Новые формы сотрудничества учителя-логопеда и семьи
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая группа) на тему
Материал для работы логопедов с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для учителей-логопедов | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые формы сотрудничества учителя-логопеда и семьи
Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Ерофеева Светлана Ивановна
учитель - логопед высшей квалификационной категории
МДОУ ДС № 23 «Гнёздышко»
г. Буденновска
У ребенка есть страсть к игре,
и надо ее удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра.
А.С. Макаренко
Введение
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Чаще нарушение речи являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной логопедической помощи. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное, т.к. игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи).
Игры делятся на подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические. Дидактические игры разнообразны по форме, содержанию, целям и характеру игровых действий. Существует огромное количество сборников всевозможных игр и упражнений, помогающих педагогам-практикам.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, не только педагоги, но и родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Но, как показывает практика, далеко не все родители в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на детей. Причины разные: одни не хотят воспитывать, другие не умеют, а третьи не понимают, зачем это нужно делать. Во всех случаях родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В основу наших взаимодействий положено правило Конфуция: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я, может быть, запомню. Вовлеки, меня и я пойму».
Поэтому родители являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
В связи с этим в логопедической практике коррекции речи, не утратили своей актуальности поиски и совершенствование приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников.
В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Одну из этих форм рассмотрим подробнее - «Педагогический аукцион».
Цель:
- распространение опыта работы по теме «Игра как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФНР»;
- презентация новой формы общения с родителями «Педагогический аукцион»;
- способствовать применению практического материала в работе с детьми как средства коррекции нарушения речи;
- формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Задачи:
- профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам МДОУ в нормальном речевом развитии;
- коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи;
- консультативная – привлечение родителей и педагогов к активному в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
- Теоретическое обоснование проблемы
- Игры и пособия, используемые для логопедических занятий
Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).
Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Не отдельно стоящим элементом, а структурой в системе коррекции. Кроме того, эта часть работы легко доступна заинтересованным родителям.
Дома в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных «застёжек», «шнуровок», конструкторов и мозаик, можно предложить:
- мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые);
- пробки от пластиковых бутылок:
- красные, синие и зелёные - для звукового разбора,
- всех цветов радуги - для игр на запоминание названий цветов,
- парные - как «башмачки» для пальцев рук,
- просверлённые посередине – для нанизывания бус;
- верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- щётки для волос, ипликаторы Кузнецова, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
- клавиатуру компьютера, кнопочный телефон, «пальцеходы» - для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- кастаньеты - для отстукивания ритма;
- шаблоны (трафареты) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
- игрушки из «киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
- «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные горохом или фасолью, - для
самомассажа кистей;
- «моталки» - верёвки с ручками на концах, привязанные к какому-либо центру, - для выработки координации вращательных движений;
- грецкие орехи – для самомассажа кистей, игры типа «Китайские шары» на координацию движений пальцев.
- Движения, сочетаемые с речью
Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи.
Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики.
С помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
- Логопедические игры с мячом.
Игры с мячом известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.
Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространёнными из игр.
В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьём же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры берёзы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был лёгким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.
Теперь любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие.
Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остаётся незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить играть и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.
Использование мяча в играх с детьми логопедической группы может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Работая в этом направлении, можно сделать следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи.
- Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
- Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
- Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
- Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
- Регулируют силу и точность движения.
- Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
- Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Предлагаю подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы.
Представленные игры с мячом удобны тем, что не требуют сложного оборудования, длительной подготовки, больших временных затрат.
2.1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
Для полноценного формирования навыков устной речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
В практике работы с детьми речевой группы прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребёнка.
Детям логопедической группы предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.
2.2. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а, следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте.
Дети тренируются в чётком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавно, длительно пропевают гласные звуки. В играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. В игре мы закрепляем умение владеть силой голоса.
В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Ребёнок может говорить очень тихо, почти шёпотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.
К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные – это река, а согласные – берега, и без них наша речь – болото.
В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «берега». В играх с мячом можно закреплять правильное произношение звуков и развивать фонематические процессы; подбирать слова на заданный звук, чётко произносить эти слова; развивать внимание, умение выделять звук в начале и конце слова; при дифференциации звуков включать игры с мячом для дифференциации звуков.
У детей с ФФНР могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Для решения этой проблемы мы используем традиционные приёмы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Здесь мяч также играет положительную роль.
Можно использовать не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. Мячи красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем - четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так в игре ребёнок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если взрослый бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета).
Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов.
Литература
- Белая, А.Е., Мирясова, В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» , 2004.
- Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические игры с мячом для детей 4-6 лет – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Галкина, Г.Г., Дубинина, Т.И. Пальцы помогают говорить.
Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/ Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
- Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
- Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Крупенчук, О.И., Воробьёва, Т.А. Исправляем произношение – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т.А. Куликовская. – М.: ООО Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"
Материал предназначен для логопедов и воспитателей...
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"(продолжение)
Для логопедов и воспитатетлей...
"Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями по коррекции речевых нарушений"(продолжение)
Для логопедов и воспитатетлей...
Поиск новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей на примере проекта "Стихи-малышки для сестренки и братишки"
Дистанционная форма обучения способствовала поиску новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, стимулирования к обучению во...
« Кейс-иллюстрация, как новая форма сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Применяя кейс-технологию в условиях сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, процесс коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразви...
Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовател...
Новые формы работы учителя – логопеда
Одно из приоритетных направлений учителя – логопеда с дошкольниками – работа над развитием лексико – грамматического строя речи. Формирование лексики ребёнка тесно связано с процесса...