Занятие по формированию лексико – грамматических категорий. Тема: «Посуда».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Казакова Ольга Валерьевна

Материал для закрепления пройденного материала на логопедическом занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий.

Тема: «Посуда».

Цели:

  1. Обогащать предметный, глагольный, словарь признаков по теме «Посуда».  Работа с многозначными словами.
  2. Формировать навык образования относительных прилагательных от имен существительных.
  3. Продолжать формировать навык правильного употребления предлогов в речи.
  4. Формировать  умение подбирать слова – антонимы.
  5. Закреплять умения строить   сложноподчиненные предложения.
  6. Формировать умение  аргументировать собственное  суждение.
  7. Развивать общую моторику, координацию движений с речью.
  8. Развивать творческое воображение.
  9. Формировать умение классифицировать предметы посуды.
  10. Воспитывать умение внимательно  слушать  инструкцию, ответы друг друга.

Оборудование: предметные картинки по теме «Посуда», пластмассовые стаканы и чайные ложки по количеству детей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, мы находимся с вами в царства царя – Самовара.

В его царстве  много посуды.

Сядет тот, кто назовет предмет посуды.

  1. Основная часть.

2.1. Образование относительных прилагательных

Вся посуда в  царстве изготовлена из разных материалов.

- Стакан из стекла, значит, он какой? – Стеклянный.

Ложка из дерева какая?

Ваза из хрусталя

Блюдце из фарфора

Тарелка из пластмассы

Нож из металла

   2.2. Подбор слов-  антонимов. «Наоборот».

Посуда в царстве была разная. Давайте поиграем в игру «Наоборот».

Была посуда большая, была и какая? Маленькая.

Легкая  и … тяжелая

Высокая и…низкая

Новая и … старая

Хрупкая  и … прочная

Темная  и …светлая

Чистая и …грязная

2.3. Предложно- падежные категории

 - Посуда в царстве, как и дети в детском саду,  любит играть.

 Давайте поиграем с ложкой и стаканом.

 

  • Положите  ложку в стакан. Куда положили ложку?
  • Достаньте  ложку из стакана. Откуда достали ложку?
  •  Положите  ложку под стакан. Куда положили ложку?
  • Достаньте  ложку из-под стакана. Откуда достали ложку?
  •  Положите  ложку на стакан. Куда положили ложку?
  •  Снимите  ложку со стакана. Откуда сняли ложку?
  •   Подержите  ложку над стаканом. Где держите ложку?
  • Положите ложку около стакана. Где лежит ложка?

2.4. Составление сложно – подчиненных предложений.

Расхвасталась посуда в царстве Самовара.  Каждая говорит,  для чего она нужна.

Логопед выставляет предметную картинку, а  ребенок называет, зачем нужен данный предмет посуды.

Для чего нужна  сковорода?

Кастрюля?

Нож?

Чайник?

Кружка?

2.5. Динамическая пауза

2.6.Многозначные слова. Части – целое.

- Из каких частей состоит чайник?

- У кого или у чего тоже есть ручка, стенки, дно, носик, крышка?

2.7. Развитее творческого воображения.

Однажды в царство Самовара приехали гости из – за границы.

Приехала  шоколадная вилка. Стала она хвастаться: «Хорошо быть шоколадной вилкой!»

-Скажите, почему шоколадной вилкой быть хорошо?

Но, чайник Ворчун изо всех сил кричал: «Безобразие, очень плохо быть шоколадной вилкой!»

 - Скажите, почему шоколадной вилкой быть плохо?

Аналогичная работа с бумажной сковородой.

2.8. Классификация видов посуды.

В честь заграничных гостей Самовар устроил бал. Вся посуда пришла во дворец.

В кухне собралась вся кухонная посуда. В столовой  - столовая посуда.

В чайной зале  -  чайная посуда.

Скажите, какая посуда  собралась в кухне? В столовой?  В чайной зале?

3. Итог занятия

Вот так и жила посуда в царстве Самовара. Живет и сейчас.

Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий. Тема: "Осень. Деревья наших лесов"

Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, закреплять умение образовывать и употреблять в речи форму родит...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: "Посуда"

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: "Посуда"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР по теме: «Посуда»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР по теме: «Посуда»...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: "Много разной есть посуды, и нужна она повсюду"

Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи ( использовать в речи существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкатель...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий (средняя логопедическая группа). Лексическая тема «Посуда»

Конспект занятия для детей средней группы (4-5 лет) на упортебление существительных с уменьшительно-ласкательным значением....

Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий. Тема: «В гостях у Мухи – Цокотухи»

 В данном материале раскрыты цель, задачи НОД, оборудование, ход занятия: Вводная часть, основная часть и заключительная часть. Представлены вопросы учителя - логопеда и варианты ответов д...