Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей
консультация по логопедии (старшая группа)
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовательных отношений, но и сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие развивающие и коррекционные задачи. Совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsionnye_formy_sotrudnichestva_uchitelya_-_logopeda_dou_i_roditeley.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей»
Автор-составитель: Ярмухаметова Гульфия Ражаповна; учитель-логопед.
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовательных отношений, но и сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие развивающие и коррекционные задачи. Совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. Это связано с двумя причинами:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Благоприятное время для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. Из детского сада ребенок уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Не все родители воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности, прислушиваются к рекомендациям учителя – логопеда по вопросу медицинского обследования и лечения детей.
В деятельности учителя-логопеда важным направлением является работа с родителями. Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние задания с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Проблема речевого развития и речевого воспитания на сегодняшний день одна из самых значимых в современном дошкольном образовательном учреждении.
Успех в преодолении речевых недугов у детей в условиях логопедической группы связан, в первую очередь, с организацией педагогического сотрудничества с родителями.
Часто родители относят нарушения речи к возрастным особенностям ребенка. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, и не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков. Некоторые родители вообще не интересуются речевым развитием своего ребенка и не задумываются о возможных последствиях школьной дезадаптации. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, чувствует себя неуверенно, отвечая на занятиях, плохо справляется со звуковым анализом слов, испытывает затруднения при чтении. Страдают внимание и память, появляются проблемы в поведении – агрессивность либо вялость, заторможенность. Проблем можно избежать, если вовремя в дошкольном возрасте обратиться к логопеду.
Следовательно, одной из основных задач учителя - логопеда является формирование у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи их детей, нужно использовать и специфические формы работы. Главная цель этих мероприятий:
-осуществление преемственности в деятельности ДОУ и семьи;
- активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс;
-оказание ранней помощи;
-своевременное консультирование по речевым проблемам.
Всю работу следует проводить по следующим направлениям:
- индивидуальные беседы с родителями для сбора анамнеза;
- индивидуальное консультирование родителей;
-анкетирование;
-выступления на родительских собраниях;
-оформление логопедических стендов и уголков в помощь родителям;
-посещение родителями индивидуальных логопедических занятий;
-тематические семинары-практикумы;
-совместное выполнение взрослыми и детьми домашних логопедических заданий.
Важную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, отводится родительским собраниям и консультациям. Темы затрагиваются самые разные: «Как помочь ребенку заговорить», «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников», «Развиваем речь, играя», «Развитие речевого дыхания» и т.д.
Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Следует рассказать о целях и задачах совместной работы, о системе логопедических занятий с детьми, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентировать внимание на важности участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Также довести до сведения родителей результаты логопедического обследования.
Беседа проводится в доброжелательном тоне. Стараться не употреблять такие термины, как «дефект речи», «нарушение», - заменить их на более нейтральные («трудности», «проблемы»). Это вызывает расположение родителей, готовность выполнить рекомендации логопеда для преодоления имеющихся у ребенка трудностей.
Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями работы учителя - логопеда является их участие во фронтальных и индивидуальных занятиях. С этой целью можно провести день открытых дверей, заранее пригласив на них родителей. Индивидуальные занятия с ребенком в этот день учитель-логопед организует в форме консультации, показывает свои методы и приемы работы. Постепенно родители превращаются в активных участников коррекционного процесса, что дает положительные результаты. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы большинство родителей начинают более ответственно относиться к выполнению домашних заданий.
В процессе работы с родителями широко используются вспомогательные средства. Организовать специальные «логопедические уголки», информационные стенды, блоки. Информацию следует оформить интересно, необычно, ярко. В качестве информационного материала можно размещать статьи, взятые из разных журналов и книг, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей, и менять материалы каждую неделю.
Одной из наиболее эффективных форм совместной работы с родителями - периодическая отчетность перед родителями по результатам коррекционных занятий с детьми.
На тематических консультациях важны выступления перед родителями с теоретическими докладами и сообщениями по характеристике речевых проблем, по нормам речевого развития в онтогенезе, а также представление практического материала по методам коррекции речевых нарушений.
Тесная работа с родителями помогает не только в работе по коррекции речи детей, но и в создании коррекционно-развивающей среды – необходимого элемента логопедической работы.
Система работы с родителями в течение года отражена в общем плане логопедической работы в ДОУ, в разделе «Работа с родителями (законными представителями)».
Систематическая работа по сотрудничеству с родителями помогает добиться успехов в коррекционной работе, реализации логопедического воздействия, повышении уровня педагогической компетенции родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"
Материал предназначен для логопедов и воспитателей...
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"(продолжение)
Для логопедов и воспитатетлей...
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"(продолжение)
Для логопедов и воспитатетлей...
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей
Еженедельные консультации для родителей по программе Н.В.Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи ...
Тема "Профессия пожарного": Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР; Коррекционно-образовательная деятельность с детьми с ОНР.
Пояснительная записка.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.ИСТОЧНИКОригинальность заключ...
Новые формы сотрудничества учителя-логопеда и семьи
Материал для работы логопедов с родителями....
« Кейс-иллюстрация, как новая форма сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Применяя кейс-технологию в условиях сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, процесс коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразви...