Реализация stem-подхода в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на этапе подготовки к школе
учебно-методический материал по логопедии

Олейник Людмила Михайловна

В статье рассмотрены основные направления реализации stem-подхода в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №74 г. Белгорода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_marafon_statya.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация stem-подхода в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на этапе подготовки к школе.

Современная государственная политика в области дошкольного образования делает акцент на необходимости воспитания инженерных кадров, которые будут способны работать в важнейших технологических направлениях при создании прорывных технологий.

На базе МАДОУ детского сада №74, имеющего статус «Региональная инновационная площадка», проводится апробация парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», разработаная Т. В. Волосовец, В. А. Марковой, С. А. Авериным. Данная программа состоит из 6-ти отдельных образовательных модулей, рекомендованных как к комплексному, так и к самостоятельному использованию.

Программа учитывает особенности развития детей дошкольного возраста, опирается на проектную деятельность, но использует игровую деятельность как ведущую.

Воспитатели и логопеды логопедических групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи МАДОУ используют stem-подход в своей ежедневной работе при реализации адаптированной основной образовательной программы, чтобы обеспечить формирование stem – компетенций, для интеллектуального развития детей и формирования их социальных навыков.

В логопедических группах МАДОУ воспитываются дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР).

Для детей с общим недоразвитием речи характерны:

-системное нарушение всех компонентов речи;

-недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов действительности;

 -недоразвитие общей и мелкой моторики.

-отставание в развитии словесно-логического мышления;

-слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;

-недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.

Коррекционная работа в логопедических группах ведётся с учётом психоэмоциональных, физиологических, речевых особенностей детей и направлена на максимальное исправление недостатков развития, в том числе, с использованием stem-технологий.

В логопедических группах МАДОУ д/с №74 работа с использованием stem-подхода начинается с дидактической системы Фридриха Фребеля, то есть, с традиционного конструирования. Материально-техническое оснащение данного модуля представлено деревянными объемными телами и плоскостными фигурами, окрашенными и не имеющими окраски. Создавая различные виды построек, дети на практике осваивают свойства этих тел.

Освоение парциальной модульной программы на данном этапе позволяет детям с тяжелыми нарушениями речи развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию. Дети учатся правильно воспринимать сенсорные эталоны, осуществляется развитие словесной ориентации, обучение способам анализа, группировки, классификации, формируется умение работать в группе.

Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» оказался эффективен для решения коррекционных задач при его использовании в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Дети проводят опыты с объектами неживой природы: с песком, с почвой, с водой. Через систему наблюдений за объектами природы дети осваивают их свойства, обогащая свой опыт, расширяя объём сведений об окружающем мире.

При работе с данным модулем используется практическое экспериментирование в совокупности с умственным, - обучение детей по результатам эксперимента анализировать и делать определённые выводы. Обучение основывается на умении детей не просто ставить опыты, а думать над тем, что в результате этого опыта получилось. Происходит общее интеллектуальное развитие и развитие системного мышления, когда дети начинают видеть мир как совокупность разных объектов. Изменив свойства одного объекта, изменяются свойства всей системы.

Для Лего-конструирования в МАДОУ при реализации stem-подхода для детей разных возрастных групп используются разные виды Lego-конструкторов.

Работа с Lego-конструктором осуществляется в 3 этапа:

На первом этапе дети конструируют по схеме или по рисунку. На данном этапе конструирование начинается со взрослым (с применением схем или без них), а в дальнейшем переходит в самостоятельное конструирование по схеме, чертежу, рисунку.

На втором этапе работы детям предлагаются задания, при выполнении которых нужно применять творческие решения на основе базовой модели (петух с более пышным хвостом, более длинная змея, сделать из летнего дерева осеннее).

И наконец, на третьем этапе, происходит самостоятельное творческое конструирование - индивидуальное или коллективное (создание совместных построек).

Одна из приоритетных задач, решаемая при Lego-конструировании - развитие системного мышления у детей-логопатов. Главное – не обучение детей созданию роботов, созданию каких-то конструкций из Lego просто для того, чтобы они создавали. Главное – это развитие с дошкольного возраста инженерного мышления, под которым понимается умение видеть любой объект как систему, понимание того, что изменения отдельных элементов ведет к изменению системы в целом. Ребёнок должен понимать из чего состоит та или иная конструкция и уметь с ней работать, составлять целое из частей. Основное направление работы при использовании stem-подхода - не формирование узких навыков и узких способностей как, например, умение конструировать. Это лишь средство для интеллектуального развития, для развития инженерного мышления.

Во всех формах реализации программы stem-образования используются возможности сотрудничества детей, их коллективной работы, выполнение заданий, которые требуют участия нескольких детей. Так как совместно с развитием мышления, интеллекта, развитием психических процессов, необходимо развивать ещё и социальные навыки: навык взаимодействия, навык сотрудничества.

Таким образом при использовании stem-подхода в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется стойкая коррекция их психоэмоциональных, физиологических, речевых особенностей: развивается мелкая моторика, восполняется объём сведений об окружающем мире, происходит развитие словесно-логического мышления,  развиваются процессы внимания и воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»

Занятие  на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Творческий отчёт по долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой» в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речецветик»

Творческий отчётпо долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой»в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речец...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: "Космическая тренировка"

Цель: организовать деятельность детей, направленную на формирование лексико-грамматической стороны речи и навыков фонематического анализа и синтеза по теме «Космос».Задачи:- коррекционно-о...