Формирование музыкально- эстетической культуры детей дошкольного возраста в игре: Условия организации и педагогического руководства.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Мишукова Наталья Геннадьевна

Консультация для молодых специалистов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_muzykalno.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование музыкально- эстетической культуры детей дошкольного  возраста в игре:

Условия организации и педагогического руководства.

Включение музыкальных игр в процесс развития музыкальной отзывчивости у детей дошкольного возраста и основ музыкально- эстетической культуры требует особых педагогических условий, к которым относятся принципы отбора содержания и организации музыкально- эстетического воспитания детей, ориентированные на развитие музыкальной отзывчивости в игре.

При отборе и систематизации музыкального репертуара для игр руководствуются следующими принципами:

  1. Художественность музыкальных произведений;
  2. Доступность образного содержания музыкальных произведений;
  3. Наличие контрастных интонаций и музыкальных тем, ярких эмоционально- художественных образов.

Принципы организации и руководства творческой музыкальной игрой развивались в системе традиционного музыкального воспитания.

  1. Варьирование музыкальных игр, позволяющее постепенно вводить ребёнка в мир новых художественных образов и расширять опыт восприятия музыки;
  2. Всестороннее восприятие музыки;
  3. Активизация чувств, воображения, мышления, что создаёт условия для проявления творчества в музыкально- игровой деятельности.

Известно, что чувства возникают раньше мысли и действия, а

деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает, как правило, намного успешнее.

 В музыкальной  игре эмоциональные процессы обуславливают познание

содержания музыкального произведения , способствуют решению игровой

задачи, положительно влияют   на продуктивное и творческое мышление.

Ориентация педагога на творческую индивидуальность ребёнка в музыкальной игре способствует выражению ценностного отношения ребёнка к музыке и музыкальной деятельности, что стимулирует развитие таких личностных качеств, как потребность в творческом самовыражении, внутренняя раскрепощённость, желание творить по законам красоты, приводит к тому, что ребёнок неформально находится в поиске средств, способов наиболее адекватной передачи своих чувств, эмоций, настроения, связанных с восприятием музыкальных образов.               

Коллективность музыкальной игры предполагает совместный, взаимосвязанный, взаимозависимый характер игровой деятельности. В целом музыкальная игра является результатом коллективного игрового творчества и несёт в себе потенциал развития не только музыкально- эстетических, но и нравственных качеств личности.

Опираясь на методы и приёмы формирования основ музыкально- эстетической культуры, музыкальные игры и руководства музыкально- игровой деятельностью дошкольников можно разделить на три группы.

Первая группа методов, ориентирована на то, чтобы ребёнок осваивал интонационный словарь музыкального искусства и способы выражения разных эмоций.

Вторая группа методов, ориентированных на овладение языком того или иного вида искусства, на восприятие изобразительно- выразительных средств, на установление

связи между содержанием произведения и средствами выразительности.

Третья группа- это методы, направленные на развитие художественно- творческой личности ребёнка.

Руководство музыкальной игрой предполагает органичное слияние различных  методов и приёмов, допускающих одновременное воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, активизацию мышления, воображения, эмоций. Это обеспечивает более глубокое погружение ребёнка в мир музыкальных звуков, цвета, слова и позволяет ему плавно переходить от восприятия к сопереживанию, от воображения к творчеству.

Первый этап руководства музыкальной игрой предполагает активное включение ребёнка в процесс уподобления произведениям классического искусства и народного творчества.

Второй этап руководства игрой нацеливает на активизацию жизненных и музыкальных впечатлений, которые позволяют детям творчески интерпретировать  содержание музыки при создании музыкально- игрового образа.

Третий этап руководства музыкальными играми предполагает творческое применение опыта музыкально- игровой деятельности в условиях свободной импровизации, что создаёт свободу творческой деятельности, сохраняет саму игру как самоценную и целенаправленную деятельность.

Среда является средством, стимулирующим творческую музыкально- игровую деятельность детей. Подбор музыкальных инструментов, игрушек, пособий и приспособлений с учётом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения создают необходимую предметно - развивающую среду, побуждающую ребёнка к самостоятельным действиям и вызывающую интерес к музыкальному искусству.

Таким образом, психолого-педагогический анализ проблемы формирования музыкально- эстетической культуры детей дошкольного возраста показывает,

что музыкальная игра может выступать как наиболее универсальный способ, позволяющий оптимизировать гуманистические принципы интеграции искусства в процессе музыкально- эстетического воспитания. Значительно расширяя границы познания музыкального искусства, игра способствует эффективному формированию всех компонентов музыкально- эстетической культуры речи.

Весёлые и полезные игровые занятия с малышами- это целый ряд интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально- ритмических и подвижных игр, попевок, песенок, плясок, игр- сказок, игр со словом, театрализованных игр.

Почему же так важны такие игры и для детей 3- 5 лет? Например, упражняя движения пальцев, кистей рук, развивая мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, мы развиваем и упражняем его речь, что так важно в этом юном возрасте. А стихотворная основа пальчиковых игр, попевок, особенно способствует быстрому запоминанию текста ребёнком, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает в умении сочетать движение и слово.

Книга «Музыкальные игры в детском саду» для детей 3-5 лет Ирина Бодраченко включает в себя упражнения и игры, которые помогают развивать эмоциональную сферу ребёнка, знакомят их с основными видами эмоций и способами их проявлений. На игровых занятиях дети имеют возможность то превращаться в обиженных мышат, то быть озорными козлятами и т.д.. Через игру дети ощущают целую гамму чувств и переживаний, передают различные настроения и разные характеры персонажей. Основу занятия составляют пальчиковые игры. Материал построен на синтезе слова, движения и музыки.

Данный материал для занятий с детьми 3-4 лет может быть использован не только целиком, но и фрагментально, в качестве весёлой минутки, игры- потешки не только на музыкальном занятии, но и развитии речи, на прогулке. Играя вместе с детьми, поощряйте проявление их творческой инициативы, пойте, пляшите, придумывайте свои ритмы, различные движения и образы, находите интересные ситуации.

«Музыкальные обучалочки». Подвижные игры для детей 1,5- 5 лет.

Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М. 1968г.
  2. Кенеман А.В. «Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования Музыкально - эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Музыкальная азбука"

Программа предназначена для музыкальных руководителей, по заявке возможно полное размещение учебного материала ...

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

«Педагогические условия формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».

1.  Правовое воспитание дошкольников   2 Правовое воспитание в условиях ДОУ   3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста...

«Музыкально-эстетическое развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Ладушки»             «Музыкально...

Проект по теме: «Формирование художественно - эстетической культуры детей раннего и дошкольного возраста через эффективное взаимодействие ДОУ и семьи посредством использования нетрадиционных техник рисования» «Юный художник»

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....

Формирование художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающего пособия- альбома на липучках «Народная игрушка»

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, и поэтому этот период характеризуется большими возможностями художественно-эстетического ра...