Игры на развитие чувства ритма
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

 

Игры для развития ритмического чувства.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры на развитие чувства ритма20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития ритмического чувства.

“Потанцуем?”

игра – танец. “В ритме вальса”. Послушайте музыку вальса. Какой ритму этого танца? (плавный, неторопливый, летящий). На какой счёт будем танцевать вальс? (раз, два, три) прохлопаем его в ладоши.

Аналогично проводим игры “в ритме марша, танго, и т.д.

“Найти различия”.

Определи различия в звучании двух текстов: стихотворного и прозаического. В каком тексте ударные и безударные слоги чередуются равномерно, ритмично?

  1. Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Весеннюю леса красу…

А.Майков

2. Золотой лист уж кроет в лесу влажную землю.

Я смело топчу ногой весеннюю красу леса.

“Мяч”

Играя в мяч, читаем стихотворение “Мяч”:

Мой

Весёлый

Звонкий

Мяч

Ты

Куда

Помчался

Вскачь?

Жёлтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой.

“Научим матрёшек танцевать”

У каждого ребёнка деревянная матрёшка из счётного набора.

Дети стучат ритмы, заданные педагогом, можно проговаривать слоги типа:

Та – ти – ти

па – пи – пи

ка – та – та

да – ди – ди

Ра – Ра – Ра – ри – ри

са – са – са – си – с

жи – жи – шу – шу – шу и т.д.

“Барабанщики”.

Вы барабанщики. Отбейте палочной походный марш в следующем ритме:

Пам! Памм! Паммм!

Пам – пара – па – памм – паммм – пам – пам!

Постепенно ритм может усложнятся.

Считалки.

Хорошим ритмом отличаются считалки, но их надо ритмично произносить.

Раз, 2, 3, 4, 5,

Вышел зайка погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет,

Но охотник не попал,

Серый зайчик убежал.

Мы делили апельсин –

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

На златом крыльце сидели:

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Магдах и два утёнка,

А голить – то будет Понка.

Кошке дай молока,

Мишке – сладкого медка,

Дай травы козлёнку,

Дай попить ягнёнку.

А тебе я книжку дам,

Если прочитаешь сам.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Я для вас мои дружки,

Затеваю пирожки,

Быстро нужно их испечь,

Ты пойдёшь, затопишь печь!

Мы весной сажали сад,

А Семён лежал у гряд.

Вот мы яблоки едим,

А Семёну не дадим:

Нам лентяев здесь не надо!

Выходи, Семён, из сада!

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек – пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай – ка, не робей!

Вместо считалок можно использовать загадки – добавлялки, они активизируют внимание детей, побуждают искать слова не только ритмичные по звучанию, но и подходящие по смыслу.

“С”, “СЬ”.

Верещунья, белобока.

А зовут её ….(сорока).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую …(лису).

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигрёнок, а не …(киска).

Ты не бойся – это гусь,

Я сама его …(боюсь)!

“З”, “ЗЬ”.

Ходит по лесу хорёк,

хитрый, маленький …(зверёк).

  • Где обедал воробей?
  • - в зоопарке у …(зверей, друзей).

“Ц”.

Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал …(заяц).

На шесте дворец.

Во дворце певец.

А зовут его? …(скворец).

“Ш”.

Он с бубенчиком в руке

В сине – красном колпаке.

Он весёлая игрушка,

А зовут его …(Петрушка).

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошёл,

А он боится …(кошки).

  • Голосок твой так хорош –

Очень сладко ты …(поёшь).

“Ж”.

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по …(животикам).

Лейся, дождь весёлый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по …(лужам).

“Ч”.

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий …(чай).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться в …(речке).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку …(мячик).

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке …(мяч).

“Щ”.

У меня пропал носок,

Утащил его …(щенок).

А в болоте Медведица рыщет,

Медвежат под корягами …(ищет).

“Л”, “ЛЬ”.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке …(лапу).

Тихо – тихо снег идёт,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе …(лопатой).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из …(лейки).

Михаил играл в футбол

И забил в ворота …(гол).

“Р”, “РЬ”.

Кто один имеет рог?

Отгадайте …(носорог).

Все ребята со двора

Громко крикнули: …(Ура!)

“Дирижёр и оркестр”

один из вас читает стихотворение, другой дирижирует, а остальные “играют” на музыкальных инструментах.

Колокольчик – динь – дон.

Барабан – бом – бом.

Гармошка – ля – ля – ля.

“Хор лягушек”.

Представьте, что вы лягушки. Вам поручили спеть песню “Чунга – чанга” на своём языке с помощью слов “ква – ква – ква”.

Таким образом, можно использовать подражание различным животным на любые детские песни.

“Игра в слова”.

У детей в руках музыкальные инструменты: бубны, кубики, палочки, маракасы, ложки. Сначало дети сопровождают пение педагога ударами на сильную долю, затем педагог называет слова, а дети отстукивают ритм слова:

Педагог: Я найду слова везде

И на небе и в воде,

На полу на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого,

Вы не слышали такого,

Не беда играем в слово,

Не беда играем в слова:

Дети повторяют названные слова, и проигрывают ритм на инструментах:

Кукла, куколка, мишка, мишенька, мячик, карандаш, чиполлино, Буратино. (могут быть любые другие слова соответствующие ритму этих слов, чтобы не нарушать структуры мелодии.

“Отзовись, кого зову”.

Дети по очереди называют своё имя и простукивают его на палочках, или других ударных инструментах, чётко выделяя акцент на ударный слог.

Педагог простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося в слух. Называть можно имена и в уменьшительной форме (Настенька, Витенька, и т.д.)

Ритмический танец “Если весело живётся…”

Дети в хороводе, идут, ритмично шагая, подпевая слова:

Если весело живётся , хлопай так. (2раза) -2хлопка в ладоши. (2раза).

Если весело живётся, вы друг другу улыбнёмся. идут по кругу.

Если весело живётся, делай так. -2хлопка в ладоши.

Если весело живётся, щёлкай так. (2раза) -2щелчка пальцами. (2раза).

Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся. идут по кругу.

Если весело живётся, щёлкай так. -2щелчка пальцами.

Если весело живётся, топай так. (2притопа). -2притопа.(2раза)

Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся. идут по кругу.

Если весело живётся, топай так. 2притопа.

Если весело живётся, хорошо! (2 раза) -сцепленные руки поднять

вверх, хором “хорошо”.

(2раза).

Если весело живётся, мы друг другу -идут по кругу. 

улыбнёмся,

если весело живётся, делай всё. 2хлопка, 2щелчка, 2притопа,

руки вверх “хорошо”.

Если весело живётся, мы друг другу -идут по кругу.

улыбнёмся,

если весело живётся, делай всё. 2хлопка, 2щелчка, 2 притопа,

руки вверх “хорошо”.

“Мы пойдём сначала вправо…”

дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Мы пойдём сначало вправо. Раз, два, три. Движения по тексту.

А потом пойдём налево. Раз, два, три.

А потом все соберёмся. Раз, два, три. На три шага сойтись в круг.

А потом все разойдёмся. Раз, два, три. Возвратиться в исходный

круг на три счёта.

А потом мы все присядем. Раз, два, три. По тексту.

А потом все дружно встанем. Раз, два, три.

А потом мы все станцуем. Раз два три. Раз, два, три. Притопы вправо, влево.

А потом ещё станцуем. Раз, два, три. Раз, два, три. Хлопки вправо, влево.

“Буги - Вуги”.

Дети в кругу.

1.Руку правую вперёд, -упр. по тексту … 

А потом её назад, а потом её вперёд

И немножко потрясём.

Мы танцуем “Буги – Вуги” повороты вокруг себя.

Поворачиваясь в круге

И в ладоши хлопаем вот так. Два хлопка в ладоши.

Припев: “Буги – Вуги” окей (4 раза). Сходятся в круг, на слово - окей

Руки сжаты в кулаки, большой

палец вверх, затем расходятся. (2

раза).

2.Руку левую вперёд …и т.д. без изменений.

3.Ногу правую ...

4.Ногу леву …

5.Ухо правое … и т.д. по фантазии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...

Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма (старший дошкольный возраст)

Музыкально-дидактические игры  для развития чувства ритмав дошкольном образовательном учреждении (старший дошкольный возраст), собраны в небольшой сборник для помощи музыкальным руководителям ДОУ...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"

Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Игры на развитие чувства ритма

Данный материал содержит описания и цели игр для развития чувства ритма. Подходит для использования на музыкальных занятиях с элементами логоритмики в детских садах....

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...