Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Идём в гости к гласным звукам»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В конспекте сформулированы цель и задачи занятия, описана предварителтная работа и педагогические технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa_v_gosti_k_glasnym_zvukam.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 Пушкинского района СПб
Конспект логопедического занятия
в старшей группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР № 12
«Идём в гости к гласным звукам»
Конспект разработала:
Кобзарь Наталия Юрьевна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2018 год
Цель: Закрепить понятие «гласный звук» на основе закрепления представлений детей о звуках [А, У, И].
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Совершенствовать навык звукового и звукобуквенного анализа: учить выделять заданный гласный звук из звукосочетаний и слов.
- Закрепить зрительный образ букв А, У, И, совершенствовать навык чтения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речевой слух, фонематические представления, умение различать гласные звуки [А, У, И].
- Развивать лексико-грамматический строй речи: образование существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
- Развивать координацию речи с движением, просодику, конструктивный праксис, внимание и мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, желание получать новые знания на основе сотрудничества.
Предварительная работа:
- проведение подгрупповых логопедических занятий по ознакомлению с гласными звуками (на каждый звук - 1 занятие);
- разучивание текста пальчиковой гимнастики.
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии: упражнение на развитие координации речи с движением «Мы трудились очень много»; пальчиковую гимнастику «Обед Буквоеда».
Игровые технологии: создание мотивации к занятию – телеграмма; включение персонажей: сова, лисёнок, ежонок; игра «Один-много»; игра «Подари песенку»; игра «Подари картинку»; игра «Поймай звук», загадки; разрезная картинка «Букварь»; игра «Волшебники».
Личностно-ориентированные технологии: использовалась технология сотрудничества, которая позволяет обеспечить продуктивное взаимодействие между учителем-логопедом и ребёнком через индивидуальный подход и помощь при выполнении заданий; способствует поддержанию эмоционального комфорта у детей во время занятия по средствам поощрения и одобрения.
Оборудование: Мягкие игрушки (сова, лисёнок, ежонок). Карта города звуков. Карточки-символы: тихо, громко, низко, высоко. Предметные картинки, в названии которых есть звуки [А, У, И]. Схемы слов на каждого ребёнка. Звуковые символы на каждого ребёнка. Букварь. Разрезанная картинка с изображением букваря. Телеграмма. Набор «Счётные палочки» на каждого ребёнка. Набор «Цветные карандаши» на каждого ребёнка. Мяч.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы с вами будем продолжать учиться слушать и слышать звуки и учиться отличать звук от буквы (подводит детей к карте).
Как вы думаете, почему мы остановились у карты «Город звуков»?
Дети: Отвечают.
Логопед: Ребята, вам пришла телеграмма. Давайте мы её прочитаем. (Читает текст):
Телеграмма: Дорогие ребята, Ёжик, Лисёнок и Мудрая сова! У нас в городе звуков сегодня торжество! День рождения гласных звуков и букв. Мы приглашаем вас на этот праздник.
Логопед: Ребята, а разве можно на день рождения идти без подарков?
Дети: Отвечают.
Логопед: А кто сделает подарки?
Дети: Отвечают.
Логопед: Ребята, смотрите, а наши друзья Лисёнок, ежонок и Мудрая сова начали их делать! Давайте мы спросим, какой подарок делает Лисенок.
Дети: Задают вопрос Лисенку.
Ответ Лисенка (озвучивает логопед): Я хочу подарить звукам песенку и картинки.
Логопед: Чудесный подарок! Давайте и мы с вами подарим песенку. Но сначала надо распеться! Вы готовы?
Игра «Подари печенку» - слушайте загадку: «Широко откроет рот, песню голосом споёт».
Дети: – Звук [А] (логопед опрашивает нескольких детей) - выставляется символ звука [А] (просит ребёнка разместить звук на карте).
Логопед: Послушайте меня, как надо правильно петь звук [А]:
Носом вдох, а выдох ртом, дышим глубже, а потом –
Повторяем ещё раз, всё получится у нас.
Дети: повторно поют гласный звук [А] (с опорой на карточки-символы: тихо, громко, низко, высоко).
Логопед: Прекрасная песня – хороший подарок мы подарим звуку [А]. Интересно, а какому еще гласному звуку Лисенок хочет сделать подарок?
У Лисёнка есть загадка, которая поможет узнать этот звук.
Ответ Лисенка (озвучивает логопед): «Сдвинет губы трубочкой, пропоёт он дудочкой».
Дети: – звуку [У] - (выставляется символ звука [У]) (просит ребёнка разместить звук на карте).
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько картинок у Лисёнка.
Ответ Лисенка (озвучивает логопед): Я не могу понять, какие картинки и какому звуку он хочет подарить. Все перемешано.
Логопед: Давайте поможем Лисенку разложить их.
Игра «Подари картинку» - вам нужно выбрать картинки, в названии которых есть звука [А], и разместить их под символом звука [А]. А для звука [У] - картинки в названиях, которых есть звук [У].
Дети: Выполняют задание.
Логопед: Молодцы! А сейчас Лисёнок хочет с вами поиграть в игру «Один – много» - Лисёнок называет один предмет, а вы называете предметы».
Дети: играют в игру «Один-много».
Логопед: Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнём!
Упражнение на развитие координации речи с движением «Мы трудились очень много»:
Мы трудились очень много, Отдохнем сейчас немного. Руки – вверх! Руки – вниз! Влево, вправо повернись. Дружно сели, Дружно встали. И наклоны делать стали. Стали прыгать и скакать, Будем звуки повторять. [А] [У] [И] А теперь опять шагать. | Шагают на месте. Поднимают руки вверх. Опускают руки вниз. Ставят руки на пояс, выполняют повороты. Приседают. Встают. Делают наклоны вперёд. Прыгают на месте.
Поднимают руки вверх. Вытягивают руки вперёд. Разводят руки в стороны. Шагают на месте. |
Логопед: Молодцы! Ребята, мне интересно узнать, какой подарок делает Ёжик и какому звуку. Пойдемте, посмотрим, какой подарок делает Ёжик. (У ежа лежат звуковые символы, схемы слов и картинки).
Дети: Ёжик хочет подобрать картинку к схеме слова. (Если дети затрудняются в ответе, то взрослый уточняет).
Логопед: Спросите Ёжика, какому звуку он готовит подарок.
Дети: Задают вопросы Ежонку.
Ежик (озвучивает логопед): Отгадайте загадку и вы узнаете:
Любит голосок резвиться, любит голосок дразниться
Ротик улыбается, какой звук получается?
Дети: – звуку [И], логопед показывает символ звука [И] (просит ребёнка разместить звук на карте).
Логопед: Давайте поможем Ёжику в изготовлении подарка, проходите за столы. Игра «Подбери картинку» - вам нужно посмотреть на схему, определить, где в слове живёт звук [И], и подобрать к этой схеме картинку.
Дети: Работа детей - подбирают картинку к схеме слова.
Логопед: Давайте проверим, какие картинки вы выбрали. Назовите место звука в вашей схеме, и какую картинку вы выбрали.
Дети: Называют картинки, и размещают их на доске под символом звука [И].
Логопед: Ребята, мы помогли сделать Ёжику подарок! Посмотрите, какой Ёжик «счастливый», он предлагает нам поиграть с ним в игру.
Игра «Поймай звук»: детям предлагаются звукосочетания АУ, ИУ, АИ, АУИ, ИУА, УАИ. Дети должны определить количество услышанных звуков и назвать их по порядку.
Дети: Определяют количество звуков и их порядок.
Логопед: Молодцы! Но что-то я устала. Плохо стала голова думать. Давайте пойдём на ковер, и сидя выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Обед Буквоеда»:
Что, скажите, на обед Съел сегодня Буквоед? Букву А и ухмыльнулся, Букву У и облизнулся, Вилкой букву И поддел, Сладким соусом заел. Так старался весь вспотел. Мы накажем Буквоеда – Не дадим ему обеда, Буквы не едят, а читают! | Попеременно хлопки в ладоши и постукивание кулачками. Загибают пальчики на обеих руках. Вытирают лоб ладонью Грозят пальцем. Попеременно хлопки в ладоши и постукивание кулачками. |
Логопед: Ребята, посмотрите, Мудрая Сова пригорюнилась, призадумалась ни как не может вспомнить, какие буквы съел Буквоед на свой обед. Назовите, какие буквы съел Буквоед?
Дети: ответы детей.
Логопед: Скажите, для чего нам нужны буквы?
Дети: Чтобы читать и писать.
Логопед: Ребята, а теперь я хочу задать вопрос и вам, и Мудрой сове: Чем отличается звук от буквы?
Дети: Буквы мы читаем и пишем, а звуки слушаем и говорим.
Логопед: Молодцы! Пойдёмте за столы. А теперь я хочу, чтобы вы отгадали загадку, и выложить отгадку на столе из палочек.
Игра «Волшебники»
- Два столбца наискосок, между ними поясок. [А]
- Удобная буква! Удобно в ней то, что можно на букву повесить пальто. [У]
- Буква та наискосок примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула, к правой ножке пристегнула. [И].
Дети: Называют буквы, и выкладывают их на столе из счетных палочек.
Логопед: Молодцы! Я горжусь вами! А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети: Читают буквосочетания.
Логопед: Ребята, звукам мы подарки приготовили, а буквам не сделали. Я предлагаю подарить буквам букварь, который надо составить из разрезных картинок. Но есть одно условие! Вы должны трудиться все вместе и дружно. Справитесь?
Игра «Разрезная картинка – Букварь».
Дети: выполняют задание коллективно.
Логопед: Молодцы! Справились и с этим заданием.
Итог занятия
Логопед: Давайте вспомним, какие подарки мы приготовили?
Дети: Вспоминают.
Логопед: Даётся оценка деятельности детей. А сейчас я предлагаю взять подарок, наших друзей, сказать гостям до свидания, и пойти на День рождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия (старшая группа) Тема: «Автоматизация звука [Р]».
Это конспект логопедического занятия в детском саду для детей старшей группы на формирование навыков самостоятельного произношения звука [Р] изолированно, в словах и фразах; а так же это зан...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"
Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"
Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
Конспект занятия с использованием разработанных и общепринятых опорных символов и схем....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Пчёлке Мае помогаем и гласные звуки повторяем»
Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;Закреплять понятия “гласный звук”Активизировать и обогащать словарный запас....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п\']"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п']...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...