Речевые игры и упражнения по теме: "Дикие животные"
картотека по логопедии (старшая группа)

Колегова Ольга Николаевна
Данной картотекой могут воспользоваться как учителя-логопеды на индивидуальных и на групповых занятиях, так и  родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_po_teme_dikie_zhivotnye.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по теме

 «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

 «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата). У лисицы - … (лисенок, лисята).

У зайчихи - … (зайчонок, зайчата). У ежихи - … (ежонок, ежата).

У волчицы - … (волчонок, волчата). У белки - … (бельчонок, бельчата).

«Назови семью»

Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

 «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.

 «Кто чем питается?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

-Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.

Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).

- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).

 « Какой? Какая? »

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

 «Подбери словечко»

Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).

Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).

 «Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)

 

 «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.

- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокает).

 

 «Один - много»

Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки - много волков;

Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.

 «Один-три-пять»

Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.

Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;

Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.

 «Чей?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос). Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза). Нора лисы - … (лисья нора).

(волк, медведь, белка).

 «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).

Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).

 «Четвертый лишний»

Цель: формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.

Белка, собака, лиса, медведь;

Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;

«Составление рассказа-описания

Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.

(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).

 «Про кого можно сказать…».

Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.

«Что делает?»

Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.

Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово - действие и заканчиваете предложение.

Белка:

1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает?) - прыгает.

2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)

3. Белка с удовольствием орешки (грызет)

Медведь:

1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)

2. В зимнее время медведь… (спит)

3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)

Волк:

1.Волк за зайцем (охотится).

2.Волчица о волчатах (заботится) и т.д.

Пальчиковая гимнастика

- Мальчик с пальчик,              (четыре раза сгибать пальцы правой руки)

Где ты был?

- Долго по лесу бродил!        (четыре раза сгибать пальцы левой руки)

Встретил я медведя, волка,   (большой палец правой руки поочередно

Зайку, ежика в иголках.         соприкасается с остальными пальцами).

Встретил белочку, синичку,  (большой палец левой руки поочередно

Встретил лося и лисичку.       соприкасается с остальными пальцами)

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил. (четыре пальца одновременно сгибаются – кланяются).

Физминутка «Звериная зарядка»

Раз – присядка.                            Присесть.
Два – прыжок.                             
Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка.                   
“Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся,             
Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться,           
Потянуться.
Обязательно зевнуть,                 
Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть.     
Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть         
Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть.       
Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый,          
Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы,           
Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе       
Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –             
Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры и упражнения по теме "Дикие животные"

Логопедические игры и упражнения по теме "Дикие животные"...

Игры и упражнения по теме «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Игры и упражнения по теме «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»...

Картотека коррекционно-развивающих упражнений по теме "Дикие животные"

В картотеке представлены упражнения для дошкольников, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, на примере наглядного материала по теме "Дикие животные&quo...

Картотека словесных игр и упражнений на тему: "Дикие животные"

Цель: формирование лексико- грамматических основ речи, звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Речевые игры с детьми по теме "Дикие животные"

Словесные игры и упражнения для работы с детьми на занятиях, вне их и дома....

Игры и упражнения по теме «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Игры и упражнения по теме «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»...

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме:Дикие животные наших лесов

представлены лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление знаний детей 5-7 лет по теме "Дикие животные наших лесов"...