Занятийная деятельность "Акварелька" для младшей группы дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Искусство играет важную рольв духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально - нравственного опыта ребенка. Цель обучения изобразительной деятельности - развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувст ребенка. Самое главное - н обучать, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polishchuk_zanyatiynaya_akvarelka.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Рябинушка»
Поспелихинского района, Алтайского края
Рабочая программа
по теме: «Акварелька»
для младшего дошкольного возраста
Разработчик: Полищук Н.В.,
Воспитатель ДОУ
С. Поспелиха
2017-2017г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребенка. Стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.
Изобразительное творчество- специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка- непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству- отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству. Уже в дошкольном детстве- залог будущих успехов.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве. Чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Актуальность:
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании. Таким образом , развивается творческая личность.
Цель:создание условий для развития творческих способностей у младших дошкольников, их эстетического развития.
Задачи:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Для реализации этих задач необходимо создания следующих условий:
Создание художественно-развивающей среды в группе детского сада.
Разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями. Проводятся следующие формы работы : беседы, консультации, папки-передвижки, выставки.
Методы и приемы обучения:
Словесные (рассказ, беседы, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение).
Наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание).
Практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей).
Предполагаемый результат:
Будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе рисования различными методами, появится желание создавать разнообразные рисунки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
Дети смогут самостоятельно применять нетрадиционные приёмы рисования.
После освоения содержания программы дети готовы и способны:
Самостоятельнонарисовать несложную картинку.
Рисовать, используя нетрадиционную технику.
Рассказать о нетрадиционных техниках рисования.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
№ | Занятие | Цель и задачи | Пространственное планирование |
1. | «Солнышко» (рисование ладошками) | Формировать умение рисовать ладошками, рисовать солнышко, воспитывать аккуратность. | Альбомный лист, гуашь. |
2. | « Овощи» (рисование поролоном) | Формировать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы с помощью трафарета поролоном. Развивать речь и мышление. Воспитывать аккуратность, терпение. | Картинки с изображением овощей. Корзинка, натуральный картофель, свекла и морковь. Альбомный лист, гуашь, поролоновый тампон, стакан с водой, трафареты моркови и свеклы. |
3. | Мандарин и апельсин (рисование поролоном, гуашь) | Формировать умение детей поролоном и закрашивать округлые формы большого и маленького размера;. Закреплять понятия большой - маленький .Развивать речь и мышление. Учить осознанно переключать внимание. | Два игрушечных зайца (большой и маленький), натуральные фрукты – апельсин и мандарин. Альбомный лист (его нужно согнуть пополам, а затем разогнуть), гуашь, кисть, стакан с водой. |
4. | Виноград (рисование пальчиками, гуашь) | Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость. | Игрушечная ворона (или другая птица), картинки с ягодами (земляника, красная рябина, виноград, вишни). Половинка альбомного листа, гуашь, кисть, мисочка с водой, тряпочка. |
Октябрь.
№ | Занятие | Цель и задачи | Пространственное планирование |
1. | Дождик (гуашь, рисование поролоном) | Формировать умение рисовать поролоновым тампоном облака и ватными палочками капли дождя. Воспитывать любовь к природе | Альбомный лист, поролоновый тампон, ватные палочки гуашь, мисочка с водой |
2. | Осенний листопад (гуашь, рисование поролоном) | Формировать умение рисовать поролоновым тампоном, Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение работать коллективно | Осенние листья. Ватман , поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой. |
3. | Дерево осеннее (рисование пальчиками, гуашь | Формировать умение рисовать пальчиками, дорисовывать рисунок. Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение работать аккуратно | Альбомный лист с нарисованным силуэтом дерева, гуашь, салфетки |
4. | Ежик(гуашь, рисование поролоном) | Формировать умения и навыки рисования поролоновым тампоном линии. Продолжать упражнять в рисовании нетрадиционными способами рисования. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость, желание помочь. | Альбомный лист с, трафарет силуэта ёжика, гуашь, поролон |
Ноябрь
№ | Занятие | Цель и задачи | Пространственное планирование |
1. | Украсим салфетку(рисование пальчиками, гуашь) | Формировать умение рисовать пальчиками, составлять узор | Альбомный лист, с ,гуашь |
2. | Платье для куклы (Рисование оттисками печати) | Формировать умение рисовать отпечатками, дорисовывать рисунок. Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение работать аккуратно | Альбомный лист, с нарисованным силуэтом платья, гуашь, печати с рисунками |
3. | Чашка, для МИШУТКИ (рисование пальчиками, гуашь) | Продолжать формировать умение рисовать пальчиками, составлять узор. Воспитывать отзывчивость и доброту | Вырезанный силуэт чашки, гуашь |
4. | Мячики для котят (гуашь, рисование поролоном) | Формировать умение рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Две мягкие игрушки – котята. Альбомный лист, на котором нарисованы два котенка; поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой. |
Декабрь
№ | Занятие | Цель и задачи | |
1. | Снегопад (рисование пальчиками, гуашь) | Продолжать формировать умение рисовать пальчиками, развивать творчество | Альбомный лист голубого цвета ,гуашь |
2. | Наряжаем ёлочку (рисование поролоном, гуашь)занятие 1 | Продолжать формировать умение рисовать с помощью трафарета и поролона | Альбомный лист, трафарет ёлочки, поролон, гуашь |
3. | Наряжаем ёлочку (рисование пальчиками, гуашь)занятие 2 | Продолжать формировать умение рисовать пальчиками, развивать творчество | Рисунок ёлочки с первого занятия |
4. | Бусы (рисование поролоном, гуашь) | Формировать умение рисовать поролоновым тампоном круглые предметы | Ватман , поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой. |
Январь
№ | Занятие | Цель и задачи | Пространственное планирование |
1. | Узоры Деда Мороза | Познакомить детей с приёмом рисования кляксография; развивать фантазию, воображение; Воспитывать интерес к творчеству. | Тонированный альбомный лист голубого цвета, гуашь, трубочки для коктейля. |
2. | Зайчик на снегу (рисование точками пуантилизм) | Познакомить детей с новым способом рисования ; Развивать творчество, воображение, воспитывать любовь к животным. | Тонированный альбомный лист голубого цвета, гуашь, ватные палочки |
3. | Снегирь | Продолжать формировать умения рисовать нетрадиционными способами, вызывать радость от собственного творчества | Альбомный лист с нарисованной кормушкой, поролоновый тампон, ватные палочки, гуашь |
Февраль
№ | Занятие | Цель и задачи | Пространственное планирование |
1. | Зимние забавы (рисование скомканной бумагой и ватными палочками) | Формировать умение рисовать скомканной бумагой, развивать творчество; прививать любовь рисованию | Тонированный альбомный лист голубого цвета, гуашь, комок бумаги, ватные палочки |
2. | Самолёт | Продолжать знакомить детей с приёмами нетрадиционного рисования; Формировать умение пользоваться трафаретами; воспитывать любовь к родине. | Альбомный лист, трафарет самолёта, гуашь голубого цвета, поролоновый тампон |
3. | Российский флаг | Закреплять умения пользоваться нетрадиционными способами рисования (рисование поролоном); воспитывать патриотизм, любовь к Родине. | Альбомный лист с нарисованным воском силуэтом флага, гуашь, поролоновый тампон |
4. | Тонирование бумаги для открытки (мыльные пузыри) | Тонирование бумаги для открытки (мыльные пузыри) | Альбомный лист, гуашь, разведённая мылом, трубочки для коктейля |
Март
№ | Занятие | Цель и задачи | Пространственное планирование |
1. | Открытка для мамы | Закреплять умения рисовать поролоном , пользуясь трафаретом; развивать чувство цвета; воспитывать желание приносить радость близким | Альбомный лист, протонированный на предыдущем занятии, трафарет восьмёрки, гуашь, поролон |
2. | По замыслу. Что мы умеем | Формировать умение выбирать тему для рисунка и способ рисования; развивать чувство цвета | Альбомный лист, гуашь разного цвета, поролон, ватные палочки |
3. | Букет (кляксография | Формирование умения рисовать методом кляксограффии; развивать фантазию, воображение; Воспитывать интерес к творчеству | Альбомный лист, гуашь, трубочки для коктейля |
4. | Берёзовые веточки | Закреплять навыки и умения детей пользоваться различными способами рисования, развивать творчество; воспитывать любовь к природе. | Альбомный лист, гуашь, кисточки, ватные палочки. |
Апрель
№ | Занятие | Цель и задачи | |
1. | Тонирование бумаги к рисунку «Космос» | Познакомить с новым способом рисования; формировать умения тонировать бумагу различными способами; воспитывать усидчивость, трудолюбие | Альбомный лист, гуашь, восковые свечи, восковые мелки. |
2. | Космос | Познакомить детей с новым способом рисования; расширять кругозор , словарь детей; воспитывать патриотические чувства | Познакомить детей с новым способом рисования; расширять кругозор , словарь детей; воспитывать патриотические чувства |
3. | Цыплята | Закреплять умения и навыки рисования различными способами; развивать чувство цвета; формировать умения составлять сюжет | Альбомный лист, гуашь, комочки бумаги, кисть |
4. | Птичий двор (коллективное, различными способами) | Закреплять умения и навыки рисования различными способами; развивать чувство цвета; формировать умения составлять сюжет; воспитывать умение работать коллективно | Ватман, гуашь, ватные палочки, комочки бумаги, поролон. |
Май
№ | Занятие | Цель и задачи | Пространственное планирование |
1. | Праздничный салют (кляксография, мыльными пузырями) | Закреплять умения и навыки различного рисования; развивать творчество; воспитывать самостоятельность при выборе способов рисования. | Тонированный альбомный лист, гуашь, гуашь разведённая мылом, трубочки для коктейля. |
2. | Одуванчики | Закреплять умения и навыки рисования различными способами; развивать чувство цвета; формировать умения составлять сюжет; воспитывать любовь к природе | Альбомный лист, гуашь, поролон, комочки бумаги. |
3. | Картина в подарок (итоговое занятие) | Закреплять умения и навыки рисования различными способами; развивать чувство цвета; формировать умения составлять сюжет; воспитывать любовь к рисованию. | Альбомный лист, гуашь, поролон, комочки бумаги, ватные палочки. |
Продолжительность занятий по ознакомлению детей с программой « Акварелька» составляет 15-20 минут. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю. Сроки реализации программы - 1 учебный год (2017-2018г).
Список литературы:
1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
2. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
4. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
7. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
8. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
9. Лыкова А. И. «Цветные ладошки» авторская программа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника для детей младшей группы дошкольного возраста "Колобок"
Цели: Повышать двигательную активность малышей; формировать их воображение, используя сюжеты сказок; воспитывать любовь к русскому народному творчеству....
Мелкая моторика у детей младшей группы дошкольного возраста. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...
Конспект открытого интегрированного занятия в младшей группе дошкольного возраста "Кошкин дом"
Дидактический материал по правилам пожарной безопасности для детей младшего дошкольного возрастаАвторские: стихи, загадки, пословицыКонспект открытого интегрированного занятия в младшей группе дошколь...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе дошкольного возраста по теме «Знакомство с русской избой».
Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям....
Методическая разработка по изготовлению "Лэпбука" по развитию речи для первой младшей группы дошкольного возраста.
Мягкая книга с рускими сказками, с лесными животными по временам года....
Занятийная деятельность "Волшебное тесто" для младшей группы дошкольного возраста
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук. Уровень развития моторики &ndash...