«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей.
С целью повышения эффективности коррекционно-необходимо выстроить модель сотрудничества учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса: воспитанниками, воспитателями, специалистами, родителями (законным представителями).
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 5-7 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».
Подготовил:
учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14
г. Кропоткин Киселева Э.А.
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткина, медицинского персонала и родителей.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях МАДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса: воспитанниками, воспитателями, специалистами, родителями (законным представителями).
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 5-7 лет.
Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый в работе с детьми-логопатами, способствует развитию координации движений, развитию общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по ФК прослеживается в ряде задач, которые ставят перед собой специалисты в коррекционно-развивающей работе:
-развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-развитие координации движений;
-развитие общей и мелкой моторики;
-закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
-развитие речевого и физиологического дыхания;
-формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
-развитие мимической мускулатуры лица.
В нашем саду реализуются 2 основные образовательные программы: для детей общеразвивающих групп и для детей компенсирующих групп. На основе основной адаптированной программы учитель-логопед и инструктор по ФК разрабатывают рабочие программы для работы с детьми, посещающие компенсирующие группы.
Особенности планирования образовательной деятельности инструктора по ФК состоят в том, что раздел по развитию общих двигательных умений и навыков дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.
Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей, с уровнем моторного и психоречевого развития детей. На основе этих данных специалисты определяю цели и задачи коррекционно-развивающей работы, составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.
При разработке рабочей программы для детей групп компенсирующей направленности, инструктор по ФК использует формы работы с детьми, применяемые и учителем-логопедом. Речевой материал, материалы для развития движений и физических упражнений, способствующих развитию двигательной сферы, правильного дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов инструктор по ФК согласовывает с учителем-логопедом.
На занятиях инструктор по ФК широко использует нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Дорожка здоровья», «Змейка-шагайка», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала учитывается уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.
Общеразвивающие упражнения подбираются с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей, укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.
Учитель-логопед использует данный материал как динамические паузы, физкультминутки
При закреплении и повторении основных видов движений, используется речевое сопровождение в соответствии с лексической темой. Правильно подобранное речевое сопровождение позволяет создать мотивацию деятельности Комплексы артикуляционной гимнастики подбирает учитель логопед в соответствии с лексической темой , речевыми нарушениями дошкольников, с учетом возраста детей и этапов логопедического воздействия. Инструктор по ФК использует артикуляционные упражнения в виде артикуляционных сказок. На совместных занятиях артикуляционную гимнастику проводит учитель-логопед.
Пальчиковая гимнастика способствует тренировке пальцев и кистей рук, развитию “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры подбираются совместно с учителем - логопедом, с учетом лексической темы, обязательно с речевым сопровождением. На логопедических и физкультурных занятиях используем одни и те же игры.
Разработанные инструктором комплексы занятий с использованием суд-жока (массажных мячиков) использует в работе учитель-логопед. Эти игры-упражнения переключают внимание детей, делают занятия интересными, необычными.
Инструктор по ФК подбирает комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой, который способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развитию продолжительности выдоха, его силы и плавности, профилактике простудных заболеваний. Данные комплексы упражнений использует и учитель-логопед. Двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес к занятию, формируют физиологическую потребность в движениях, совершенствуют основные виды движений.
Оздоровительно-развивающие игры инструктор по ФК и учитель –логопед применяют совместно для решения двигательных задач, развития умения согласовывать движения с речью, снятия психоэмоционального напряжения. Проведение инструктором по ФК и учителем –логопедом зрительных гимнастик с использованием различных тренажеров способствует укреплению мышц глазного яблока, профилактике нарушений зрения у детей дошкольников. Зрительные гимнастики так же подбираются в соответствии с лексической темой, временем года, темой занятия.
Психогимнастика (мимическая гимнастика) способствует расслаблению мышц. Проводится в конце занятия.
Одно из новых направлений в нашей работе - это реализация оздоровительных образовательных проектов. В реализации проектов участвуют педагоги, дети и родители. Проекты способствуют более глубокому проникновению в проблему формирования у детей правильного дыхания, развития мелкой и общей мускулатуры, совершенствования координации движений. С детьми, имеющими общее нарушения речи были реализованы проекты «Наши глазки», «Учимся дышать правильно», «Береги здоровье с молоду».
В соответствии с планом 1 раз в квартал учитель-логопед и инструктор по ФК проводят интегрированные занятия. Эти занятия проводятся в форме игры, все задания подчинены одной теме, сюжету. Например: «Прогулка в осенний лес», «Зимние забавы», «Весна-красна», «В здоровом теле – здоровый дух!» . Содержание занятий согласовывается с учителем-логопедом. Учитель-логопед также принимает участие в занятиях. На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены одной теме.
Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, также в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.
Таким образом, взаимодействие в работе инструктора по ФК и учителя- логопеда способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка. Хочется отметить, что результаты уже очевидны: большинство детей научились результативно, мягко, выразительно и точно выполнять физические упражнения, через движения передавать своеобразие конкретного образа (персонажа, животного). В двигательной деятельности проявляют быстроту, ловкость, выносливость, силу. В ходе выполнения физических упражнений дети стремятся к лучшему результату, осознавая зависимость между качеством и результатом.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...

Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»
laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи» Эйтенеер Инга Григорьевнаучитель-логопед М...

Проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
В городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны &nda...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
В статье описан опыт работы учителя-логопеда по взаимодействию с семьями воспитанников...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Консультация учителя – логопеда для инструктора по физической культуре: «Значение подвижной игры в развитии детей с общим недоразвитием речи»
Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, кот...