конспект логопедического занятия на тему "Деревья"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Хоткевич Елена Николаевна

Занятие на тему: «Деревья»

 

Цели:

-коррекционно-образовательные: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам;  закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

 

- коррекционно-развивающие: развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.

 

- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.     

 

Оборудование: демонстрационный материал — картинки деревьев; картинно-графический план; раздаточный материал –листочки с заданием, цветные карандаши.

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Отгадывание загадки

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки. 

Что это? (Дерево.)

 

Основная часть

Где растут деревья? (В саду, в парке, в лесу, в сквере и т.д.). Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья, плоды. Какую пользу приносит корни? (из земли корни берут воду и питательные вещества), ствол? (по нему вверх и вниз текут питательные вещества), листья? (они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород), кора? (защищает от холода).              Какую пользу приносят деревья? (очищают воздух, плодами питаются птицы и звери).

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву. Хвойные деревья имеют вместо листьев -  иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.). Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.).

В саду растут фруктовые деревья: яблони, груши сливы и т.д.  В лесу растут деревья.  Если в лесу растут одни хвойные деревья- лес хвойный, а если лиственные– лес лиственный, а если и лиственные деревья и хвойные, то лес - смешанный. Если в лесу растут одни берёзы, то такой лес называется берёзовая роща, осины… осиновая роща, клёны…липы… ,если одни дубы – дубрава, если одни ели – ельник, если одни сосны – сосновый бор.

Рассмотреть картинки с изображением деревьев, уточнить их название.

Логопед помогает детям рассказывать о деревьях, используя картинно-графический план.

Русская красавица стоит на поляне                                                                                                                                В зелёной косынке, в белом сарафане…(берёза)

Береза получила свое название за белую кору. Ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, зубчатые по краю. Ранней весной во время цветения с ветвей березы свешиваются длинные желтоватые сережки. Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.

Стоит над кручей                                                                                                                                                   Богатырь могучий:                                                                                                                                                                   Плечи пораздвинул                                                                                                                                                       Руки пораскинул… (дуб)

Дуб – это могучее лиственное дерево.  Его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой. У него толстый морщинистый ствол с толстыми ветками.  Лист резной, овальной формы, Плоды дуба - желуди созревают ранней осенью. Живут дубы около тысячи лет.

Клён — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.

Липа - это лиственное дерево с черной растрескивающейся корой и раскидистой кроной. Цветки липы желтовато – белые душистые. Из них заваривают полезный липовый чай. Цветет это дерево в конце июня – в начале июля.

Ольха –лиственное дерево.

Никто её не пугает,                                                                                                                                                                         А она вся дрожит…(осина)

Осина – это лиственное дерево с кроной округлой формы, с прямым зеленоватым гладким стволом и желтовато - белой кроной. Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, осинки переговариваются друг с другом. Листья осины зеленые, зубчатые по краю, на длинных черешках. Цветки мелкие, собранные в свисающие сережки.

Тополь

У тополя -  высокий ствол серого цвета, лист овальной формы, почки липкие. Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей.  

Каштан –лиственное дерево.

Рябина — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

 

Ель, сосна, кедр – хвойные деревья. У ёлки ствол зеленого цвета, а у сосны, кедра — коричневого цвета. Все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки -  хвою.  У них есть шишки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.

 

 

Физкультминутка

Мы вокруг березы

Весело пойдем, - Дети становятся в круг и идут,

Руки вверх поднимем, - поднимают,

Покружимся слегка - кружатся,

И подбросим листья

Вверх под облака - делают движения подбрасывания.

 

Чем отличаются друг от друга дуб и ель? (разные листья, разный цвет стволов, разное расположение веток). Ель и сосна? Берёза и клён?

 

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает определить с какого дерева лист.

 

Дидактическая игра «Какой?»

Образование прилагательных от существительных.

Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

Лист березы ...

Лист липы ...

Лист тополя ...

Лист дуба ...

Лист клёна ...

Лист рябины ...

Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

 

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ..., дерево — ... и т.д.

 

Дидактическая игра «Один - много»

Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей.

Например: лист - листьев, береза - берёз, дерево — ..., тополь — ... , ветка — ... и т.д.

 

Дидактическая игра «Сосчитай»

Согласование числительных с существительными.

Например: один лист, два листа, три... , четыре ... , пять листьев.

Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.

 

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Образование слов-антонимов.

Например: ствол высокий — низкий,                                                                                                                       корень длинный — короткий,                                                                                                                                        ветка толстая — тонкая,                                                                                                                                                   дерево большое — маленькое,                                                                                                                                   У сосны иглы длинные, а у ели...                                                                                                                                          У клёна листья большие, а у берёзы...                                                                                                                     У дуба ствол толстый, а у берёзы...                                                                                                                                              У берёзы ствол светлый, а у клёна...

Как человек должен относиться к деревьям (не вырубать, не ломать, не разжигать в лесу костры, не бросать мусор, сажать деревья ).

Пальчиковая гимнастика с массажным мячом  - катать мяч между ладонями, приговаривая

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник!

Выполнение задания на листочках.

 

Итог занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_derevya.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему: «Деревья»

Цели:

-коррекционно-образовательные: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам;  закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

- коррекционно-развивающие: развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.

- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.        

Оборудование: демонстрационный материал — картинки деревьев; картинно-графический план; раздаточный материал –листочки с заданием, цветные карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

Отгадывание загадки

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки. 

Что это? (Дерево.)

Основная часть

Где растут деревья? (В саду, в парке, в лесу, в сквере и т.д.). Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья, плоды. Какую пользу приносит корни? (из земли корни берут воду и питательные вещества), ствол? (по нему вверх и вниз текут питательные вещества), листья? (они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород), кора? (защищает от холода).              Какую пользу приносят деревья? (очищают воздух, плодами питаются птицы и звери).

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья — это те, которые имеют листву. Хвойные деревья имеют вместо листьев -  иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.). Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.).

В саду растут фруктовые деревья: яблони, груши сливы и т.д.  В лесу растут деревья.  Если в лесу растут одни хвойные деревья- лес хвойный, а если лиственные– лес лиственный, а если и лиственные деревья и хвойные, то лес - смешанный. Если в лесу растут одни берёзы, то такой лес называется берёзовая роща, осины… осиновая роща, клёны…липы… ,если одни дубы – дубрава, если одни ели – ельник, если одни сосны – сосновый бор.

Рассмотреть картинки с изображением деревьев, уточнить их название.

Логопед помогает детям рассказывать о деревьях, используя картинно-графический план.

Русская красавица стоит на поляне                                                                                                                                В зелёной косынке, в белом сарафане…(берёза)

Береза получила свое название за белую кору. Ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, зубчатые по краю. Ранней весной во время цветения с ветвей березы свешиваются длинные желтоватые сережки. Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.

Стоит над кручей                                                                                                                                                   Богатырь могучий:                                                                                                                                                                   Плечи пораздвинул                                                                                                                                                       Руки пораскинул… (дуб)

Дуб – это могучее лиственное дерево.  Его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой. У него толстый морщинистый ствол с толстыми ветками.  Лист резной, овальной формы, Плоды дуба - желуди созревают ранней осенью. Живут дубы около тысячи лет.

Клён — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.

Липа - это лиственное дерево с черной растрескивающейся корой и раскидистой кроной. Цветки липы желтовато – белые душистые. Из них заваривают полезный липовый чай. Цветет это дерево в конце июня – в начале июля.

Ольха –лиственное дерево.

Никто её не пугает,                                                                                                                                                                         А она вся дрожит…(осина)

Осина – это лиственное дерево с кроной округлой формы, с прямым зеленоватым гладким стволом и желтовато - белой кроной. Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, осинки переговариваются друг с другом. Листья осины зеленые, зубчатые по краю, на длинных черешках. Цветки мелкие, собранные в свисающие сережки.

Тополь

У тополя -  высокий ствол серого цвета, лист овальной формы, почки липкие. Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей.  

Каштан –лиственное дерево.

Рябина — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

Ель, сосна, кедр – хвойные деревья. У ёлки ствол зеленого цвета, а у сосны, кедра — коричневого цвета. Все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки -  хвою.  У них есть шишки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.

Физкультминутка

Мы вокруг березы

Весело пойдем, - Дети становятся в круг и идут,

Руки вверх поднимем, - поднимают,

Покружимся слегка - кружатся,

И подбросим листья

Вверх под облака - делают движения подбрасывания.

Чем отличаются друг от друга дуб и ель? (разные листья, разный цвет стволов, разное расположение веток). Ель и сосна? Берёза и клён?

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает определить с какого дерева лист.

Дидактическая игра «Какой?»

Образование прилагательных от существительных.

Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

Лист березы ...

Лист липы ...

Лист тополя ...

Лист дуба ...

Лист клёна ...

Лист рябины ...

Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ..., дерево — ... и т.д.

Дидактическая игра «Один - много»

Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей.

Например: лист - листьев, береза - берёз, дерево — ..., тополь — ... , ветка — ... и т.д.

Дидактическая игра «Сосчитай»

Согласование числительных с существительными.

Например: один лист, два листа, три... , четыре ... , пять листьев.

Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Образование слов-антонимов.

Например: ствол высокий — низкий,                                                                                                                       корень длинный — короткий,                                                                                                                                        ветка толстая — тонкая,                                                                                                                                                   дерево большое — маленькое,                                                                                                                                   У сосны иглы длинные, а у ели...                                                                                                                                          У клёна листья большие, а у берёзы...                                                                                                                     У дуба ствол толстый, а у берёзы...                                                                                                                                              У берёзы ствол светлый, а у клёна...

Как человек должен относиться к деревьям (не вырубать, не ломать, не разжигать в лесу костры, не бросать мусор, сажать деревья ).

Пальчиковая гимнастика с массажным мячом  - катать мяч между ладонями, приговаривая

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник!

Выполнение задания на листочках.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...