Ох уж эти звуки Ш и Ж!
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Великородная Галина Владимировна

Несформированность шипящих звуков – это одно из наиболее распространенных нарушений звукопроизношения у детей. Данные звуки в норме появляются в речи детей к четырем, четырем с половиной годам. Но очень часто мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда детки не в состоянии самостоятельно научиться их говорить и им просто необходима помощь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oh_uzh_eti_zvuki_sh_i_zh.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Ох уж эти звуки [ш] и [ж]!

Веселая артикуляционная гимнастика

Причинами этого могут быть: ограничение подвижности кончика языка, когда ребеночек оказывается не в состоянии поднять язык вверх, короткая подъязычная связка, так же мешающаяверхнему подъему язычка, низкий тонус мышц губ и щек. Недостаточная активность губ приводит к тому, что ребенок не может принять нужный артикуляционный уклад, в результате чего звук получается искаженным. Недостаточно развитые мышцы щек, при произнесении шипящих звуков раздуваются, и воздушная струя идет не в вверх, а в стороны, что также приводит к искаженному звучанию данных звуков.

Для устранения всех вышеперечисленных причин рекомендуется ежедневно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий улучшению кровоснабжение органов артикуляции, улучшению их иннервации, укреплению мышцы языка, губ, щек. Ребенок учится удерживать артикуляционную позу для правильного произношения звуков [ш] и [ж].

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

Чередование положений губ.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

2. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

3. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

1. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

2. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

3. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

4. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

5. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

6. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...