Использование интерактивных средств во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) по формированию основ здорового образа жизни
статья по логопедии
Описаны нестандартные подходы и новые технологии для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами. Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, раскрыты принципы, которые наполнены новым содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ikt.docx | 52.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных средств во взаимодействии
учителя-логопеда и инструктора по физической культуре
в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)
по формированию основ здорового образа жизни
Наталия Юрьевна Кобзарь,
учитель-логопед,
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района
Развитие общества предъявляет новые требования к необходимым компетенциям современного педагога: каждый должен владеть информационно-коммуникативными технологиями и быть способным применять их в образовательном процессе.
Введение в действие ФГОС предполагает воспитание и развитие у воспитанников новых качеств и ценностей.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи имеют не только проблемы с развитием речи, у них также отмечаются:
- различная степень моторного недоразвития;
- нарушения высших психических функций;
- нестабильное психоэмоциональное состояние;
- недостаточно сформированы пространственные представления;
- часто снижен интерес к обучению и работоспособность.
Поэтому для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами необходимы нестандартные подходы и новые технологии.
При анализе целесообразности применения цифровых технологий в своей логопедической деятельности возникло противоречие между пользой и вредными факторами их применения:
Цифровые технологии | |
вред | польза |
|
|
Анализируя полученные результаты, пришла к выводу, что в работе с детьми дошкольного возраста, введение в коррекционно-образовательный процесс цифровых технологий должно использоваться дозировано, при постоянном и чётком контроле педагога.
Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, опираюсь на принципы, которые наполнены новым содержанием:
- принцип активности ребёнка – используя икт, стимулируется активность детей, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения и использования анимационных эффектов.
- принцип интерактивности – использование разнообразных технических средств, форм и методов в работе с детьми.
- принцип индивидуального обучения – позволяет реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом его возрастных, личностных и психологических особенностей.
- принцип развивающего и дифференцированного обучения – сочетание разных форм организация образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
- принцип научности – позволяет ребёнку самостоятельно осуществить переход от явления, к сущности изучаемого, даёт возможность сформулировать научное познание.
- принцип доступности – отбор материала, форм и методов деятельности детей должен соответствовать их индивидуальным особенностям.
- принцип систематичности и последовательности – усвоение учебного мматериала идет в определенном порядке и системе.
- принцип наглядности – позволяет активизировать наглядно-образное мышление детей: одновременно рассмотреть, услышать и совершить определенные действия с предметом или объектом.
Цель: повысить качество коррекционного образования посредством использования интерактивных технологий.
Задачи:
- Формировать мотивацию, поддерживающую интерес во время проведения НОД и индивидуальных логопедических занятий.
- Способствовать формированию речевой, познавательной активности и самостоятельности у детей с ТНР.
- Способствовать приобретению детьми практических навыков работы с интерактивным оборудованием.
- Развивать позитивные личностные качества ребёнка, его индивидуальный и эмоциональный потенциал.
- Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью при работе с интерактивным оборудованием.
Достижение цели и задач осуществляется в тесной взаимосвязи учителя-логопеда с инструктором по физической культуре и другими специалистами, работающими с детьми с ТНР.
Структура взаимодействия и формы работы
Информационные технологии помогают мне расширить возможности работы с детьми, и дополнить традиционные формы и методы, они стали перспективным средством коррекционно-развивающего процесса. В своей работе с детьми используем следующие цифровые технологии:
- Готовые компьютерные программы и игры:
- компьютерная программа на основе технологии «БОС – Здоровье» для системы дошкольного и общего образования;
- компьютерная логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры»;
- авторские Mimio проекты НОД и индивидуальных логопедических занятий;
- авторские программы-презентации в Power Point (игры-триггеры, игры-квесты);
- картотека видеороликов и аудиозаписей для проведения НОД и индивидуальных занятий.
- Электронные энциклопедии и онлайн энциклопедии:
- большая детская энциклопедия;
- энциклопедии серии «Почемучка» - растительный мир, животный мир и т.д.;
- онлайн энциклопедии
http://ya-uznayu.ru; http://potomy.ru; https://chudo-udo.info/pochemuchka
- Логопедические интернет ресурсы:
www.logozavr.ru; https://viki.rdf.ru; www.solnet.ru; www.detiseti.ru; www.teremoc.ru; www.lohmatik.ru; http://mersibo.ru
При использовании цифровых технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми, педагог должен неукоснительно соблюдать требования САНПиН:
- Использование новых моделей компьютеров: технические характеристики экрана (по диагонали 59 - 69 см., высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м.), расстояние до экрана (не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м).
- Работа за компьютером не более не более 7-10 мин.
- Работа с компьютером не более двух раз в неделю.
- Проведение гимнастики для глаз.
- Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.
Цифровые технологии позволяют разнообразить и формы работы с родителями, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса.
Цель – активно привлекать родителей детей с ТНР к сотрудничеству и способствовать в приобретении ими специальных педагогических знаний.
Блоки | ||
информационный | консультативный | включение родителей в совместную деятельность |
- сайт ДОУ - электронная почта - буклеты в Microsoft Publisher | - телемост - электронная почта -дистанционные онлайн консультации | - создание «семейной медиатеки» - создание тематических презентаций - создание электронного портфолио ребенка |
Литература:
- Бартенева Т.П. Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития и обучения дошкольников. 2009
- Вренева Е. Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. (Дошкольное воспитание. 2010. №12)
- Денисова Т. Компьютер в дошкольном учреждении (Дошкольное воспитание. 2011. №2)
- Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. (Дефектология. – 1998)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении инструкторов по физической культуре "Использование современных образовательных технологий в формировании основ здорового образа жизни у детей"
Содержание комплекса утренней гимнастики....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни «Путешествие в Страну здоровья»
Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.Важность формирования здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что тольк...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
план для подготовишек...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре при работе с детьми имеющими нарушения речи.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, очень важно в учреждении выстроить модель сотрудничества учителя-лог...
Открытый показ, с детьми среднего дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни на тему: «Полезные и вредные продукты»
Цель:Закрепление знаний детей о продуктах питания и их значении для человека, ознакомление с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные прод...
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми ОВЗ
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми ОВЗ...