Протокол логопедического обследования
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Протокол логопедического обследования (6 – 7 лет)
Дата обследования ________________________________________________________ _____
Ф.И ребенка _________ _____________________________________________________
Возраст на момент обследования ______ ___________________________________________
I. Обследование активной речи
1. Беседа: Как тебя зовут?___________________________________________________________
Сколько тебе лет?__________________________________________________________________
А знаешь ли ты свой день рождения? (в какое время года празднуют твой день рождения) _________________________________________________________________________________
Знаешь ли ты свой домашний адрес?__________________________________________________
На чем ты добираешься до детского сада?______________________________________________
Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?______________________________________________
______________________________________________________ _________ ____ _
2. Рассказывание стихотворного текста (рассказывает - не рассказывает, уровень сложности, правильность, выразительность, громкость)________________________________
__________________ ___________________________________________________________
________________________________ _____________________________________________
Общее звучание речи:
Темп____________ ___________________Голос_____________________________________
Разборчивость___________ ___________Дыхание___________________________________
II. Обследование связной речи. |
1. Составление рассказа по представлению
- Повествовательный рассказ
Расскажи о том, как ты ходил в цирк (зоопарк, отдыхал летом и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка)__________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассказ-описание
Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, папина машина и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка)? Составь о ней рассказ.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п. 1)
- Рассказ по сюжетной картинке
Посмотри на картинку и составь рассказ _______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассказ по серии сюжетных картинок
Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ _________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Описательный рассказ (с опорой на картинку)
Придумай загадку про кого-то из зверей (Выполняется по образцу логопеда) __________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Пересказ
Перескажи сказку
Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и. . . увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Обследование грамматического строя речи (по картинкам)
Употребление | Понимание (проверяется при ошибках в употреблении) | |
1. Словоизменение. | ||
а) Категория мн.ч. существительных (в Им.п., Р.п.) стол лист ухо перо | Что это? Нет чего (закрывая картинку со множеством предметов)? | |
б) Категория падежа существительных (без картинок): Р.п. Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? Д.п. Кому нужна удочка? К кому ты любишь ходить в гости? В.п. Кого ты видел в зоопарке? Цирке? Т.п. Чем подметают? Чем рисуют? П.п. На чём катаются дети зимой? | ||
в) Предложно-падежные конструкции: под коробком- между коробками- перед коробком- на коробке- за коробком- в коробке- из-под коробка – из коробка- из-за коробка- | Где находится божья коровка? Откуда выглядывает? | Покажи, где коровка… |
г) Категория рода прилагательных: Жёлтый мяч Жёлтая майка Жёлтоё яблоко Красная роза Красное кресло Красный флаг | Назови предмет и скажи, какой он по цвету | О каком предмете я говорю Жёлтый … Жёлтая … Жёлтоё … Красная… Красное … Красный… |
д) согласование сущ. с числит.: «Сколько предметов изображено на каждом рисунке?» Цыплёнок Матрёшка Ведро | Понимание не обследуется 1 2 5 | |
2. Словообразование. | ||
а) образование названий детенышей животных: У кошки – У собаки – У медведицы – У коровы – У лошади – У волчицы – | Назови детенышей животных | |
б) образование относительных прилагательных: Ложка из дерева – деревянная Аквариум из стекла – Перчатки из кожи – Шапка из шерсти – Калоши из резины – Шуба из меха – | ||
в) образование притяжательных прилагательных: Лиса – Волк – Медведь – Кошка – Заяц – | Чей хвост? Чья голова? | |
г) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Дерево – Окно – Ящик – Зеркало – Платье – Звезда – | Назови ласково | |
д) образование глаголов с помощью приставок: Наливает – Выливает – Переливает – Поливает – | Что делает мальчик? | |
е) образование слов, обозначающих профессию с помощью суффиксов: «Вставляет стекла – стекольщик» Кладет печь – Чинит сапоги – Играет в хоккей – |
3. Понимание синтаксических конструкций. | |||
Васю рисует Митя. Кто художник? Дедушка провожает внука. Кто уезжает? Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди? Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга? Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше – пошёл в кино или прочитал книгу? | Употребление не обследуется |
IV. Состояние активного словаря.
1) Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам).
Назови эти предметы. Назови их одним словом.
инструменты________________________
пила _______________________ топор____________________ молоток _____________________
ножницы___________________ иголка____________________щипцы ______________________
транспорт _________________
автобус_____________________ автомобиль_______________ троллейбус __________________
трамвай_____________________поезд ____________________ самолёт_____________________
учебные принадлежности ______________________
пенал______________________портфель ____________________ карандаш_________________
ручка______________________линейка _____________________ книга _____________________
бытовая техника _____________________
пылесос ___________________утюг_________________________ телевизор ________________ телефон____________________лампа _______________________ магнитофон _______________
профессии ______________________
врач _____________________ учительница __________________продавец __________________
шофёр ___________________ повар ________________________ маляр _____________________
2) Словарь действий (по картинкам).
Что делает:
Портниха -________________________ Лётчик - _________________________ Продавец - ________________________ Повар - __________________________
Художник - _______________________ Почтальон - ______________________
3. Слова-антонимы(по картинкам).
Скажи наоборот
большой – ______________________________ кислый – ______________________________-высокий – ______________________________ широкий – _______________________________
длинный – ______________________________
плачет – _______________________________ прилетела – ______________________________ поднимается – ___________________________ входит – ________________________________
открывает – _____________________________
V. Слоговая структура
1.Повторить предложения:
Велосипедист едет на велосипеде. ___________________________________________________ Мотоциклист едет на мотоцикле. ____________________________________________________
Лариса смотрит телевизор. __________________________________________________________
На перекрестке стоит регулировщик. __________________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию. ___________________________________________________
2. Повторить слова (с опорой на картинки) (предлагается, если не выполняется п.1.)
Светофор __________ | Скакалка __________ | Кружка ____________ | Пуговица __________ |
Автобус ___________ | Перчатки __________ | Свечка ____________ | Паутина ___________ |
Пистолет __________ | Игрушки __________ | Кнопки ____________ | Самокаты __________ |
Карандаш __________ | Кисточка __________ | Кресло ____________ | Черепаха __________ |
Вертолет __________ | Ласточка __________ | Звезда _____________ | Кукуруза __________ |
Цыпленок _________ | Расческа ___________ | Свекла ____________ | Гусеница __________ |
VI. Звукопроизношение.
Назови картинку (при затруднении в самостоятельном назывании картинок используется отраженное повторение слов):
самолет | лиса | ананас | С | |||||||||||||
синица | персик | гусь | С’ | |||||||||||||
заяц | мимоза | динозавр | З | |||||||||||||
земляника | корзина | паровозик | З’ | |||||||||||||
цыпленок | курица | огурец | Ц | |||||||||||||
шапка | груша | мышь | Ш | |||||||||||||
желудь | ножи | баклажан | Ж | |||||||||||||
щегол | овощи | плащ | Щ | |||||||||||||
чайник | кабачок | мяч | Ч | |||||||||||||
яблоко | майка | сарай | Й | |||||||||||||
лодка | кукла | стол | Л | |||||||||||||
лимон | коляска | медаль | Л’ | |||||||||||||
ромашка | торт | помидор | Р | |||||||||||||
редис | перец | букварь | Р’ | |||||||||||||
VII. Сформированность фонематического слуха:
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.
Повтори слоги:
а) цепочки из трёх слогов:
да – та- да _______________________ та – та – да ____________________________________
па - ка – ка ______________________ ка – па – па ____________________________________
ма – на – на _____________________ на – на – ма ____________________________________
ба – па – ба ______________________ па – ба – па ____________________________________
са – ца – ца ______________________ ца – са – ца ___________________________________
б) цепочки из двух слогов (предлагается при неуспешном повторении цепочек из трёх слогов):
Да-та ______________ та-да _______________ па-ка _______________ ка-па_________________
ма-на ______________ на-ма _______________па-ба _______________ ба-па ________________
2. Дифференциация звуков:
Выбери картинку на звук:
С Ш Ч Р
Забор______________ шарф _____________ часы ________________ лодка ______________
Самокат____________ жираф ____________ цветы _______________ рубашка ___________
Собака_____________ жук ______________ щипцы ______________ рак ________________
Цепь ______________ щётка _____________ чайник ______________ ложка _____________
Замок _____________ шприц _____________ чашка _______________ рыбы ______________
Шуба _____________ шуба ______________ телефон _____________ лук ________________
Шапка ____________ слон _______________ шахматы ____________ робот ______________
Самолёт ___________ щипцы ____________ цыплёнок ____________ лопата _____________
Цыплёнок _________
3. Хлопни в ладоши на звук:
«С» – С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С
«Ш» – Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж
«Ч» – Ч, И, Ч, Ц, Щ, Ч, Ш, Ть, Ч
VIII. Звуковой анализ
1. Определение количества и последовательности звуков в словах:
Сколько звуков в слове? Назови их по порядку.
мак _______________________ вата _______________________
волк ______________________ шапка _____________________
2. Выделение начального звука в слове (п.2-5 предлагаются при неуспешном выполнении п.1)
Какой первый звук ты слышишь?
мак __________ осы ___________ трава ___________
утка _________ булка __________ иголка __________
3. Выделение конечного звука в слове:
Какой звук ты слышишь в конце слова?
дом ___________ коса ___________ лук _____________
перо _____________ палец ___________ маки ___________
4. Определение места звука в слове:
Где находится звук «М» в словах (в начале, конце или середине)?
мак ___________, сумка __________, дом ___________,
лимон _____________, сом _____________, муха ___________
5. Анализ на уровне слога: (выполняется по образцу логопеда)
Раздели слог на звуки
ам _________, оп __________, ик ___________
ва _________, пи __________, ду ___________
IX. Обследование артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата:
губы __________________________________ зубы___________________________ ______ ____
прикус _______ _____ _______________язык_______________________________________ уздечка ______________________ ________ твёрдое и мягкое небо _______________________
Мимические движения:
Движение оскаливания ___________________ надувание щек _____________________________
Наморщивание __________________________ нахмуривание _____________________________
Подвижность артикуляционного аппарата:
губы: улыбочка_____ _____трубочка_______ ____
оскал___ ______бублик_______ ________
трубочка – улыбочка _______________________________________________________________
язык: лопаточка _____ ____ иголочка ______ ____
высунуть язык на нижнюю губу______________________________________________________
высунуть язык на верхнюю губу______________________________________________________
горка ______ ___парус______________________________________
грибок ________________________________ чашечка ___________________________________ часики_________________________________качельки ___________________________________ «цоканье»______________________________кончиком обвести губы_______________________
мягкое нёбо:
произнести звук «а» при широко открытом рте _________________________________________
Логопедическое заключение ___________________________________________________
Учитель-логопед_____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол логопедического обследования ребёнка (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Представляю вниманию коллег созданный мной протокол для логопедического обследования, в который вносятся ответы детей по всем разделам ( речевые и неречевые процессы, мышление, психологические особенн...
Протокол логопедического обследования ребенка с ОНР. Подготовительная группа
Одним из важных этапов логопедической работы является логопедическое обследование. От того, насколько правильно специалист определит структуру речевого нарушения, зависит эффективность логопедической ...
Протокол логопедического обследования
В протоколе отражены основные показатели, по которым проводится обследование речевой системы дошкольника. ...
Протокол логопедического обследования (3-4 года)
Протокол логопедического обследования (3-4 года)Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________Ф.И. ребенка_________________________________________________...
Протокол логопедического обследования (4—5 лет)
Протокол логопедического обследования (4—5 лет)Дата обследования_______________ Возраст на момент обследования________________Ф.И.ребенка______________________________________________I. ОБСЛЕДОВАНИЕ А...
Протокол логопедического обследования (5-6)
Протокол логопедического обследования (5-6)Дата обследования ___________ Возраст на момент обследования_______________Ф.И ребенка_________________________________________________________I Обслед...
Протокол логопедического обследования (6-7 лет)
Протокол логопедического обследования (6-7 лет)Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования ______________________Ф.И. ребенка____________________________________________________...