Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
материал (подготовительная группа)
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 113.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Артамонова И.А.
Инструктор по физической культуре МБДОУ ЦРР - д/с № 5 Ромашка»
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.
Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.
Схема 1
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре |
Ознакомление с диагнозами детей, их психологической характеристикой, возрастными особенностями | Составление плана индивидуально-коррекционных занятий | Наблюдения на занятиях физкультурой с целью контроля выполнения рекомендаций учителя-логопеда | Ознакомление с комплексом речевого материала для развития движений согласно тематического плана |
Диагностика | Ознакомление с тематическим планом работы группы | Отчет по итогам проделанной совместной работы | Консультации |
Коррекционно-развивающая деятельность |
Развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия | Работа над координацией движений, общей и мелкой моторикой | Закрепление звуков речи | Развитие речевого и физиологического дыхания | Развитие темпа ритма, интонационной выразительности речи | Развитие мимической мускулатуры |
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.
Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например: при отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).
Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей.
Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.
На занятиях широко использую нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое.
Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.С целью повышения...
Статья на тему "Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду"
Несомненно, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ будет успешней, если ее решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В представленной статье рассмотрены аспекты взаимодействия учи...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учите...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
В работе выстроена система коррекционно-развивающей работы, представлены рекомендации по составлению интегрированных занятий (или элементов этих занятий). Методические рекомендации...
Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду с детьми ЗПР
материал включает в себя теоретический и практический материал (игры подвижные и малоподвижные)....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...