Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии сравнения

Моторная алалия

Детская моторная афазия

анамнез

Действие патологических  факторов наблюдается в пренатальный  и ранний постнатальный период (до 3 лет)

Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 – х лет.

Механизм нарушения

Недоразвитие речи как системы.

Избирательность в поражении какой – либо из подсистем речи (лексической,  грамматической, фонетической)

Необходимость коррекционного воздействия

Необходимо целенаправленная речевая коррекция.

Возможно спонтанное восстановление речи.

Нарушение Ц.Н.С.

Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены.

Симптомы локального поражения головного мозга.

Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии.

Компоненты языковой системы

Моторная алалия

Моторная афазия

Определение.

Время  возникновения дефекта.

Тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием  или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования речи.

 

-Характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.

Может возникнуть во внутриутробном, природовом  или раннем периоде жизни ребенка.

Полная  или частичная утрата  речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

-Чаще всего возникает у людей пожилого возраста.

-Ребенок  теряет речь иногда сразу, а в других случаях речь распадается постепенно.

причины

Воспалительные или травматические поражения головного мозга, на алиментарно – трофические обменные нарушения как во внутриутробном или природовом . так и в раннем периоде жизни ребенка.

- Наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных  и височных долях коры левого полушария.

Разрушение речи под влиянием таких причин как травмы, опухоли головного мозга, энцефалиты, сосудистые заболевания и нарушения мозгового кровообращения, может произойти на любой стадии , на любой фазе ее развития.

артикуляция

-Кинестетическая оральная апраксия, т.е. трудности формирования  и закрепления артикуляционных укладов, а в дальнейшем двигательных  дифференцировок  звуков.

-трудности переключения от одного движения к другому.

-трудности усвоения последовательности этих движений  для воспроизведения слова.

Верхние зубы отсутствуют, гиперсаливация, прогнатия. Парез лицевого нерва, назализация.

-Чистое произношение отдельных уцелевших слов, выражений, правильное называние букв говорят об отсутствии оральной апраксии.

-При первичном обследовании детей – афазиков наблюдаются явления оральной апраксии – рот открывает напряженно, высовывая при этом язык. Оскал дает только после напоминания.

Пассивный словарь (понимание речи)

Вторично, и в меньшей степени страдает в своем развитии.

-Понимание речи неполное, неустойчивое но, сохранно. Значительно более полноценное.

Словарный запас (активный)

- Недоразвитие экспрессивной речи т.е.затруднение в овладении активным словарем.

Бедный недостаточный, искаженный. Речевой стимул снижен. Ребенок молчалив, к речевому общению не стремится.

Словарь состоит из: восклицаний, звукоподражаний, лепетных слов.

Не владеет способностью воспроизводить звуки.

Словарь недостаточный, имеет пестрый характер, состоит из:

Лепетных слов, звукоподражаний.

Наряду с лепетными словами в их словаре обнаруживаюся сравнительно трудные и сложные слова и даже отдельные фразы.

Дети могут вспомнить отрывки стихотворений или песен.

звукопроизношение

Звукопроизношение и овладение ритмической структурой слов не складываются, не возникает и способность подражания речи окружающих. Т.о. не создается база для развития и закрепления словаря алалика.

Неясное, неустойчивое,смазанное.

Всеобщее смягчение согласных, замена шипящих мягкими свистящими.

Грамматический строй речи

Отсутствует понимание значений грамматических изменений слова (ед., множ.число, муж., жен. Род и тем более падежные окончания).

Грамматический строй подвергся распаду.

Фразовая речь

Самостоятельная речь.

Владеет простой фразой, использует только простые предложения.

Затруднения в формировании  и пользовании самостоятельной речью:

-оральная апраксия, которая в доречевом периоде  может помешать  подражанию, обогащению лепета, затем задерживает появление первых слов и тормозит употребление уже формирующихся, проявляясь в виде наблюдаемых поисков артикуляции.

Фраза имеется, но элементарная, грубо аграмматичная но, состоящая из нескольких слов, среди которых имеются существительные, глаголы, местоимения.  Наряду с этим  употребляет и более сложную фразу, с отдельными элементами грамматизации.

Затруднена.

Сохранность личности

Критическое отношение к своей речи отсутствует.

- Характерная особенность моторного алалика  - снижение речевого стимула, или речевой негативизм.

Часто не замечает и не умеет исправить свою ошибку, даже если она ему будет  указана.

Активно и целенаправленно занимается, проявляет интерес к окружающему.

Ребенок осознает и тяжело переживает свой дефект.

Слоговая структура слова

Нестойкость слоговой структуры слова ведет к появлению парафазий (литеральных и вербальных)и часто заставляет моторного алалика после нескольких попыток  совсем отказаться от произнесения слова.

Нарушена.

-Характерны трудности в анализе структуры сложных слогов: дробя закрытый слог на открытые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эфферентная моторная афазия

Описание эфферентной моторной афазии: очаг поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания, нарушение письменной речи.Основные направления восстановительного обучения на раннем этапе.Раст...

Познавательное занятие в средней логопедической группе для детей с ОНР І уровня (моторная, сенсомоторная алалия, ранний детский аутизм) «В гости к бабушке»

Занятие для неговорящих детей (вторая половина первого года обучения). В работе использованы элементы системы работы Т.Н.Новиковой-Иванцовой....

"Психолингвистические методы работы с моторной ( экспрессивной) алалией"

Коррекционной работа по развитию грамматического строя речи....

Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии.

Дифференциация моторной афазии от моторной экспрессивной алалии....

Форма афазии: эфферентная моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....

Форма афазии: афферентно-моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....