Структура и содержание логопедических занятий с использованием информационных технологий
консультация по логопедии (средняя группа)

Маслова Марина Александровна

Сущность логопедической работы по коррекции нарушений словарного запаса,

грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с

ОНР, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya.docx14.45 КБ
Файл korrektsiya.docx14.45 КБ

Предварительный просмотр:

Структура и содержание логопедических занятий

с использованием информационных технологий

Сущность логопедической работы по коррекции нарушений словарного запаса,

грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с

ОНР, основанной на использовании информационных технологий, сводится к сле-

дующим задачам:

— использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических

категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоиме-

ний и т. д.);

— пользоваться различными способами словообразования и словоизменения:

образовывать названия существительных от глаголов, прилагательных от су-

ществительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных

форм существительных и т. д.; изменять существительные и прилагательные

по числам, родам, падежам и т. д.;

— грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с

нормами языка: падежные, родовидовые окончания слов должны проговари-

ваться чётко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адек-

ватно;

— пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и слож-

ными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

— владеть элементарными навыками пересказа.

Содержание и структура логопедических занятий с использованием информа-

ционных технологий в предлагаемом пособии ориентированы на специфику

речевого и интеллектуального

развития ребёнка старшего дошкольного воз-

раста с ОНР, и построены с учётом лексическим тем, предусмотренных «Про-

граммой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи

у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Все лексические темы распределены по периодам обучения следующим обра-

зом: — I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрук-

ты», «Осень», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Одежда», «Обувь. Головные уборы»,

«Части

тела»;

— II период обучения (декабрь, январь, февраль): «Мебель», «Зимующие птицы»,

«Зима. Зимние забавы», «Новый год», «Домашние птицы и их птенцы», «Домашние

животные и их детёныши», «Дикие звери наших лесов», «Животные Севера и жарких

стран», «Посуда», «Продукты питания», «День защитника Отечества»;

— III период обучения (март, апрель, май): «8 Марта», «Весна», «Перелётные пти-

цы», «Инструменты», «Профессии», «Космос», «Транспорт», «Обитатели водоёмов»,

«День Победы», «Насекомые», «Цветы», «Лето».

В рамках каждого занятия в зависимости от периода обучения и лексической

темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения,

направленные на активизацию и обогащение словарного запаса, формирование и развитие грамматического строя и связной речи с помощью информационных тех-

нологий.

В I периоде обучения коррекционно-развивающая работа по формированию

лексико-грамматического строя речи направлена на: развитие умения выделять на-

звания предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов;

практическое усвоение простых способов словообразования; усвоение некоторых

форм словоизменения; усвоение притяжательных местоимений. Коррекция нару-

шений связной речи проводится по следующим направлениям: овладение навы-

ками составления простых предложений, усвоение навыка построения короткого

рассказа.

Содержание логопедических занятий по развитию лексико-грамматического

строя и связной речи во II периоде обучения включает в себя: практическое образо-

вание относительных прилагательных, различение и выделение название признаков,

усвоение согласования прилагательных с существительными, употребление пред-

логов; сравнение предметов, составление простого описания предмета, распростра-

нение предложений с однородными членами, первоначальное усвоение наиболее

конструктивно доступных сложных предложений, составление коротких рассказов,

пересказов.

В III периоде обучения логопедические занятия по формированию лексико-

грамматического строя и развитию связной направлены на: закрепление употре-

бления приставочных глаголов, образования относительных и притяжательных при-

лагательных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласования

прилагательных с существительными, усвоение слов-антонимов, расширение значе-

ний предлогов; распространение предложений, составление предложений, рассказа,

усвоение конструкции сложноподчинённых предложений



Предварительный просмотр:

Структура и содержание логопедических занятий

с использованием информационных технологий

Сущность логопедической работы по коррекции нарушений словарного запаса,

грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с

ОНР, основанной на использовании информационных технологий, сводится к сле-

дующим задачам:

— использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических

категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоиме-

ний и т. д.);

— пользоваться различными способами словообразования и словоизменения:

образовывать названия существительных от глаголов, прилагательных от су-

ществительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных

форм существительных и т. д.; изменять существительные и прилагательные

по числам, родам, падежам и т. д.;

— грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с

нормами языка: падежные, родовидовые окончания слов должны проговари-

ваться чётко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адек-

ватно;

— пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и слож-

ными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

— владеть элементарными навыками пересказа.

Содержание и структура логопедических занятий с использованием информа-

ционных технологий в предлагаемом пособии ориентированы на специфику

речевого и интеллектуального

развития ребёнка старшего дошкольного воз-

раста с ОНР, и построены с учётом лексическим тем, предусмотренных «Про-

граммой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи

у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Все лексические темы распределены по периодам обучения следующим обра-

зом: — I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрук-

ты», «Осень», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Одежда», «Обувь. Головные уборы»,

«Части

тела»;

— II период обучения (декабрь, январь, февраль): «Мебель», «Зимующие птицы»,

«Зима. Зимние забавы», «Новый год», «Домашние птицы и их птенцы», «Домашние

животные и их детёныши», «Дикие звери наших лесов», «Животные Севера и жарких

стран», «Посуда», «Продукты питания», «День защитника Отечества»;

— III период обучения (март, апрель, май): «8 Марта», «Весна», «Перелётные пти-

цы», «Инструменты», «Профессии», «Космос», «Транспорт», «Обитатели водоёмов»,

«День Победы», «Насекомые», «Цветы», «Лето».

В рамках каждого занятия в зависимости от периода обучения и лексической

темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения,

направленные на активизацию и обогащение словарного запаса, формирование и развитие грамматического строя и связной речи с помощью информационных тех-

нологий.

В I периоде обучения коррекционно-развивающая работа по формированию

лексико-грамматического строя речи направлена на: развитие умения выделять на-

звания предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов;

практическое усвоение простых способов словообразования; усвоение некоторых

форм словоизменения; усвоение притяжательных местоимений. Коррекция нару-

шений связной речи проводится по следующим направлениям: овладение навы-

ками составления простых предложений, усвоение навыка построения короткого

рассказа.

Содержание логопедических занятий по развитию лексико-грамматического

строя и связной речи во II периоде обучения включает в себя: практическое образо-

вание относительных прилагательных, различение и выделение название признаков,

усвоение согласования прилагательных с существительными, употребление пред-

логов; сравнение предметов, составление простого описания предмета, распростра-

нение предложений с однородными членами, первоначальное усвоение наиболее

конструктивно доступных сложных предложений, составление коротких рассказов,

пересказов.

В III периоде обучения логопедические занятия по формированию лексико-

грамматического строя и развитию связной направлены на: закрепление употре-

бления приставочных глаголов, образования относительных и притяжательных при-

лагательных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласования

прилагательных с существительными, усвоение слов-антонимов, расширение значе-

ний предлогов; распространение предложений, составление предложений, рассказа,

усвоение конструкции сложноподчинённых предложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Весенняя звуковая полянка"

В своей работе использую элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, которые наиболее значимы  по степени влияния на здоровье и развитие детей. Их применение способствует личностному...

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием информационно -коммуникативных технологий (авторских электронных учебных пособий) по лексической теме "Насекомые весной"

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию звукового анализа и синтеза с детьми 6-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи с использованием информационно-коммуникативн...

Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста Тема: « Зимующие птицы»

Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста  Тема: « Зимующие птицы»  Задачи:-об...

«Олимпийское занятие с использованием информационных технологий», по теме «Олимпийские виды спорта и атрибутика» для старшего дошкольного возраста

«Олимпийское» занятие, посвященное II годовщине проведения ХХII Олимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, с использованием Олимпийской символики, атрибутики,  музыки...

«Учебно-методическое обеспечение современного занятия с использованием информационных технологий в контексте реализации ФГОС ДО»

Информационно-коммуникационные технологии в образовании представляют собой комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе....

Методическая разработка: "Интегрированное логопедическое занятие с использованием информационно-коммуникационной технологии для детей с общим недоразвитием речи «Сказочное приключение на Ямале».

       Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. ...

Форма работы и организация логопедических занятий с использованием информационных технологий

Основной формой логопедической коррекции являются фронтальные занятия,на которых проводится работа по активизации и расширению словарного запаса,...