Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ.
статья по логопедии

Елена Геннадьевна Суворова

В статье описывается опыт работы логопедов детского сада комбинированного вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publication_25795.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное

учреждение детский сад

№ 64 «Колокольчик»

Суворова Е.Г.

МАДОУ детский сад № 64

«Колокольчик» учитель-логопед

Болотова И.В.

МАДОУ детский сад № 64

«Колокольчик» учитель-логопед

Дмитриева О.Л.

МАДОУ детский сад № 64

«Колокольчик» старший воспитатель

Логопедическое сопровождение

детей дошкольного возраста с ОВЗ

 в условиях логопункта ДОУ.

Расскажи - и я забуду

Покажи - и я запомню

Дай мне сделать самому

- и я научусь.

Китайская мудрость.

Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ

в условиях логопункта ДОУ.

Дошкольный возраст – это важный этап в жизни ребёнка. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста  относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии  здоровья. Данный факт подтверждает статистическое исследование, проведенное в нашем учреждении. По данным психолого-медико-педагогического консилиума прослеживается рост количества  детей с ОВЗ. В связи с этим  перед дошкольным образовательным учреждением стоит  задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений развития дошкольников.

Внедрение федеральных государственных стандартов дошкольного образования определило требование к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ 17.10.2013г. № 1155). «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

III. Требование к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.2.  Для получения,  без дискриминации,  качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья , создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе, посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.(1)

За последние годы не прекращается рост речевой патологии у детей. Более 50 % поступающих в наши школы детей имеют дефекты в произношении звуков речи. Эта ситуация усугубляется тем, что многие родители считают эти дефекты «мелочью»,  на которую можно не обращать особого внимания,  другое дело, когда ребёнок заикается или, когда у него вообще не появляется речь…

Однако беда родителей состоит в том, они не могут себе представить заранее, когда и при каких обстоятельствах эти неисправленные в свое время у ребёнка звуки могут «встать у него поперёк дороги» и вызвать горький упрёк в их адрес…

Необходимо показать некоторые отрицательные «стороны» неправильного звукопроизношения.

  • Прежде всего, как бы  многие люди ни пытались сознательно закрывать на это глаза, дефектное произношение человеком даже одного звука портит его речь и сразу привлекает к ней внимание окружающих. В этом случае даже вполне грамотная  и глубокая по содержанию речь сразу как бы несколько «обесценивается» в глазах слушателей, хотим или не хотим мы это признать. Вам приходилось когда-нибудь слышать картавых или шепелявых лекторов? Вспомните о производимом ими на вас впечатлении!
  • Во многих случаях дефекты в произношении звуков (в частности, замены одних звуков другими) отражаются на письме и приводят к появлению так называемых дисграфий. А это значит, что из-за не исправленного своевременно звукопроизношения у ребёнка будет страдать и успеваемость по русскому языку - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  • Не устранённый дефект звукопроизношения очень часто приводит к появлению у человека «вторичных психических наслоений», то есть связанных с этим дефектом переживаний. Ведь с возрастом ребёнок начинает замечать, что его речь отличается от речи сверстников, которые к тому же нередко его передразнивают, доводя иногда до слёз и до нежелания  им посещать школу.
  • Для многих подростков именно неправильность звукопроизношения является основным препятствием для выбора профессии для души. К логопедам нередко буквально прибегают юноши, которые  говоря их словами, «только из-за одного несчастного звука» не принимают в военные училища. Это же относится и ко многим профессиям, связанным с речью, - путь к ним для таких подростков оказывается полностью закрытым. А для тех, кто хочет поступить в школу с углублённым изучением иностранного языка, эта преграда на пути к получению образования начинает возникать уже с детских лет.
  • Многие взрослые люди, обращаются к логопедам по поводу дефектов звукопроизношения, высказывают обиды в адрес своих родителей, не позаботившихся об этом своевременно. Эти люди обычно бывают, готовы приложить любые старания для устранения своего «безобидного» дефекта, принесшего им столько неприятных переживаний.
  • В последние годы мы всё чаще встречаемся с одинаковыми дефектами в произношении звуков речи, как у детей, так и у их родителей. А это значит, что в подобных случаях ребёнок усваивает неправильную артикуляцию звука по подражанию. И помочь ему бывает значительно сложнее, потому что, занимаясь у логопеда, дома ребёнок так и продолжает слышать неправильную речь. И начинать  коррекцию звуков иногда приходится с самих родителей. Так не проще ли было бы сделать это в их теперь уже далёком детском возрасте, сразу тем самым прервав эту «патологическую цепочку»?

Данная логопедическая практика реализуется в ДОУ с 2009 года. Возрастная категория - старший и подготовительный возраст.

С 2012 года была составлена программа для детей среднего возраста, с 2014 года - для детей второй младшей группы. А в 2016 году - в группу развития вошли дети первой младшей группы.  Областью образовательной практики было избранно речевое развитие детей и развитие ВПФ. В результате обследования детей разной возрастной категории, были выявлены причины возникновения речевых нарушений. Подтвердились данные современных ученых, которые настаивают на более раннем логопедическом воздействии. Так как при несвоевременном, позднем (старший – подготовительный возраст) воздействии, у детей закреплялось дефектное звукопроизношение или  дефект усугублялся, и переходил в  более сложный, который мог повлечь такие серьёзные нарушения чтения и письма как  дисграфия и дислексия. Дисграфия и дислексия возникают в результате нескорректированных нарушений ОНР и ФФН.

Так же мы выяснили, что нейропсихологи выявили прямую связь между возникновением дисграфии и дислексии у ребёнка и нарушением ориентации в пространстве и  времени.

Приблизительно до 2010 года существовало мнение специалистов учителей-логопедов о том, что работать нужно начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Поэтому в детском саду логопедические группы и логопункты формировались из детей 5-7 лет. А в последующем, в школах,  логопункты посещали дети 1-4 классов. В настоящее время мнение учителей-логопедов изменилось. Коррекционно-развивающую работу с детьми необходимо начинать как можно раньше. Легче поставить отсутствующий звук, чем исправлять дефектный, который возник в результате замены или искажения.

Свою трудовую деятельность мы начали после окончания университета  в 2000 году. Действительно, количество детей с нормальным звукопроизношением преобладало над количеством детей с нарушенным звукопроизношением. Даже те дети, которые попадали в логопедическую группу, имели заключение от ПМПК с заключениями ФН или ФФН. Продолжительность коррекционной работы с такими детьми составляла от полугода до года. Дети с исправленным звукопроизношением возвращались снова в массовые группы, а логопедическая группа пополнялась новыми детьми. Детей с ОНР 3 уровня было мало. А если появлялся ребёнок с ОНР 2 уровня, то эта ситуация выходила за рамки возможности массового детского сада комбинированного типа.   Дети с ЗПР, аутизмом, с тифлопатологией, а также с нарушением опорнодвигательного аппарата обучались в коррекционных учреждениях соответствующего типа.

С каждым годом ситуация усложнялась. Логопедические группы заполнялись детьми с ОНР 3 уровня. Нарушения звукопроизношения стали носить полиморфный характер (отмечалось нарушение всех групп звуков). Часто присутствовало нарушение слоговой структуры, а также нарушение лексико-грамматического строя речи. Теперь никого не удивишь, тем, что в группах находятся дети с ОНР 1-2 уровня, дети с ЗПР, с тифлопатологией, с признаками аутизма и даже с нарушением опорнодвигательного аппарата. Количество  детей, нуждающихся в логопедической коррекционной помощи,  с каждым годом неуклонно растёт. Двух лет коррекционной работы не достаточно для адекватной коррекции речевого развития. В нашем детском саду кроме логопедической группы, был открыт логопункт. Мы стали оказывать платные услуги для детей не охваченных, но нуждающихся в логопедической помощи. Появилась группа «Звуковичок». В начале - это были дети подготовительного возраста, перед школой. Затем дети старшего возраста. А с 2012 года дети среднего возраста. С данными детьми мы начали подготовительную работу по развитию артикуляционного аппарата (навыков артикуляции каждого звука русского языка), фонематическому слуху, развитию дыхания, моторных навыков, развитию ВПФ. Это дало стойкие результаты. Дети после данных занятий легче поддавались коррекции. В 2013 году мы стали осуществлять постановочный период с детьми среднего возраста, а подготовительные занятия по развитию артикуляционного аппарата с детьми второй младшей группы.

При логопедическом обследовании в старшем возрасте процент детей с ОНР сократился. Мы считаем, что это произошло благодаря данной практике. Теперь у детей появилась возможность для дальнейшего беспрепятственного развития и усвоения другой, в том числе познавательной информации. Выпускники нашего детского сада хорошо читают, печатают буквы, слоги, слова и предложения. Дети пяти лет, благодаря нормальному звукопроизношению, могут усваивать буквы и учиться читать уже в старшем возрасте.

Вторая  младшая группа - изучение всех звуков-артикулем русского языка, в игровой форме с привлечением сказочных персонажей, которые помогают заселять звуки в звуковой город по разным домикам. Характеристика звуков по артикуляции. Соединяем звуки между собой (дружим). На данных занятиях   формируем артикуляционные уклады, дыхание, моторные навыки. Развиваем ВПФ. С этого возраста начинаем в игровой форме развивать ориентацию в пространстве и времени. Расширяем активный словарь, активизируем пассивный. В игровой форме начинаем работать с лексико-грамматическим строем. Занимаемся активным аудированием. Начинаем развивать ассоциативную память и зрительное восприятие с помощью мнемотаблиц. Составляем простейшие описательные рассказы.

Средняя группа - повторяем звуки, уточняем их принадлежность к поющим - не имеющим преграды (гласные), не поющим звукам - имеющим определённую преграду (согласные). Дифференцируем звуки произносящиеся с голосом - работает голосовой моторчик (звонкие), и без голоса - голосовой моторчик не работает (глухие).  Изучение символа - буквы. Заселяем страну Азбуку буквами. На данном материале развиваем зрительное восприятие и память, координацию в пространстве и на листе бумаги. Продолжается работа над расширением и активизацией словаря, развитием и коррекцией лексико-грамматического строя. Продолжаем заниматься аудированием. Продолжаем развивать ассоциативную память и зрительное восприятие с помощью мнемотаблиц. Составляем описательные рассказы по схемам, рассказы по серии сюжетных картин.

Старшая группа - повторяем весь ранее изученный материал. Даём характеристику каждому звуку и букве. Вводим понятийные названия «гласные и согласные, слоги, слова, предложения, глухие и звонкие согласные». Выполняем звукобуквенный анализ и синтез слов. Развиваем слоговую структуру слов. Учимся читать слоги (обратные, прямые, с замочком, со стечением согласных).

Начинаем читать слоговые таблицы, букварь. Дети посещают кружок «Букварёнок». Продолжается работа над ВПФ (особенно восприятие, внимание и память), связной речью. Начинаем работу в тетрадях для развития ориентации в пространстве, на тетрадном листе и графических навыков. Включаем упражнения на развитие логического мышления.

Подготовительная группа - Повторяем весь ранее изученный материал. Проводим сравнительную характеристику парных глухих и звонких звуков, звуков близких по звучанию (звуки, нуждающиеся в дифференциации «С-Ш, З-Ж, Р-Л, Щ-Сь и т.д.»).

Совершенствуем звукобуквенный анализ слов, слоговую структуру слов. Учимся выделять ударную гласную, ударный слог. Изучаем правила: ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ. Правила йотированных гласных: Я, Е, Ё, Ю.

Дети продолжают посещать кружок «Букварёнок» - совершенствуем процесс чтения, используя букварь и книжки со сказками. Развиваем способность детей к пониманию прочитанного текста.   Продолжается работа над ВПФ (особенно восприятие, внимание и память), связной речью. Дети участвуют в различных формах речевой деятельности (в том числе проекты с родителями, всевозможные презентации). Продолжаем работу в тетрадях для развития ориентации в пространстве, на тетрадном листе и графических навыков. Включаем упражнения на развитие логического мышления.

 Таким образом, своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющие недостатки в развитии, а в ряде случаев устранить их, обеспечив тем самым  полноценное развитие ребенка.

   

         

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического сопровождению дошкольников с ОНР в условиях логопункта

1. Целевой раздел программыПояснительная записка.Третий уровень речевого развития характеризуется наличном развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического нед...

Театрализованная деятельность в логопедической практике дошкольного возраста

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания, и усложняются задачи, стоящие перед педагогами, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельно...

Влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем сам...

влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста

влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста...

«Влияние театрализованной деятельности в логопедической практике дошкольного возраста».

laquo;Театр   высшая инстанция для решения жизненных вопросов»   так говорил о театре великий русский публицист, философ и педагог, принадлежащий к числу наиболее видных кри...