Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в ДОУ
статья по логопедии
Затронут вопрос о взаимодействии в рамках ДОО инструктора по ФК и учителя – логопеда. Освещен вопрос интеграции образовательных областей «Физическое и Речевое развитие». Отмечены речевые задачи, решаемые инструктором по ФК в ходе НОД. Указаны формы организации двигательной активности детей в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya_-_logopeda_i_instruktora_po_fk_v_dou.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня я хотела бы затронуть вопрос о взаимодействии в рамках ДОО инструктора по ФК и учителя – логопеда.
Всем известен тот факт, что чем богаче и правильнее речь дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее и содержательнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, следовательно, активнее происходит общее психическое развитие дошкольника.
Задачи по развитию речи, можно решать, в том числе, и через интеграцию различных образовательных областей.
Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности: через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
Остановимся на интеграции образовательных областей «Физическое и Речевое развитие».
Развитие речи посредством движения; формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; нормализация мышечного тонуса; развитие статической выносливости, равновесия; упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью; запоминание серии двигательных актов; воспитание быстроты реакции на словесные инструкции; развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма – вот те общие ориентиры, к которым стремятся учитель – логопед и инструктор по ФК в своей работе.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие речевые задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- развитие координации движений;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- развитие речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
Педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. И здесь, необходим комплексный подход, который предполагает: сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, оздоровление организма в целом. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, специалисты намечают единый комплекс совместной педагогической работы по развитию речи. У каждого из них существует четко очерченный круг влияния:
Учитель-логопед оказывает коррекционно-речевую помощь воспитанникам, отбирает наиболее эффективные методы и приёмы, контролирует организацию речевого пространства в возрастных группах, осуществляет контроль за качеством речевой работы с детьми.
Организация двигательной активности инструктором по физической культуре способствует развитию общей и мелкой моторики, развитию координационных движений, формированию дыхательной функции.
Остановимся на рассмотрении форм организации двигательной активности детей в группах комбинированной направленности. Такие группы в настоящее время представлены во всех ДОУ нашего города. Поэтому вопрос об организации воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников становится очень актуален.
Формы организации двигательной активности детей:
- Проведение утренней стимулирующей гимнастики (в физкультурном зале или группе) с использованием дыхательных упражнений
- Подвижные игры, как основной вид двигательной активности детей. Используются при организации НОД инструктором по ФК и сочетаются с речевым сопровождением.
- Внедрение в структуру физкультурного занятия коррекционных упражнений (по обогащению словаря по лексической теме, отработку поставленных звуков, грамматических категорий и пр.)
- Малоподвижные игры на занятиях с учителем – логопедом.
- Игры с мячом (дифференцированно или совместно отрабатываемые двигательные и/или речевые задачи)
- Артикуляционная, зрительная, дыхательная гимнастики (во время проведения НОД как часть).
- Использование элементов логоритмики, ритмичные движения под музыку.
- Динамические паузы, используемые на занятиях и в перерыве между ними.
- Физ.минутки во время проведения НОД.
- Коррекционный час, во время которого педагог использует различные приемы и способы, стимулирующие двигательную активность детей, и в то же время, решающие ряд коррекционных задач (элементы психогимнастики, Су-джок, дыхательные упражнения, элементы самомассажа, приемы развития межполушарного взаимодействия).
Необходимо отметить, что специалисты детского сада, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.
Взаимодействие педагогов в коллективе заключается в тесной взаимосвязи всех участников образовательных отношений.
В приложении предлагается картотека игр с мячом, которые используются учителем – логопедом и могут быть использованы на физкультурных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей
Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы, которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.С целью повышения...
Статья "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в работе над физическим развитием и коррекцией речи детей"
В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развита...
«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учите...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в период адаптации детей к условиям ДОУ
В период адаптации к ДОУ ребенок развивается, познавая окружающий мир. Задача специалистов детского сада помочь дошкольникам быстрее адаптироваться....
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...