Реализация stem-подхода в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на этапе подготовки к школе
учебно-методический материал по логопедии

Олейник Людмила Михайловна

В статье рассмотрены основные направления реализации stem-подхода в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №74 г. Белгорода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_marafon_statya.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация stem-подхода в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на этапе подготовки к школе.

Современная государственная политика в области дошкольного образования делает акцент на необходимости воспитания инженерных кадров, которые будут способны работать в важнейших технологических направлениях при создании прорывных технологий.

На базе МАДОУ детского сада №74, имеющего статус «Региональная инновационная площадка», проводится апробация парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», разработаная Т. В. Волосовец, В. А. Марковой, С. А. Авериным. Данная программа состоит из 6-ти отдельных образовательных модулей, рекомендованных как к комплексному, так и к самостоятельному использованию.

Программа учитывает особенности развития детей дошкольного возраста, опирается на проектную деятельность, но использует игровую деятельность как ведущую.

Воспитатели и логопеды логопедических групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи МАДОУ используют stem-подход в своей ежедневной работе при реализации адаптированной основной образовательной программы, чтобы обеспечить формирование stem – компетенций, для интеллектуального развития детей и формирования их социальных навыков.

В логопедических группах МАДОУ воспитываются дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР).

Для детей с общим недоразвитием речи характерны:

-системное нарушение всех компонентов речи;

-недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов действительности;

 -недоразвитие общей и мелкой моторики.

-отставание в развитии словесно-логического мышления;

-слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;

-недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.

Коррекционная работа в логопедических группах ведётся с учётом психоэмоциональных, физиологических, речевых особенностей детей и направлена на максимальное исправление недостатков развития, в том числе, с использованием stem-технологий.

В логопедических группах МАДОУ д/с №74 работа с использованием stem-подхода начинается с дидактической системы Фридриха Фребеля, то есть, с традиционного конструирования. Материально-техническое оснащение данного модуля представлено деревянными объемными телами и плоскостными фигурами, окрашенными и не имеющими окраски. Создавая различные виды построек, дети на практике осваивают свойства этих тел.

Освоение парциальной модульной программы на данном этапе позволяет детям с тяжелыми нарушениями речи развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию. Дети учатся правильно воспринимать сенсорные эталоны, осуществляется развитие словесной ориентации, обучение способам анализа, группировки, классификации, формируется умение работать в группе.

Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» оказался эффективен для решения коррекционных задач при его использовании в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Дети проводят опыты с объектами неживой природы: с песком, с почвой, с водой. Через систему наблюдений за объектами природы дети осваивают их свойства, обогащая свой опыт, расширяя объём сведений об окружающем мире.

При работе с данным модулем используется практическое экспериментирование в совокупности с умственным, - обучение детей по результатам эксперимента анализировать и делать определённые выводы. Обучение основывается на умении детей не просто ставить опыты, а думать над тем, что в результате этого опыта получилось. Происходит общее интеллектуальное развитие и развитие системного мышления, когда дети начинают видеть мир как совокупность разных объектов. Изменив свойства одного объекта, изменяются свойства всей системы.

Для Лего-конструирования в МАДОУ при реализации stem-подхода для детей разных возрастных групп используются разные виды Lego-конструкторов.

Работа с Lego-конструктором осуществляется в 3 этапа:

На первом этапе дети конструируют по схеме или по рисунку. На данном этапе конструирование начинается со взрослым (с применением схем или без них), а в дальнейшем переходит в самостоятельное конструирование по схеме, чертежу, рисунку.

На втором этапе работы детям предлагаются задания, при выполнении которых нужно применять творческие решения на основе базовой модели (петух с более пышным хвостом, более длинная змея, сделать из летнего дерева осеннее).

И наконец, на третьем этапе, происходит самостоятельное творческое конструирование - индивидуальное или коллективное (создание совместных построек).

Одна из приоритетных задач, решаемая при Lego-конструировании - развитие системного мышления у детей-логопатов. Главное – не обучение детей созданию роботов, созданию каких-то конструкций из Lego просто для того, чтобы они создавали. Главное – это развитие с дошкольного возраста инженерного мышления, под которым понимается умение видеть любой объект как систему, понимание того, что изменения отдельных элементов ведет к изменению системы в целом. Ребёнок должен понимать из чего состоит та или иная конструкция и уметь с ней работать, составлять целое из частей. Основное направление работы при использовании stem-подхода - не формирование узких навыков и узких способностей как, например, умение конструировать. Это лишь средство для интеллектуального развития, для развития инженерного мышления.

Во всех формах реализации программы stem-образования используются возможности сотрудничества детей, их коллективной работы, выполнение заданий, которые требуют участия нескольких детей. Так как совместно с развитием мышления, интеллекта, развитием психических процессов, необходимо развивать ещё и социальные навыки: навык взаимодействия, навык сотрудничества.

Таким образом при использовании stem-подхода в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется стойкая коррекция их психоэмоциональных, физиологических, речевых особенностей: развивается мелкая моторика, восполняется объём сведений об окружающем мире, происходит развитие словесно-логического мышления,  развиваются процессы внимания и воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»

Занятие  на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Творческий отчёт по долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой» в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речецветик»

Творческий отчётпо долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой»в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речец...