Речевые игры и упражнения по теме "Дикие животные"
картотека по развитию речи

Маслова Елена Александровна

Данная подборка будет полезна как педагогам, так и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_upr_po_teme_dikie_zhiv.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):

Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.

Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) 

Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.

Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными)

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, …пять лис.
Один волк, …пять волков.
Один медведь, … пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.

Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.

След - лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):

В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.

Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми"

У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).

Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

Цель: развивать логическое мышление, закреплять обобщающие понятия

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Игра "У кого – кто?"                                                                                            У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.
 

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Животное грызун, мелкое, пушистое, рыжее, трудолюбивое, ловкое. (Белка).

Животное серое, быстрое, ловкое, злое, зимой голодное, хищное. (Волк).

Животное мелкое, серое, всеядное, колючее. (Ёж).

Животное пушистое, то серое, то белое, быстрое, трусливое. (Заяц).

Животное хищное, пушистое, длиннохвостое, рыжее, ловкое, хитрое. (Лисица).

Животное травоядное, рогатое, копытное, крупное, лесной великан. (Лось).

Животное крупное, бурое, лохматое, сильное, грозное, косолапое. (Медведь).

Животное травоядное, рогатое, копытное, быстрое, пятнистое. (Олень).

«Интеллектуальная разминка»

Задачи. Закрепить знания детей о диких животных. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.

Собака – домашнее животное, волк –. (дикое животные).

У волка – волчонок, у зайца –. (зайчонок).

У оленя и лося – ноги, а у волка и зайца …. (лапы).

Сколько лап у зверей? … (четыре).

У птиц – перья, у зверей –. (шерсть).

Волк – логово, медведь –. (берлога).

Лисица – тявкает, медведь – …. (рычит).

Белка – грызун, волк – … (хищник).

Заяц – безрогий, лось – … (рогатый).

Птица – гнездо, белка – … (дупло).

Дупло внутри дерева, нора – … (в земле).

Бурундук летом гуляет, зимой – … (спит).

Кто летом серый, зимой белый? … (заяц).

Зимой животным не тепло, а – … (холодно).

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? … (волк).

Волк – большой, заяц – … (маленький).

У лисы хвост длинный, а у зайца … (короткий).

У лисицы – шерсть, у ежа – … (колючки).

Лисица зимой мышкует, а ёж – … (спит).

Какое животное строит плотины? … (бобр).

Кого больше в лесу: диких животных или зайцев? … (диких животных

)

Д/у «У кого есть?»

Цель: развитие навыка самообразования.

У кого есть лапы?- у медведя, у волка, у лисы, у зайца….

У кого есть рога?- у лося, у оленя,

У кого есть шерсть? у медведя, у волка, у лисы, у зайца, у белки и т д

У кого есть длинный пушистый хвост? – у лисы, у белки

У кого есть копыта?- кабан, лось, олень

У кого есть длинный уши? – у зайца

У кого есть

 «У кого какой дом?»:

у волка –…

у лисы — …

у медведя — …

у белки — …

у зайца –…

 «Чья семья?»:

Волк, волчица и волчонок - это волчья семья.

Заяц, зайчиха и зайчонок - ...

Лис, лисица и лисенок - ...

Медведица, медведь и медвежонок - ...

Лось, лосиха и лосенок - ...

Кабан, кабаниха и кабаненок - ...

Бобер, бобриха и бобренок - ...

Еж, ежиха и ежонок - ...

И г р а «Закончите предложения»

Заяц зимой белый, летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У зайца задние лапы короткие, а передние…

Заяц пушистый, а еж…

Еж спит днем, а охотится…

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а еж…

Лиса живет в норе, а медведь в…

Игра «Хвосты»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных),

развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям сказку.

Однажды  проснулись  животные   в   лесу   и   не   нашли   у   себя хвостов.  Они решили,  

что ночью ветер оторвал их  и разнёс по лесу.  Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты.

(Давайте и мы поможем им). Но хвосты спрятались в лесу и, чтобы найти их,

надо уметь их правильно называть,  ответив на вопрос:  «Чей это хвост?»

Вот  на  сосне  висит  серенький,  пушистенький   хвостик  белки. Чей это хвост? (Беличий).  

Белка нашла свой хвост.  А под дубом лежит   коричневый   хвост  медведя.  Чей   это   хвост? 

 (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост.  В чаще леса нашёлся хвост

волка.  Чей это хвост?  (Волчий).  А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий).

Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.

 

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение,

развивать слуховое внимание, совершенствовать навык анализа предложений на слова.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором   все   слова   поменялись   местами,   и   построить правильное предложение.  

Затем дети считают количество слов в предложении и составляют его схему из палочек.

Волк, рыскать, лес, по, голодный, зимний.

Белка, дупло, зимовать, тёплое, в.

Лапу, в, медведь, берлоге, сосёт.

От, заяц, лисы, волка, прячется, и.

 Рысь, прыгать, ловкая, на, дерево.

Убегать, волк, серый, от, заяц.

Наблюдать, хитрая, мышка, лиса, за.

Игра «Поезд»

Цели:  развивать   фонематические   процессы;   закреплять графический образ букв В, Б, С.

ХОД  игры.  Воспитатель   прикрепляет   на   вагонах   буквы.   Дети получают картинки с изображением животных.  Воспитатель предлагает

помочь животным занять место в своем вагоне:  в вагоне с буквой С будут ехать животные,

в названиях которых есть звуки [с], [сь]; в вагоне с буквой В — животные,  в  названиях  которых есть  звуки   [в],   [вь];  в вагоне с буквой Б — животные, в названиях которых есть звуки [б], [бь].

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми Грамматическая игра

Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьмиГрамматическая игра ...

Презентация Речевые игры и упражнения по теме Животный мир

Материал, содержащийся в презентации, имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитиефонематического восприятия, произносител...

Речевые игры и упражнения по теме: "Дикие животные"

Данной картотекой могут воспользоваться как учителя-логопеды на индивидуальных и на групповых занятиях, так и  родители....

Игры и упражнения по теме: "Животные севера"

Игры и упражнения предназначены для организации работы с детьми с ограниченными зрительными возможностями в домашних условиях....

Игры и упражнения по теме: "Животные жарких стран"

Игры и упражнения предназначены для организации работы с детьми с ограниченными зрительными возможностями в домашних условиях....

Речевые игры и упражнения по лексической теме: "Домашние животные. Корова с телёнком. Коза с козлёнком"

Речевые игры и упражнения по лексической теме: "Домашние животные. Корова с теленком. Коза с козленком"....