сдуй вату с ладошки»
- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков. | Развивать мелкую моторику рук и пальцев Учить мелко рвать вату. |
№3
| - Массаж пальчиков мячиком ежиком «Дружная семья»
- Аппликация «Подарок папе»
- Артикуляционная гимнастика «Заборчик»
- Пальчиковая игра «Дружная семья» | Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Приучать слушать речь, понимать, о чем говориться в потешке, соотносить слова с действиями пальцев, развивать речь. |
№4
| - Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мальчик-пальчик»
- Игра «Чтоб Мишке было теплее». - Артикуляционная гимнастика «Шарик» - Пальчиковая игра «Повстречались» | Развивать мелкую моторику рук и пальцев Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «В берлоге». |
Март
№1 | - Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
- Пальчиковая игра «Оладушки».
- Аппликация крупой «Посыпаем дорожку» - Артикуляционная гимнастика «Качели» | Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу, развивать мелкую моторику пальцев). Активизировать словарь детей |
№2
| - Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
- Пальчиковая игра «Пёс».
- Артикуляционная гимнастика «Котёнок лакает молоко»
- Разложить в разные мисочки фасоль и горох. | Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата Развивать мелкую моторику пальцев |
№3 | - Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
- Пальчиковая игра «Оладушки»
- Артикуляционная гимнастика «Блинчик»
- Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки) . | Развивать способность к произвольному запоминанию текста. Помочь ребенку понять содержание песенки, развивать речевую активность. Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем. |
№4
| - Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
- Артикуляционная гимнастика «Блинчик»
- Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».
- «Червячки для грачей» - лепка из пластилина. | Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Активизировать словарный запас |
Апрель
№1 | - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»
-Артикуляционная гимнастика «Орешки»
- Пальчиковая игра «Плескалочка»
- Аппликация «Листочки распустились» | Учить называть цвета карандашей Обогащать словарный запас существительными. Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук. |
№2 | - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»
- Артикуляционная гимнастика «Лягушка» - Пальчиковая игра «Птички»
- Рисуем ватными палочками «Полянка» | Обогащать словарный запас прилагательными Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук. |
№3 | - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»
- Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».
- Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
- Аппликация приклеить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка. |
Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. Выполнить плавные движения рукой перед собой. Способствовать развитию речи. |
№4 | - Массаж пальчиков мячиком ежиком «Птички прилетели».
- Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)
- Пальчиковая игра «Птички».
- Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит» | Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений. Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла». |
Май
№1 | - Массаж пальчиков грецким орехом
- Рисование «Праздничный салют» раздувание краски трубочкой) - Пальчиковая игра «Солнце». - Артикуляционная гимнастика «Часики» | Учить выполнять движения ладонями в одну сторону. Обогащать словарный запас глаголами |
№2 | - Массаж пальчиков грецким орехом Рисование «Одуванчик» (оттиск скомканной жёлтой салфеткой)
- Пальчиковая игра «Жук».
- Артикуляционная гимнастика «Киска сердится» | Учить дуть поочередно на одну ладонь, затем на другую. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата
Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость |
11. Литература:
1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
2 «Пальчиковые игры» - Е.А.Ульева, 2012 г.
5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
14 «Уроки логопеда: игры для развития речи» Е.М.Косинова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Рябинушка» филиал МКДОУ«Детский сад №3 «Рябинушка» Детский сад «Ласточка»
Поспелихинского района
Алтайского края
Программа занятийной деятельности педагога с детьми младшей группы:
«Говорящие пальчики»»
Составил: Тестова Ирина Валентиновна,
воспитатель высшей квалификационной категории.
П.им.Мамонтова, 2021г
Содержание | ||
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Актуальность программы | 3 |
3 | Цель рабочей программы | 3 |
4 | Задачи рабочей программы | 3-4 |
5 | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 4 |
6 | Формы работы | 4 |
7 | Направление работы | 4 |
8 | Методы и приёмы | 5- 6 |
9 | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
10 | Перспективное планирование работы | 6-12 |
11 | Литература | 12 |
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
1. Пояснительная записка.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
Я выбрала работу по данной теме, в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3 - 4 лет.
2. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.
3. Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
4. Задачи:
Обучающие:
1. Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности;
2. Развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
3.Знакомить детей с названием пальчиков.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
- Развивать речь детей
Воспитательные:
- Воспитывать в детях усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
5.Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
1. Принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
2. Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;
3. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
4. Принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
5. Принцип доступности, материал должен подбираться в соответствии с возрастом детей и быть понятным и интересным для них.
6. Формы работы:
- Упражнения для массажа рук;
- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;
- Упражнения без предметов;
- Упражнения с различными предметами;
- Гимнастика для пальцев;
- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;
- Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма
- Проговаривание речевого материала
- Комментирование пальчиковых действий.
Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, фланелеграф, картотека пальчиковых игр, картотека игр и упражнений с мячиком «Су-джок», необходимые материалы и инструменты
7. Работа над проектом осуществлялась в двух направлениях
РАБОТА С ДЕТЬМИ | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ |
Беседа | Беседа |
Проведение разных видов пальчиковых гимнастик | Оформление папок- передвижек |
Работа с пластилином, бумагой, красками | Проведение мастер классов |
Работа с крупами ( фасоль, рис, гречка, пшено, орехи лесные), песком. | Оформление информационного стенда |
Наблюдение | Проведение конкурсов (рисуем пальчиком; поделки из крупы) |
Работа со шнуровками, катушками, нитками | Подготовка материала для занятий |
Работа с мелкими и крупными по форме предметами (бусины, пуговицы и др) | Совместная деятельность на занятиях |
8.Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Игровой метод. В своей работе использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Форма работы в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Занятия, которые способствуют развитию мелкой моторики, проводятся один раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Работа по проекту
В первую очередь, начиная работу по проекту, целесообразно определить уровень развития речи у детей в группе. Это можно сделать с помощью теста (приложение 1). В моей группе возраст детей варьируется 3-4 года. В группе 10 человека. Уровень развития речи детей составил:
Высокий- 2 ребёнка
Средний – 6 детей
Низкий - 2 детей
Данная программа рассчитана на воспитанников второй группы раннего возраста 3-4 года.
Срок реализации программы – 1 год
Занятия проводятся один раз в неделю (во вторую половину дня).
Продолжительность занятий в младшей группе - 15 минут.
По данной теме, я изучила научно-методическую литературу, оформила картотеку пальчиковых игр; изготовила игры и игровые пособия;
провела консультации для родителей;
создала предметно развивающую среду, включающую:
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (грецкие орехи, ребристые карандаши, мячик-ёжик «Су-джок», набор прищепок);
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с крышечками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр,
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-наборы геометрических фигур,
-раскраски – штриховки,
-сухой бассейн (фасоль, горох, рис),
-игры со шнуром,
9. Планируемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
- Перспективный план работы на год
№ | СОДЕРЖАНИЕ | ЦЕЛЬ |
Октябрь № 1 | - Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. - Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику) - Пальчиковая гимнастика «В Детский сад идти пора» - Артикуляционная гимнастика «Бегемот» | Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Обогащать словарный запас существительными |
№2
| - Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками «Ёжик». - Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) - Пальчиковая игра «Мышка» - Артикуляционная гимнастика Лягушки» | Развивать мелкую моторику. Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими трудовые действия |
№3.
| - Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка) -Пальчиковая игра «Солнышко» - Аппликация «Первый снег» - Артикуляционная гимнастика «Слон» | Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики. Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Активизировать словарь. |
№4. | - Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками «Зарядка» - Пальчиковая игра «Варись, варись, кашка» - Лепка «Пирожное» - Артикуляционная гимнастика «Змея» | Развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом. |
Ноябрь №1 | - Массаж пальчиков мячиком - ежиком « Мячик». - Пальчиковая игра «Дом» - Лепка «Пирамидка» - Артикуляционная гимнастика «Лошадка» | Учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Развивать мелкую моторику рук и пальцев., координацию общих движений |
№2
| - Массаж пальчиков карандашами «Карандаш в руке катаю» – катание карандаша между ладошками, по тыльной стороне руки, по всей длине пальчиков. - Пальч. игра: «Дождь» -И гра «Чудесный мешочек» - Артикуляционная гимнастика «Котёнок лакает молоко» | Развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге». Развивать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка) |
№3
| - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки» - Пальч. игра «Котик» - Артикуляционная гимнастика «Шарики» - Аппликация«Забавный барашек» | Развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, упражнять детей в изготовлении аппликации |
№4
| - Массаж пальчиков с прищепками «Гусь» - Рисование «Подарок жеребёнку». - Игра «Чудесный мешочек» - Артикуляционная гимнастика «Почистим зубки» - Пальчиковая игра Колобок» | Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца. Развивать речевой слух, правильное речевое дыхание.
|
Декабрь №1 | - Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко - Рисование ватными палочками «Идет снег» - Артикуляционная гимнастика «Часики» - Пальчиковая игра «Зимняя прогулка» | Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев. учить выполнять движения в соответствии с текстом |
№2
| - Игра-массаж с платочком «Червячок» -Аппликация «Коврик для котёнка».
- Пальчиковая игра «Солнышко» - Артикуляционная гимнастика «Шарик» - Артикуляционная гимнастика «Часики» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз. Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении. |
№3 | - Массаж пальцев пальчиков грецким орехом - Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) - Артикуляционная гимнастика «Блинчик» - Пальчиковая игра «Повстречались два котёнка» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса. |
№4
| - Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка) - Пальчиковая игра ««Повстречались два котёнка»». - Рисование пальчиками «Следы котёнка» | Формировать умение проговаривать строки стихотворения (п.и)произнести звуки, которые издают домашние и дикие животные и птицы. Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук. |
Январь №1 | - Массаж карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями) - Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» - Пальчиковая игра «Кулачок» - Игра «облака ». На трафарете из бумаги приклеить комочки ваты, | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет. |
№2
| - Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу) .
- Лепка «Новогодняя шарики на елку». - Артикуляционная гимнастика Лягушка и слоник» - Пальчиковая игра «Мышки» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик) . |
№3 | - Массаж пальчиков мячиком – ёжиком «Мальчик-пальчик» - Пальчиковая игра «Елочка».
- Артикуляционная гимнастика Лошадка» -Аппликация «Собери бусы на елку» - приклеивание бус на нитку. | Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения |
Февраль №1 | - Массаж пальчиков мячиком ежиком «Зайки» - Пальчиковая игра «Птички» - Артикуляционная гимнастика «Сдуй вату с ладошки» - «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги и приклеивание их на лист. | Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Обогащать словарный запас существительными. |
№2
| - Массаж пальчиков мячиком – ёжиком «Вышли пальцы погулять» - «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги приклеить комочки ваты) . - Артикуляционная гимнастика «Сдуй вату с ладошки» - Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков. | Развивать мелкую моторику рук и пальцев Учить мелко рвать вату. |
№3
| - Массаж пальчиков мячиком ежиком «Дружная семья» - Аппликация «Подарок папе» - Артикуляционная гимнастика «Заборчик» - Пальчиковая игра «Дружная семья» | Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Приучать слушать речь, понимать, о чем говориться в потешке, соотносить слова с действиями пальцев, развивать речь. |
№4
| - Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мальчик-пальчик» - Игра «Чтоб Мишке было теплее». - Артикуляционная гимнастика «Шарик» - Пальчиковая игра «Повстречались» | Развивать мелкую моторику рук и пальцев Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «В берлоге». |
Март №1 | - Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. - Пальчиковая игра «Оладушки». - Аппликация крупой «Посыпаем дорожку» - Артикуляционная гимнастика «Качели» | Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу, развивать мелкую моторику пальцев). Активизировать словарь детей |
№2
| - Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. - Пальчиковая игра «Пёс».
- Артикуляционная гимнастика «Котёнок лакает молоко» - Разложить в разные мисочки фасоль и горох. | Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата Развивать мелкую моторику пальцев |
№3 | - Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. - Пальчиковая игра «Оладушки» - Артикуляционная гимнастика «Блинчик» - Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки) . | Развивать способность к произвольному запоминанию текста. Помочь ребенку понять содержание песенки, развивать речевую активность. Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем. |
№4
| - Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. - Артикуляционная гимнастика «Блинчик» - Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик». - «Червячки для грачей» - лепка из пластилина. | Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Активизировать словарный запас |
Апрель №1 | - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки» -Артикуляционная гимнастика «Орешки» - Пальчиковая игра «Плескалочка» - Аппликация «Листочки распустились» | Учить называть цвета карандашей Обогащать словарный запас существительными. Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук. |
№2 | - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки» - Артикуляционная гимнастика «Лягушка» - Пальчиковая игра «Птички» - Рисуем ватными палочками «Полянка» | Обогащать словарный запас прилагательными Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук. |
№3 | - Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки» - Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять». - Артикуляционная гимнастика «Улыбка» - Аппликация приклеить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка. |
Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. Выполнить плавные движения рукой перед собой. Способствовать развитию речи. |
№4 | - Массаж пальчиков мячиком ежиком «Птички прилетели». - Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) - Пальчиковая игра «Птички». - Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит» | Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений. Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла». |
Май №1 | - Массаж пальчиков грецким орехом - Рисование «Праздничный салют» раздувание краски трубочкой) - Пальчиковая игра «Солнце». - Артикуляционная гимнастика «Часики» | Учить выполнять движения ладонями в одну сторону. Обогащать словарный запас глаголами |
№2 | - Массаж пальчиков грецким орехом Рисование «Одуванчик» (оттиск скомканной жёлтой салфеткой)
- Пальчиковая игра «Жук». - Артикуляционная гимнастика «Киска сердится» | Учить дуть поочередно на одну ладонь, затем на другую. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата
Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость |
11. Литература:
1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
2 «Пальчиковые игры» - Е.А.Ульева, 2012 г.
5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
14 «Уроки логопеда: игры для развития речи» Е.М.Косинова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятийной деятельности для старшей группы ФЦКМ.
Образовательная область: познавательное развитиеТема: «В гости к нам пришла зима»Программное содержание:-обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-979856-1511952682.jpg)
Занятийная игра в младшей группе "Больница для зверей"
Занятийная игра в младшей группе"Больница для зверей"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-931526-1570543630.jpg)
Конспект непосредственно занятийной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Грамотные пешеходы»
Данный материал поможет закрепить правила дорожного движения, научить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. Познакомить детей с понят...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-979856-1511952682.jpg)
Конспект занятийной игры по окружающему миру «Времена года» во II группе раннего возраста
Конспект занятийной игры по окружающему миру «Времена года»во II группе раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/15/picture-1075001-1544852593.jpg)
Занятийная деятельность "Акварелька" для младшей группы дошкольного возраста
Искусство играет важную рольв духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально - нравственного опы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/15/picture-1075001-1544852593.jpg)
Занятийная деятельность "Волшебное тесто" для младшей группы дошкольного возраста
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук. Уровень развития моторики &ndash...