Профилактика оптической дисграфии у дошкольников
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса , пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. В данном материале представлены игры для дошкольников по профилактике оптической дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opticheskaya_disgrafiya.docx | 739.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы. Самые первые проявления данной патологии наблюдаются уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду. Если в дошкольном возрасте функции, имеющих прямое отношение к процессу письменной речи, не сформированы, то позднее это обязательно проявится в виде специфических ошибок в процессе письма и чтения. К оптической дисграфии относится зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.
Таким образом, нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок на письме:
- трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки;
- замены букв по кинетическому принципу (б-д, а-о, и-у);
- смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т);
- недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение элементов букв относительно друг друга, зеркальное написание букв;
- пропуски, перестановки, вставки букв и недописывание слов;
- несоразмерность букв, несоблюдение строки и наклона
- В целях профилактики нарушений письменной речи у дошкольников предлагаю ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для родителей с целью использования в совместной деятельности с детьми - простые игры и упражнения, позволяющие еще до прихода ребенка в школу устранить у него предрасположенность к нарушению чтения и письма.
4-5 лет Игры и упражнения:
«Найди пару» (геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.
Зашумленные картинки по лексическим темам
«Назови предметы по их контурам», «Расположи предметы по величине», «Найди правильную тень предмета», «Найди одинаковые тени».
«Дорисуй половинку»,«Чего не хватает?», «Кто это? Дорисуй.»
Дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве относительно себя.
- Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая)
- Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой.
- Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
- Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д.
- Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?»
- Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.
Определение пространственного расположения предметов
«Какой дом справа, слева?»«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.
Ориентировка на листе
- Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д.
- «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)
- Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
6-7 лет
зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы спрятанные за предметами.
«Расшифруй слово»,
- Машина Жук
- Ток Жаба
- Кот Лужа
- Жук Жакет
«Пирамидка»(разложи по величине и прочти слово)
«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», «РЕБУС- Прочти наоборот», «Слово стерлось», «Слово растаяло», «Что за буква», «Допиши буквы, прочти слово»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....
Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"
Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...
"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"
Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...
Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников
Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...
Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».
Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...
- Мне нравится (1)