Интегративное взаимодействие специалистов ДОУ в условиях логопедической группы
консультация по логопедии

Мельникова Юлия Александровна

Интегративное взаимодействие специалистов ДОУ в условиях логопедической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение: «Интегративное взаимодействие специалистов ДОУ в условиях

логопедической группы».

                                                                              Учитель-логопед:                                                                                  

Мельникова Юлия Александровна

В наше время стало заметно увеличиваться количество детей с речевыми нарушениями, эти дети в дальнейшем составляют основную группу риска по неуспеваемости в школе. Для того чтобы предотвратить это необходимо тесное взаимодействие всех сотрудников ДОУ, где координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов:
1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед- физкультурный   работник).
2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музыкального работника и др).

 Более эффективный тип занятий конечно же первый. В чем же заключается работа других специалистов при сотрудничестве с логопедом в логопедической группе ДОУ?

Наиболее тесно логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.     

     Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:

-      Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.

-      Формирование и развитие словарного запаса.

-      Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.

-      Формирование познавательного интереса, любознательности.

-      Развитие связной речи.

-      Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.

-      Формирование учебных знаний, умений и навыков.

      В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т.к. здесь задачи логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

-      Развитие и коррекция высших психических функций.

-      Активизация познавательной деятельности.

-      Развитие эмоционально-волевой сферы.

     Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное:

-планирование и проведение занятий;

-составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания;

-совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности;

-разработку рекомендаций для педагогов и родителей;

-проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей;

-оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

     Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно.

Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:

-      Развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи.

-      Формирование правильного дыхания.

-      Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность.

-      Формирование навыка осознанного восприятия пространства.

     Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). На интегрированных занятиях музыкального руководителя и логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику. На занятиях,  также используются элементы логоритмики.

 звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.

      Таким образом, на интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется развитие и коррекция речевой функциональной системы, слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций.

      Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:

-      Развитие общей и мелкой моторики.

-      Развитие пространственных ориентировок.

-      Координации и ритмизации движений.

-      Снятие мышечного напряжения.

 Таким образом мы можем говорить о том, что наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы

Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...

Перспективный план интегративной работы специалистов логопедической группы МДОУ № 63 г. Кандалакши с семьей на 2013-2014 учебный год

Перспективный план работы специалистов с семьей в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи  содержит формы и методы работы, направления, тематику ,  содержание деятельности и сроки выпол...

Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста

Взаимодействие специалистов детского сада по медико –  психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста ( семинар – практикум в рамках Круглого стола методического ...

статья Взаимодействие специалистов групп компенсирующей направленности по внедрению педагогики оздоровления дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС

Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы. Поэтому мы поставили перед собой такие задачи:1. Развитие псих...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА...

Годовой план взаимодействия специалистов в подготовительной логопедической группе

План взаимодействия специалистов (логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физ.культуре) опирается на лексические темы, которые дети изучают в течение года. Это позволяет всем сп...

Консультация для специалистов «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ТНР»

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу ри...