Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии.
учебно-методический материал по логопедии
Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_motornoy_afazii_ot_motornoy_ekspressivnoy_alalii.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии сравнения | Моторная алалия | Детская моторная афазия |
анамнез | Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный период (до 3 лет) | Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 – х лет. |
Механизм нарушения | Недоразвитие речи как системы. | Избирательность в поражении какой – либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонетической) |
Необходимость коррекционного воздействия | Необходимо целенаправленная речевая коррекция. | Возможно спонтанное восстановление речи. |
Нарушение Ц.Н.С. | Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены. | Симптомы локального поражения головного мозга. |
Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии.
Компоненты языковой системы | Моторная алалия | Моторная афазия |
Определение. Время возникновения дефекта. | Тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования речи.
-Характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта. Может возникнуть во внутриутробном, при родовом или раннем периоде жизни ребенка. | Полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. -Чаще всего возникает у людей пожилого возраста. -Ребенок теряет речь иногда сразу, а в других случаях речь распадается постепенно. |
причины | Воспалительные или травматические поражения головного мозга, на алиментарно – трофические обменные нарушения как во внутриутробном или при родовом . так и в раннем периоде жизни ребенка. | - Наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария. Разрушение речи под влиянием таких причин как травмы, опухоли головного мозга, энцефалиты, сосудистые заболевания и нарушения мозгового кровообращения, может произойти на любой стадии , на любой фазе ее развития. |
артикуляция | -Кинестетическая оральная апраксия, т.е. трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в дальнейшем двигательных дифференцировок звуков. -трудности переключения от одного движения к другому. -трудности усвоения последовательности этих движений для воспроизведения слова. Верхние зубы отсутствуют, гиперсаливация, прогнатия. Парез лицевого нерва, назализация. | -Чистое произношение отдельных уцелевших слов, выражений, правильное называние букв говорят об отсутствии оральной апраксии. -При первичном обследовании детей – с афазией наблюдаются явления оральной апраксии – рот открывает напряженно, высовывая при этом язык. Оскал дает только после напоминания. |
Пассивный словарь (понимание речи) | Вторично, и в меньшей степени страдает в своем развитии. | -Понимание речи неполное, неустойчивое но, сохранно. Значительно более полноценное. |
Словарный запас (активный) | - Недоразвитие экспрессивной речи т.е.затруднение в овладении активным словарем. Бедный недостаточный, искаженный. Речевой стимул снижен. Ребенок молчалив, к речевому общению не стремится. Словарь состоит из: восклицаний, звукоподражаний, лепетных слов. | Не владеет способностью воспроизводить звуки. Словарь недостаточный, имеет пестрый характер, состоит из: Лепетных слов, звукоподражаний. Наряду с лепетными словами в их словаре обнаруживаюся сравнительно трудные и сложные слова и даже отдельные фразы. Дети могут вспомнить отрывки стихотворений или песен. |
звукопроизношение | Звукопроизношение и овладение ритмической структурой слов не складываются, не возникает и способность подражания речи окружающих. Т.о. не создается база для развития и закрепления словаря алалика. | Неясное, неустойчивое,смазанное. Всеобщее смягчение согласных, замена шипящих мягкими свистящими. |
Грамматический строй речи | Отсутствует понимание значений грамматических изменений слова (ед., множ.число, муж., жен. Род и тем более падежные окончания). | Грамматический строй подвергся распаду. |
Фразовая речь Самостоятельная речь. | Владеет простой фразой, использует только простые предложения. Затруднения в формировании и пользовании самостоятельной речью: -оральная апраксия, которая в доречевом периоде может помешать подражанию, обогащению лепета, затем задерживает появление первых слов и тормозит употребление уже формирующихся, проявляясь в виде наблюдаемых поисков артикуляции. | Фраза -элементарная, грубо аграмматичная ,но состоящая из нескольких слов, среди которых имеются существительные, глаголы, местоимения. Наряду с этим употребляет и более сложную фразу, с отдельными элементами грамматизации. Затруднена. |
Сохранность личности | Критическое отношение к своей речи отсутствует. - Характерная особенность моторного алалика - снижение речевого стимула, или речевой негативизм. | Часто не замечает и не умеет исправить свою ошибку, даже если она ему будет указана. Активно и целенаправленно занимается, проявляет интерес к окружающему. Ребенок осознает и тяжело переживает свой дефект. |
Слоговая структура слова | Нестойкость слоговой структуры слова ведет к появлению парафазий (литеральных и вербальных)и часто заставляет моторного алалика после нескольких попыток совсем отказаться от произнесения слова. | Нарушена. -Характерны трудности в анализе структуры сложных слогов: дробя закрытый слог на открытые. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эфферентная моторная афазия
Описание эфферентной моторной афазии: очаг поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания, нарушение письменной речи.Основные направления восстановительного обучения на раннем этапе.Раст...
Познавательное занятие в средней логопедической группе для детей с ОНР І уровня (моторная, сенсомоторная алалия, ранний детский аутизм) «В гости к бабушке»
Занятие для неговорящих детей (вторая половина первого года обучения). В работе использованы элементы системы работы Т.Н.Новиковой-Иванцовой....
"Психолингвистические методы работы с моторной ( экспрессивной) алалией"
Коррекционной работа по развитию грамматического строя речи....
Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии
Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии...
«Коррекция сенсорных и моторных нарушений у детей с алалией»
Выступлнение на педагогическом совете...
Форма афазии: эфферентная моторная.
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....
Форма афазии: афферентно-моторная.
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....