Логопедическое сопровождение семей воспитанников с ОВЗ, обусловленными нарушениями зрения
презентация по логопедии
Данный семинар посвящен теме психолого-педагогической характеристики детей с ОВЗ, обусловленными нарушениями зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ « Детский сад №112»
Тема семинара: Логопедическое сопровождение семей воспитанников с ОВЗ, обусловленными нарушениями зрения. ( Слайд 1)
Учитель-логопед: Ткаченко Е.Ю.
Одна из сопутствующих проблем у детей с функциональными расстройствами зрения – нарушение речи. Родителям, заинтересованным в результатах коррекционной работы необходимо закреплять полученные речевые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Мы уделяем особое внимание формированию у родителей активной позиции, вовлекая их в процесс коррекционно - развивающей работы.
Хочу остановиться на некоторой специфике речевого развития детей, с нарушениями зрения….
( Слайд 2) Особенностью детей с нарушениями зрения является нарушение словесного опосредования. Если ребёнок правильно называет предмет, это не говорит о том, что у него имеются чёткие представления о нём. Объясняется это трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.
(Слайд3) Ограничение визуального контроля за вербальными и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушениями зрения имеют место трудности со звукопроизношением, которые встречаются в два раза чаще, чем в норме.
Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.
(Слайд4) Дошкольный возраст это благоприятный, сензитивный период для коррекции речевых нарушений. Помощь учителя-логопеда заключается в своевременном выявлении речевых нарушений, определении путей коррекции и устранение речевых недостатков у воспитанников. Многие родители не сразу включаются в систему коррекционной работы, поэтому перед учителем - логопедом стоит задача вовлечь их в процесс совместной деятельности на ранних этапах выявления речевых нарушений.
По итогам логопедического обследования родители детей с нарушениями зрения, приглашаются на индивидуальную консультацию. На первую встречу приглашаются оба родителя, для того чтобы определить единые требования и подходы к коррекции речевых нарушений. При знакомстве надо стараться быть предельно деликатным, учитывая, что у ребенка имеются сенсорные и речевые нарушения, употреблять поменьше профессиональных терминов. Лучше объяснить всё простыми доступными словами, избегая выражений «патология», «дефект».
( Слайд 5) В ряде случаев требуется уточнение первичного заключения для выбора адаптированной образовательной программы дошкольного образования, либо ИОМ, в которых родители принимают непосредственное участие.
( Слайд 6) В нашем детском саду есть опыт организации инклюзивного образования. Реализовывалась СИПР для ребенка – инвалида, у которого имелись множественные сочетанные нарушения в развитии, в том числе слепота. Родители выполняли рекомендации специалистов, активно сопровождали своего ребенка по всем этапам программы.
Для сбора анамнестических данных о ходе развития ребенка используем анкетирование для уточнения и учета полученной информации. Анкетирование позволяет родителям актуализировать знания о ходе речевого развития.
( Слайд 7) Учитель - логопед выступает на родительских собраниях по приглашению педагогов группы, а также по своей инициативе. Родителям дается информация о том, что дома необходимо закреплять полученные ребенком на занятии навыки, выполнять рекомендованные логопедические задания в домашней тетради. Важно донести до родителей, что выполнение упражнений не должно превращаться в рутинные, скучные занятия дома. В задания нужно внести элемент игры. Не стоит ругать ребёнка за то, что у него не получается. А вот на поощрения даже за малейшие успехи не скупиться, хвалить ребенка как можно чаще.
(Слайд 8) Осуществляем взаимодействия с родителями посредством показа приемов на открытом логопедическом занятии. Родители перенимают приемы, способы, игры, упражнения, которыми пользуется специалист, а затем дома закрепляют навыки, которые получил их малыш на занятии. В процессе взаимодействия со специалистом родители получают квалифицированную помощь, выстраиваются доверительные отношения между логопедом, ребенком и родителями.
(Слайд 9) В период дистанционного обучения проводились индивидуальные логопедические занятия через мессенджер Вацап. Сам процесс реализации таких занятий был не простым. Именно руки мамы были помощниками логопеда. Родители могли также получали консультацию специалиста по интересующим вопросам. По результатам работы были получены положительные благодарственные отзывы родителей воспитанников, которые были опубликованы на сайте департамента на странице «Спасибо за дистант».
( Слайд10) В течение учебного года для родителей проводятся мастер-классы, семинары - практикумы по различным темам.
( Слайд11) Ежегодно наши воспитанники принимают участие в городском фестивале-конкурсе «Стремление к звездам» для детей с ОВЗ, в номинации « Художественное слово». Традиционно дети занимают призовые места. Родители принимают активное участие в подготовке к выступлению, получают положительный эмоциональный опыт социализации своего ребенка.
(Слайд12) На сайте ДОУ есть страничка учителя-логопеда, на которой представлены консультации и практические рекомендации по преодолению речевых нарушений.
Таким образом, вовлекая родителей в процесс коррекции речевых нарушений, обеспечивается максимальная помощь и поддержка со стороны близких для ребенка людей. Воспитанник быстрее овладевает речевыми навыками и умениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»
Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....
логопедические игры в работе с детьми с нарушением зрения
В презентации предлагаю вниманию коллег игры, используемые в работе с детьми с нарушением зрения, по автоматизации поставленных звуков....
Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы с нарушением зрения " Поход в осенний лес"
Развитие лексико - грамматическогостроя речи на материале темы " Дикие животные".Использование различных здоровьесберегающих приёмов....
Презентация "Сценарий ООД по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения"
Презентация организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения:Пластилинография "Золотая рыбка"...
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи
Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у воспитанников среднего возраста. Именно благодаря ему мы можем определить:какой конкре...
Формирование словаря и грамматического строя речи у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.Формирование грамматического строя речи у...