Интегративное взаимодействие специалистов ДОУ в условиях логопедической группы
консультация по логопедии
Интегративное взаимодействие специалистов ДОУ в условиях логопедической группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение: «Интегративное взаимодействие специалистов ДОУ в условиях
логопедической группы».
Учитель-логопед:
Мельникова Юлия Александровна
В наше время стало заметно увеличиваться количество детей с речевыми нарушениями, эти дети в дальнейшем составляют основную группу риска по неуспеваемости в школе. Для того чтобы предотвратить это необходимо тесное взаимодействие всех сотрудников ДОУ, где координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов:
1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед- физкультурный работник).
2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музыкального работника и др).
Более эффективный тип занятий конечно же первый. В чем же заключается работа других специалистов при сотрудничестве с логопедом в логопедической группе ДОУ?
Наиболее тесно логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.
Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.
- Формирование и развитие словарного запаса.
- Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.
- Формирование познавательного интереса, любознательности.
- Развитие связной речи.
- Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.
- Формирование учебных знаний, умений и навыков.
В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т.к. здесь задачи логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.
Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:
- Развитие и коррекция высших психических функций.
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное:
-планирование и проведение занятий;
-составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания;
-совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности;
-разработку рекомендаций для педагогов и родителей;
-проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей;
-оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.
Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно.
Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:
- Развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи.
- Формирование правильного дыхания.
- Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность.
- Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). На интегрированных занятиях музыкального руководителя и логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику. На занятиях, также используются элементы логоритмики.
звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
Таким образом, на интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется развитие и коррекция речевой функциональной системы, слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций.
Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие пространственных ориентировок.
- Координации и ритмизации движений.
- Снятие мышечного напряжения.
Таким образом мы можем говорить о том, что наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы
Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...
Перспективный план интегративной работы специалистов логопедической группы МДОУ № 63 г. Кандалакши с семьей на 2013-2014 учебный год
Перспективный план работы специалистов с семьей в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи содержит формы и методы работы, направления, тематику , содержание деятельности и сроки выпол...
Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста
Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста ( семинар – практикум в рамках Круглого стола методического ...
статья Взаимодействие специалистов групп компенсирующей направленности по внедрению педагогики оздоровления дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС
Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы. Поэтому мы поставили перед собой такие задачи:1. Развитие псих...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА...
Годовой план взаимодействия специалистов в подготовительной логопедической группе
План взаимодействия специалистов (логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физ.культуре) опирается на лексические темы, которые дети изучают в течение года. Это позволяет всем сп...
Консультация для специалистов «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ТНР»
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу ри...