Форма афазии: афферентно-моторная.
статья по логопедии

Волосиенко Татьяна Владимировна

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22._afferentno-motornaya_afaziya.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Форма афазии: афферентно-моторная.

Подготовила: Ушкалова Т. В.

Патогенез.

ФИО  ХХХХ

Дата рождения 7.1.1944г.

Ведущая рука Правая. 

        На момент обследования правосторонний гемипарез.

        Жалобы на произносительные трудности.

        Объективно на момент обследования:

        Контактен. Ориентирован во времени, пространстве и в себе. Собственная речь нарушена. Речь бедная. Фраза простая. Наблюдается поиск артикулем. Звуковые искажения, аграмматизм.

        Обращенную речь понимает. Имеются затруднения в осмыслении слов с переносным значением. Понимает логико-грамматические, флективные, инвертируемые  конструкции.

        В диалогической речи возможны ответы словами «да», «нет», либо односложно. Ответы на вопросы носят стереотипный характер.         Автоматизированный счет до 10 и обратно сохранен. Наблюдаются отдельные произносительные трудности. Испытывал трудности при произнесении дней недели. Произносительные трудности  в повторении сложных слов, сложной фразы. Функция называния нарушена (сохраняются произносительные трудности). Фраза по сюжетной картинке возможна только с помощью наводящих вопросов, сохраняются произносительные трудности.  Возможно чтение отдельных коротких слов. Сохранено чтение про себя. При чтении сложных слов, предложений возникают литеральные парафазии. Пересказ отсутствует. Письмо грубо нарушено. Возможно списывание отдельных простых слов. Возможно выполнение счетных операций в пределах 10. Задание выполнялись левой рукой.

        Объем артикуляционных движений снижен. Наблюдаются поиски артикуляционной позы. Затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Нарушение орального праксиса.

Форма афазии: афферентно-моторная.

Задачи восстановительного обучения:

-  восстановление артикуляционных схем отдельных звуков и, следовательно, устранение литеральных парафазии, возникающих на основе смешения близких по артикуляции звуков речи.

- работа по преодолению вторичных расстройств понимания речи,

- накопление активного словаря,

- нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма.

Программа восстановительного обучения.

I. Стадия грубых расстройств.

1) Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

   - показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», «Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поёт, у кого есть хвост и т.п.»;

   - классификация слов по темам (например: «Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;

   - ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..?»; «Вы живёте в Москве?» и др.

2) Растормаживание произносительной стороны речи:

     - растормаживания у больного непроизвольно протекающих речевых процессов (привычные речевые стереотипы, привычные ответы на вопросы, пение, называние дней недели и месяцев в прямом порядке и др.).

   - моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);

   - сопряжённое и отражённое произнесение простых слов и фраз;

   - затормаживание речевого эмбола путём введения его в слово (та, та..–Тата, так), или во фразу (ма..ма–мама…;это мама).

   - включение остатка эмоциональной речи, воспроизведение имен близких больному людей, обозначений, связанных с профессией или любимым делом, и т.д.      

   - выделение ритмико-мелодической структуры фразы, остающейся наиболее сохранной,

   - чтение стихов под аккомпанемент их ритмической структуры, воссоздаваемой голосом с одновременным отстукиванием рукой, пение и т. д.

    - включение больного в порядковый пересчет предметов с опорой на пальцы, а позже – на написанные цифры;

   - беседы  о доме, о семье, о событиях, близких больному, проводящиеся с опорой на соответствующие теме картинки и отдельные написанные слова.

   - включение этих методов и приемов в различные формы невербальной деятельности (рисование, игры, бытовые операции),

 - сопряжённое, отражённое и самостоятельное  произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счёт, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с «жёстким» контекстом);

   

3) Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

   -  ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;

   - моделирование ситуаций, способствующих вызову  коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

   - ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста с сопряжённым проговариванием простых слов и фраз.

4) Овладения больным необходимым для общения словарным запасом:

   - сразу же вводятся слова для вопросно-ответной системы занятий, т.е. для восстановления элементарной диалогической речи;

   - лексика раздела состоит из высокочастотных слов, включенных в простейшие фразы и небольшие тексты.

5) Стимулирование глобального чтения и письма:

   - раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);

   - письмо наиболее привычных слов–идеограмм, списывание простых текстов;

   - сопряжённое чтение простых диалогов.

        

II. Стадия расстройств средней степени выраженности.

1) Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

   -  восстановить произнесение слова целиком, без четкой артикуляции составляющих его звуков;

  переключения внимания больного с артикуляторной стороны речи на общую смысловую и звуков структуру слова,

   - организация осознанной артикуляторной деятельности больного: все внимание его направлено на освоение и применение движений губ и языка  и процессе речевого общения,

    - имитация поз артикуляторного аппарата педагога с контролем собственных движений губ и языка через зеркало, а также активная работа по нахождению нужных поз губ и языка с опорой на оральный образ и специальные логопедические схемы, на которых изображены положения губ и языка, необходимые для произнесения того или иного звука. Эта активная отработка артикулем происходит также с помощью зеркала;  

 -  выделение звука из слова, уже имеющегося в активном словаре больного с опорой на соответствующие таблицы, на которых изображены привычные, упроченные в опыте ситуации, смысл которых обычно выражается одним – двумя звуками;

   - отработка артикуляции одних и тех же звуков при их различной позиции в слове, т.е. позиционных вариантов артикулем;

   - сличение собственного произнесения звуков или слов с их нормальным произношением с помощью записи звуков, слов, а позже и фраз, произносимых больным и здоровым человеком, на магнитофонную ленту;

  - вызов звуков при афферентной моторной афазии не требует работы перед зеркалом, использования зондов и шпателей, а также закрепления звуков в сериях слоговых упражнений, а осуществляется при помощи слуховой и зрительной имитации артикуляторных укладов. Логопед предлагает больному прислушиваться к звучанию, подражать его артикуляции и сопряжению, а затем отраженно повторять звуковой и лексический материал. Для более успешного закрепления артикуляционного уклада первых восстанавливаемых звуков в тетради больного рисуются упрощенные схемы позиции губ, языка, щек, что позволяет ему при выполнении «домашнего задания» воспроизводить нужную артикуляционную позицию.

 -  восстановления произнесения целого слова на основе отработки системы его смысловых связей, при опоре на речеслуховые образы соответствующих слов и их предметные изображения: для этой цели перед больным выкладывается небольшая группа картинок, на которых изображены определенные предметы или определенные действия, входящие в различные частотные и известные больному ситуации. Каждый предмет или действие последовательно вводятся логопедом во всевозможные смысловые связи или контексты, в которых может выступать данное слово. При этом логопед все время сохраняет общую ритмико-мелодическую структуру данного слова;

  - необходима опора на восприятие предметных и сюжетных рисунков, передающих пространственные отношения предметов. Слова «тут», «там», «вот» логопед сопровождает указательным жестом;

 - преодоление литеральных парафазий путём подбора сначала дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции звуков.

2) Восстановление и коррекция фразовой речи:

   - составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей (субъект-предикат, субъект-предикат-объект)–к более сложным, включающим объекты с предлогами, отрицательные слова и пр.;

   - составление фраз по вопросам, по опорным словам;

   - экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката: «кто?», «зачем?», «когда?», «куда?» и т.д.;

   - заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением слова;

   - развёрнутые ответы на вопросы;

   - составление рассказов по серии сюжетных картинок;

   - пересказ текстов с опорой на вопросы.

3) Работа над семантикой слова:

- выработка обобщённых понятий;

   - смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лексика) путём включения их в различные смысловые контексты;

   - заполнение пропусков во фразе;

   - завершение предложений разными словами, подходящими по смыслу;

   - подбор антонимов, синонимов.

4) Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

   - звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трёхсложные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и звуко-буквенную структуру слова, постепенное свёртывание числа внешних опор;

   - заполнение пропущенных букв и слогов в словах;

   - списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;

   - чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных слогов и букв;

   - заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.

III. Стадия  лёгких расстройств.

1) Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:

   - уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;

   - дифференциация акустических и кинестетических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазий;

   - отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.

2) Формирование развёрнутой речи, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре:

   - восполнение пропущенного главного, а также подчинённого предложения или подчинительного союза в сложноподчинённом предложении;

   - ответы на вопросы сложноподчинённым предложением;

   - пересказы текстов без опоры на вопросы;

   - составление развёрнутых планов к текстам;

   - подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

   - речевые импровизации на заданную тему.

3) Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

   - толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;

   - объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.

4) Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:

   - выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;

   - введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.

5) Дальнейшее восстановление чтения и письма:

   - чтение и пересказ развёрнутых текстов;

   - диктанты;

   - письменное изложение текстов;

   - составление писем, поздравительных открыток и т.д.;

   - сочинения на заданную тему.

6) Восстановление связи «артикулема–фонема»:

   - письмо букв, соответствующих названиям в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после написания;

   - выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;

   - письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;

   - идентификация букв в разных шрифтах;

   - нахождение заданных букв в различных текстах (подчёркивание, выписывание).

7) Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова:

   - деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на различные графические схемы;

   - выделение любого по счёту звука в слове;

   - пересчёт и перечисление слов по буквам (устно);

   - заполнение пропусков в словах;

   - письмо слов из букв, данных вразбивку.

8) Восстановление навыка развёрнутой письменной речи:

 а) письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без неё:

   - под диктовку,

   -  при назывании предмета или действия;

 б) письмо предложений:

   -  по памяти,

   - под диктовку,

   -  в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в целях коммуникации с окружающими;

 в) письменные изложения и сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия

laquo;Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия...

Форма афазии: эфферентная моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....

Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая).

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....

Форма афазии: акустико-мнестическая.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....

Форма афазии: динамическая.

В статье описывается патогенез динамической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и  основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного за...

Форма афазии: семантическая.

В статье описывается патогенез семантической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного  обучения при различных стадиях данного з...