Конспект индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука [Л] в слогах и словах "Откуда хлеб пришел?."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику, зрительное и фонематическое восприятие, внимание и мышление.
2. Закреплять правильное произношение звука [Л] : изолированно, в слогах в прямых и обратных, в словах.
3.Формировать мотив правильного произношения звука, самоконтроль.
4.Формировать объяснительную речь, с помощью самоанализа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: «Звук и буква Л».
ФИ ребенка: Рита К.
Этап: автоматизация звука [Л] в слогах, словах.
Тема недели: «Откуда хлеб пришел?»
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику, зрительное и фонематическое восприятие, внимание и мышление.
2. Закреплять правильное произношение звука [Л] : изолированно, в слогах в прямых и обратных, в словах.
3.Формировать мотив правильного произношения звука, самоконтроль.
4.Формировать объяснительную речь, с помощью самоанализа.
Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, кубик, тренажеры: «Пароход», «Самолет», «Гриб», игрушки (мышка, «Звуковичок», ведерки, игровое поле «Сад, огород»), пуговки, баскетбольное кольцо, карточки с родственными словами «хлеб», картинки хлебобулочных и кондитерских изделий, таблица- выбора и самооценки.
Ход занятия.
Приветствие «Здравствуйте!».
«Кто хочет разговаривать,
тот должен выговаривать
все правильно и внятно,
чтоб было всем понятно!».
1.Организационный момент.
Воспитаннице предлагается таблица выбора.
-Выбери, пожалуйста, какой девочкой ты сегодня будешь, и поставь магнитик?
-Какое у нее сегодня настроение? (ребенок выбирает смайлик настроения) -рефлексия настроения.
-Какой звук будем учить ее правильно произносить? (выбор магнита с буквой Л).
-В конце занятия поставим оценку девочке, которую ты выбрала.
2.Основная часть.
а) Артикуляционная гимнастика для звука [Л].
-Предложить ребенку на выбор : кубик или карточки для уточнения артикуляционного уклада ( губы слегка растянуты, зубы разомкнуты, передняя часть языка вместе с кончиком упирается в верхние резцы, создавая преграду воздушной струе, средняя часть языка оказывается прогнутой.
1. «Улыбка».
2. «Чистим зубки».
3. «Лопата».
4. «Накажем язычок».
5. «Кошечка лакает молоко».
6. «Парус».
б) Загадка: «Вырос в поле дом, полон дом зерном».(колосок)
Дыхательная гимнастика. «Мельница».
Будем молоть зерно, чтобы получилась мука, с пшеницы-(пшеничная), с ржи-(ржаная).
в) Произнесение обратных слогов. Упражнение с применением биоэнергопластики «Поймай Мышку, укравшую зерно» и постановки звука [Л]от гласных звуков(поймаем мышку за хвост, одновременно выполняем артикуляционное упражнение прикусывание языка с произнесением-ал-ол-ул), отпустим мышку –произносим прямой слог (-ла-ло-лу).
Упражнение на тренажерах «Параход» (-ыл), «Самолет»(-ул) .
г) Произнесение прямых слогов .Упражнение «Гусеница из слогов». Ребенок выстраивает пуговицы на столе в ряд, чередуя по цвету и произносит слоги –ЛА-ЛА-АЛ-ЛА-АЛ-АЛ.(используем в чередовании символы положений пальцев рук).
д) Развитие фонематического слуха. Упражнение на развитие фонематического слуха, определение места звука в слове :«Летела корова, потеряла слово».
Слова: Х-л-е-б, б-у-л-к-а, к-а-л-а-ч, л-а-в-а-ш. Применение тренажера «Гриб».
е) Характеристика звука. Использование игрушки «Звуковичок».
-звук [Л]-согласный, твердый, звонкий.
ж) Написание буквы Л на песке. Использование песочного планшета.
з) Физминутка - фонетическая зарядка . Произнесение звуков с движением рук и эмоциями (А-О-У-Ы-И).
[ А ]-дети вытягивают руки вперёд , соединив ладони. Произнося гласный [а-а-а], они плавно разводят руки в стороны ладошкам вверх. Интонация радости.
[О] -дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный [о-о-о...], они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой. Инициатива удивления.
[ У] -руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласные [ у-у-у..], дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз. Интонация угрозы.
[ И ] -руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласные [и-и-и..], дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Интонация удивления и радости.
и) Элементы обучения грамоте. Соединение звуков в слоги, применение игрового баскетбольного кольца и листов с написанными гласными буквами.
к) Пальчиковая гимнастика. «Зернышки».
«Как зернышки в руке наши пальцы в кулаке,
Мы пальчики разгибаем и зернышки рассыпаем,
А потом их собираем».
Игра «Выложи колосок». Ребенок выкладывает пинцетом бубончики на контур колоска и проговаривает слова за педагогом с звуком [Л]. Упражнение Ноткиной
л) Игра «Булочная».
Чтение стихотворения «Вот он хлебушко душистый».
-классификация хлебобулочных и кондитерских изделий;
-упражнение «Назови какой?».
Хлеб из пшеницы……
Хлеб из ржи………….
Хлеб из гречихи……...
Поле с пшеницей, поле с рожью, ячменем, гречихой……
Каша из овса, ячменя, пшена, пшеницы, кукурузы………
-упражнение «Что лишнее?».
пирог, бублик, сухарик, каша; хлеб, блин, сухарь, глухарь.
-согласование существительного с числительным. Игра «1-2-5», « Бедняк и богач» (слойка, калач, зерно, печенье, плетенка, ватрушка);
-словообразование, родственные слова от слова хлеб (хлеб-хлебороб-хлебница, хлебать, похлебка, хлебушек).
4. Итог занятия.
Обращаемся опять к таблице.
-какой звук учились произносить правильно?;
-какое упражнение было сложным- рефлексия деятельности;
-какую оценку поставим девочке?;
-какое настроение у девочки сейчас?;(выбор наклейки).
-в какую игру ты бы хотела поиграть в следующий раз?.
5.Домашнее задание.
Рассказ Я. Тайц «Все здесь».
Вспомнить сказки о хлебе :(«Колосок», «Колобок», «Гуси-Лебеди», «Красная Шапочка», «Маша и медведь»,«Дюймовочка»,рассказы: «Лисичкин хлеб», «Легкий хлеб», «Девочка , наступившая на хлеб».)
Самоанализ занятия на тему: «Звук и буква Л».
Воспитанница с ФН.
1. Планирование:
План занятия составлен соответственно календарно-тематическому плану индивидуальной работы с учётом возраста, речевого нарушения и степени сформированности звукопроизношения;
- на занятии использовала фонетическую зарядку Костылевой, тренажеры для постановки звука, игровые оборудования и пособия.
2. Предварительная работа
а) Предварительно, начали разучивать артикуляционную и пальчиковую гимнастики;
б) знакомиться с характеристикой звука, с артикуляционным укладом органов артикуляции при произнесении заданного звука;
в) определять место звука в слове;
г) познакомились с образом буквы,
б) на индивидуальном занятии воспитанница учится соединять звуки в слоги с помощью игры «Баскетбол».
3. Цель и задачи:
На занятии была поставлена задача: автоматизация звука [л] в слогах, словах.
Считаю, что данная задача была достигнута, потому что воспитанница заинтересована в получении навыка правильного произношения, осознает свой дефект в речи, правильно выполняла артикуляционную гимнастику, старалась соединять звук с гласными, проговаривала слоги, контролируя положение органов артикуляционного аппарата. В конце занятия воспитанница смогла дать оценку себе на занятии, что получилось, над чем еще надо работать, звук старалась выговаривать.
Также на занятии решались задачи:
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание и мышление.
Считаю, что эти задачи так же были решены через проведение арт/гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, проведения дидактических игр «Зернышки», «Выложи колосок», «Булочная», «Бедняк и богач», игры с мячом, игра в баскетбол ».
Методы и приёмы. Использовали элементы биоэнергопластики, фонетической зарядки. На занятии использовались различные приёмы и методы: словесные –вопросы разного характера, поощрения;
игровые – игровое взаимодействие с предметами, игрушками, дидактические игры
практические –звуковые тренажеры, игра «Баскетбол», чтение и выбор слогов с помощью пуговиц.
4. Структура занятия выбрана в соответствии с требованиями к логопедическому занятию (от звука к слогу, слову и фразе), с учётом современных требований ФГОС ДО использовался ведущий вид деятельности дошкольников игровая деятельность. Учитывалась смена поз детей, двигательная активность. Время проведения занятия соответствует СанПиН и гигиеническим требованиям, длительность занятия 20 минут.
5. Дифференцированный подход:
Логопедическое занятие провелось в индивидуальной форме, с учетом речевого заключения, возраста и индивидуальной особенности воспитанницы. Использовались методы рефлексии деятельности и рефлексии настроения и эмоционального состояния. Таблица выбора и самооценки.
6. Формы организации.
Занятие проводилось в игровой форме.
7. Что получилось, что нет? (Почему)
Плотность занятия, думаю достаточная, возможно необходимо больше времени уделять времени на автоматизацию слов, добиваться от детей полных ответов.
В речи использую очень много уменьшительно-ласкательных форм существительных, что недопустимо для преподнесения образца речи детям.
На занятии упустила художественное слово (стихотворение «Вот он хлебушко душистый»);
Не успели выполнить упражнение «Что лишнее?».
пирог, бублик, сухарик, каша; хлеб, блин, сухарь, глухарь;
Упражнение :согласование существительного с числительным. Игра «1-2-5», « Бедняк и богач» (слойка, калач, зерно, печенье, плетенка, ватрушка);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия . Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.
Интересное индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в речи...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука Ш...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях». (с использованием здоровьесберегающих технологий «Песочная терапия»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р в слогах, словах и словосочетаниях.
Данный конспект предназначен для логопедов, воспитателей логопедических групп для автоматизации звука Р в слогах, словах и словосочетаниях....
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;-закрепить навыки образования ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах.
Предлагается конспект по автоматизации звука "Л" в слогах и словах....