Развитие артикуляционной моторики у детей с ТНР как средство коррекции звукопроизношения.
занимательные факты по логопедии (старшая группа)
Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным звукопроизношением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие артикуляционной моторики у детей с ТНР, как средство коррекции звукопроизношения.
учитель-логопед МАДОУ №16 Папина М.В.
Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным звукопроизношением.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата, а также помогает артикуляционная гимнастика.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева.
Так зачем же тренировать язык?
Язык является главной мышцей органов речи. Он должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие и целенаправленные движения, называемые звукопроизношением.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
Дети старшего и подготовительного возраста: смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Артикуляционная гимнастика занимает ведущее место в преодолении речевых нарушений у детей.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
- речевой слух,
- речевое дыхание,
- речевое внимание,
- голосовой и речевой аппарат.
Что же такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы и подвижности движений органов артикуляции, принимающих участие в речи.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.
- Детям со сложными нарушениями звукопроизношения поможет быстрее преодолеть свои речевые дефекты, а когда с ними начнёт заниматься специалист: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также таким детям, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Различают два вида артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения. Они направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию до 10 секунд (например: «Ворота», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок»).
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений) - вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. («Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чистим верхние и нижние зубки»).
Мной были разработаны требования для проведения артикуляционной гимнастики.
1. Заниматься с ребенком дома нужно ежедневно.
2. Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке. Время проведения занятий 10-15 минут.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении, и строго перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать.
4. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10 раз.
5. При выборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным.
Для проведения артикуляционной гимнастики необходимо:
-зеркало;
-игровой момент;
-приемы;
-знания о том, как правильно выполняются упражнения.
В своей работе я использую различные дидактические игры и упражнения:
- «Логопедические бродилки», где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка из кружочков (гусеница) или прямоугольников(вагончики) с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.
- «Отгадай, что спряталось?» - дети переворачивают картинки и выполняют упражнение на карточке.
Выполнение артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес, гимнастика не должна проводиться по шаблону. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать эмоциональный настрой, пробудить положительный интерес к занятиям. Для этого лучше всего использовать игру, нетрадиционную гимнастику с предметами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Тема для самообразования для учителя логопеда на логопункте в ДОУ. ...
Самообразование на тему:«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения». Цели: Повышение уровня знаний, профессионального мастерства ...
Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».Время работы над темой: март 2018 ...
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
В процессе формирования правильного звукопроизношения у детей важнейшую роль играет развитие артикуляционной моторики. В данной презентации я хочу Вас познакомить с причинами и видами нарушений артику...
Тема по самообразованию: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема по самообразованию: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения» ...