Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в ДОУ
статья по логопедии

Степоненкова Светлана Александровна

Затронут вопрос о взаимодействии в рамках ДОО инструктора по ФК и учителя – логопеда. Освещен вопрос и​нтеграции образовательных областей «Физическое и Речевое развитие». Отмечены речевые задачи, решаемые инструктором по ФК в ходе НОД. Указаны формы организации двигательной активности детей в ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня я хотела бы затронуть вопрос о взаимодействии в рамках ДОО инструктора по ФК и учителя – логопеда.

Всем известен тот факт, что чем богаче и правильнее речь дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее и содержательнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, следовательно, активнее происходит общее психическое развитие дошкольника.

Задачи по развитию речи, можно решать, в том числе, и через интеграцию различных образовательных областей.

Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности: через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

Остановимся на интеграции образовательных областей «Физическое и Речевое развитие».

Развитие речи посредством движения; формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; нормализация мышечного тонуса; развитие статической выносливости, равновесия; упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью; запоминание серии двигательных актов; воспитание быстроты реакции на словесные инструкции; развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма – вот те общие ориентиры, к которым стремятся учитель – логопед и инструктор по ФК в своей работе.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие речевые задачи:

  • развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
  • развитие координации движений;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
  • развитие речевого и физиологического  дыхания;
  • формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
  • работа над мимикой лица.

Педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. И здесь, необходим комплексный подход, который предполагает: сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, оздоровление организма в целом. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, специалисты намечают единый комплекс совместной педагогической работы по развитию речи. У каждого из них существует четко очерченный круг влияния:

Учитель-логопед оказывает коррекционно-речевую помощь воспитанникам, отбирает наиболее эффективные методы и приёмы, контролирует организацию речевого пространства в возрастных группах, осуществляет контроль за качеством речевой работы с детьми.

Организация двигательной активности инструктором по физической культуре способствует развитию общей и мелкой моторики, развитию координационных движений, формированию дыхательной функции.

Остановимся на рассмотрении форм организации двигательной активности детей в группах комбинированной направленности. Такие группы в настоящее время представлены во всех ДОУ нашего города. Поэтому вопрос об организации воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников становится очень актуален.

Формы организации двигательной активности детей:

  1. Проведение утренней стимулирующей гимнастики (в физкультурном зале или группе) с использованием дыхательных упражнений
  2. Подвижные игры, как основной вид двигательной активности детей. Используются при организации НОД  инструктором по ФК и сочетаются с речевым сопровождением.
  3. Внедрение в структуру физкультурного занятия коррекционных упражнений (по обогащению словаря по лексической теме, отработку поставленных звуков, грамматических категорий и пр.)
  4.  Малоподвижные игры на занятиях с учителем – логопедом.
  5. Игры с мячом (дифференцированно или совместно отрабатываемые двигательные и/или речевые задачи)
  6. Артикуляционная, зрительная, дыхательная гимнастики (во время проведения НОД как часть).
  7. Использование элементов логоритмики, ритмичные движения под музыку.
  8. Динамические паузы, используемые на занятиях и в перерыве между ними.
  9. Физ.минутки во время проведения НОД.
  10. Коррекционный час, во время которого педагог использует различные приемы и способы, стимулирующие двигательную активность детей, и в то же время, решающие ряд коррекционных задач (элементы психогимнастики, Су-джок, дыхательные упражнения, элементы самомассажа, приемы развития межполушарного взаимодействия).

Необходимо отметить, что специалисты детского сада, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.

Взаимодействие педагогов в коллективе заключается в тесной взаимосвязи всех участников образовательных отношений.

В приложении предлагается картотека игр с мячом, которые используются учителем – логопедом и могут быть использованы на физкультурных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей

Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы,  которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.С целью повышения...

Статья "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в работе над физическим развитием и коррекцией речи детей"

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развита...

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».

   Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учите...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в период адаптации детей к условиям ДОУ

В период адаптации к ДОУ ребенок развивается, познавая окружающий мир. Задача специалистов детского сада помочь дошкольникам быстрее адаптироваться....

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...