Конспект совместной интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР подготовительного возраста (первого года обучения) «В гостях у бабы Фёклы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Представляю авторский конспект совместной интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР подготовительного возраста (первого года обучения) «В гостях у бабы Фёклы». Он будет интересен как студентам, педагогам, работающим с детьми с ОВЗ так и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_baby_fyokly.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект совместной интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР подготовительного возраста (первого года обучения)
«В гостях у бабы Фёклы»
Разработала:
Учитель-логопед: Шпигарева О. Н.
г. Санкт-Петербург
2021 г.
Цель: формирование лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Сад – огород» с применением здоровьесберегающих технологий
Контингент: дошкольники подготовительного возраста с ОНР III – IV уровня (первый год обучения)
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма: совместная коррекционно-развивающая деятельность с использованием различных здоровьесберегающих технологий
Технологии: игровая, здоровьесберегающая (различные виды гимнастик: дыхательная, пальчиковая; общеукрепляющая, артикуляционная; элементы кинезиологической); технология сотрудничества
Коррекционно-образовательные задачи:
- развитие познавательной активности;
- расширение и активизация словарного запаса по лексической теме «Сад - огород» с помощью подвижных и дидактических игр;
-формирование лексико-грамматических категорий (согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных; различных видов глаголов (расширение глагольного словаря); употребление предлогов; отработка падежных окончаний существительных);
- формирование и закрепление навыков выполнения артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики;
- формирование и закрепление навыка согласования речи с движением
Коррекционно - развивающие задачи:
- совершенствование умения ориентироваться в макро – и микропространстве;
- развитие навыка связного высказывания;
- совершенствование психологической базы речи, увеличение объёма кратковременной памяти;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- развитие общей, мелкой моторики через игровые упражнения;
- развитие координации движений в игре;
- развитие межполушарных связей;
- развитие зрительного и слухового внимания;
Коррекционно - воспитательные задачи:
- формирование желания и умения слушать товарища; умения работать сообща;
- воспитание у детей эмоциональной отзывчивости; чувства ответственности, взаимопомощи; помощи нуждающимся;
- формирование любви и бережного отношения к природе;
- формирование представлений о здоровом образе жизни; привычек – правильном питании; заботе о своём здоровье
Методы и приёмы: словесный (объяснение, беседа); наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).
Материалы и оборудование к занятию: презентация, пособие «Волшебный квадрат» с набором картинок овощей (капуста, огурец, помидор, морковь, перец, кабачок, баклажан, лук, картофель), плоскостных геометрических фигур: красный, зеленый и желтый круги; зеленый, фиолетовый и коричневый овалы, оранжевый треугольник; макеты деревьев и кустов с фруктами и ягодами, макеты грядок с овощами, ведра, корзинки, ящики, ножи, лопаты; мнемотаблица по стихотворению «Посадила баба Фёкла…»; сенсорные дорожки; макет шкафа , погреба; тыквенный сок для детского питания; сухофрукты.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Доброе утро, ребята!
Логопед: Какое время года сейчас?
Ответы детей.
Логопед: А, какой сегодня день недели?
Ответы детей.
Логопед: Какое мы с вами планировали путешествие в четверг?
Ответы детей.
Беседа «Куда, зачем и почему мы отправимся?»
Логопед: А, давайте вспомним, что же баба Фёкла нам с вами в письме написала.
Дети рассказывают стихотворение Н.Э. Теремковой "Посадила баба Фёкла" по мнемотаблице, сопровождая речь движением.
Посадила баба Фёкла в огороде лук да свёклу.
А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,
И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.
Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора,
Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку.
Витаминный огород требует больших хлопот.
Баба Фёкла в борщ кладёт всё, что у неё растёт.
Основная часть
Логопед: Как вы думаете, на чём мы с вами отправимся в путешествие?
Ответы детей
Логопед: Чтобы нам попасть в волшебный автобус нужно отгадать загадки и получить волшебные билеты. Вы готовы?
Ответы детей (дети отгадывают загадки и получают волшебные билеты)
Логопед: Ребята, занимайте места в нашем волшебном автобусе.
Логопед: Чтобы нам с вами быстро доехать на волшебном автобусе, нужно прогреть «мотор»? Что же нужно сделать?
Ответы детей.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику с дыхательными упражнениями; заданиями, направленными на развитие межполушарных связей и чувства ритма.
Логопед: Вот мы и приехали. Чтобы к домику пройти надо нам про осень вспомнить?
Дети выполняют речевое упражнение с движением «Осень в гости к нам пришла» Т.А.Куликовской
Дети: Осень в гости к нам пришла,
Краски яркие взяла.
Стала желтою трава,
Разноцветною – листва.
Осень в гости к нам пришла,
Сильный ветер принесла.
Листья пестрые летят…
Осень любит листопад!
Осень в гости к нам пришла,
Дождь с собою принесла.
Мелкий дождик моросит,
У деревьев грустный вид.
Осень в гости к нам пришла,
Птичек в стаи собрала:
«Стало холодно вокруг,
Вам пора лететь на юг!»
Осень в гости к нам пришла,
К бабе Фёкле позвала.
Не ленись, да поспевай,
Помогай собирать, урожай.
На экране появляется Баба Фёкла.
Баба Фёкла: Здравствуйте, ребятки! Как я рада, что вы пришли помочь бабуле.
Баба Фёкла:
Осень щедрою рукою
Одарила нас с тобою.
И на каждой грядке
Выросли загадки.
Загадки спрятались в волшебном квадрате.
На фигуры вы смотрите, что под ними определите.
Игра «Волшебный квадрат»
Логопед: Ребята, что находится в правом верхнем квадрате?
Дети: Фиолетовый большой овал.
Логопед: Какой овощ за ним спрятался?
Дети: Баклажан
Логопед: Правильно. Что находится слева от баклажана?
Дети: Зелёный большой овал – кабачок.
Логопед: Что находится в левом верхнем квадрате?
Дети: Зелёный большой круг - капуста
Дети угадывают все овощи в «волшебном квадрате»
Баба Фёкла: Молодцы! Все загадки отгадали. Овощи все назвали. Ящики теперь берите, скорее в огород идите – овощи собирать!
Логопед: Что нам нужно взять, чтобы овощи собрать?
Ответы детей.
Логопед: Что выросло на грядках?
Ответы детей.
Игра «Собираем урожай овощей»
Дети «собирают» урожай овощей, комментируя свои действия.
Я буду выкапывать картошку лопатой…Я буду срывать помидор с ветки…Я буду срезать кочан капусты ножом….
Баба Фёкла: Вот спасибо, молодцы. Только вот собрать урожай недостаточно. Нужно его ещё сохранить.
Логопед: Ребята, поможем урожай овощей сохранить?
Ответы детей.
Беседа «Как урожай сохранить?» (засолить, замариновать, заморозить, засушить, заквасить…)
Пальчиковая игра «Засолка Капусты»
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я капуста?
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Логопед: Ну что ж, потрудились мы на славу: овощи собрали все, а теперь можно и отдохнуть. Баба Фёкла приготовила нам второй завтрак, хочет нас вкусным соком угостить…Как вы думаете – какой это сок, из чего и как его приготовили?
Ответы детей.
Логопед: Ребята, а мы можем помочь бабе Фёкле фрукты собрать?
Ответы детей.
Логопед: Тогда отправляемся по волшебной дорожке в сад.
Звучит музыка и дети идут по сенсорной дорожке в сад. Дети идут по дорожке разными видами шагов (простыми, приставными и перекрёстными)
Логопед: Вот мы с вами и оказались в волшебном саду бабы Фёклы. Что же туту выросло?
Ответы детей.
Игра «Соберём урожай фруктов»
Дети срывают фрукты и ягоды и складывают в корзинки, комментируя свои действия.
Логопед: Ребята, какой большой урожай вы собрали! Как же всё это сохранить?
Беседа «Как урожай фруктов и ягод сохранить?» (засушить, заморозить, сварить варенье, джем, повидло, выжать сок, приготовить пюре, начинку…)
Логопед: Давайте поможем бабе Фёкле приготовить сок и варенье?
Дети готовят сок и варят варенье, комментируя свои действия.
Логопед рассказывает о сухофруктах.
Итог совместной деятельности.
Баба Фёкла: Спасибо вам ребятки за помощь! Пришла пора прощаться. Приходите ко мне в гости почаще. А с собой возьмите корзинку с угощением.
Дети прощаются с бабой Фёклой и обсуждают путешествие (что понравилось? какие возникли трудности?)
Дети рассматривают угощение и возвращаются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планета "Детство" Интегрированная Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей компенсирующей группе
Цели НОД: совершенствовать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных, совершенствовать навыки образования притяжательных местоимений, закреплять навык различать род имен с...
Планета "Детство" Интегрированная Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей компенсирующей группе
Цели НОД: совершенствовать навыки образования притяжательных......
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема « Если хочешь быть здоров»
Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах;Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Активизировать и уточнить словарь по лексическим темам – Осень, овощи, фрукты,2.Закрепить обобща...
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Осень»
Данное занятие направлено на закрепление представления детей с ОНР об основных приметах осени, развитие словообразовательной функции речи, слухового внимания и мышления....
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)
Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в подготовительной группе с использованием мультимедийного оборудования. Тема: «Космическое путешествие»
Цель: расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.Образовательные задачи:-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбир...
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...