Прогулка по парку. Автоматизация звука [ж] в слогах и словах
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Калугина Юлия Александровна

:

Цель:

- автоматизировать правильный артикуляторный уклад звука [ж] в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- продолжать учить определять место звука [ж] в словах;

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать длительный плавный речевой выдох и силу голоса при произнесении фразы;

- развивать фонематический анализ, синтез и представления.

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное внимание и память (кратковременную и долговременную);

- развивать слуховое внимание;

- развивать логическое мышление;

- развивать координацию движений и чувство ритма.

Воспитательные:

- развивать внимание к своей речи и самоконтроль;

- воспитывать усидчивость и ответственность;

- воспитывать интерес к знаниям.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 95

Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Прогулка по парку. Автоматизация звука [ж] в слогах и словах».  

Современных образовательные технологии:

- игровые (дидактические игры);

- здоровье сберегающие (физкультминутка, дыхательная гимнастика);

- личностно-ориентированные;

- метод наглядного моделирования;

- компьютерные (проектор с экраном).

Цель:

- автоматизировать правильный артикуляторный уклад звука [ж] в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- продолжать учить определять место звука [ж] в словах;

- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать длительный плавный речевой выдох и силу голоса при произнесении фразы;

- развивать фонематический анализ, синтез и представления.

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное внимание и память (кратковременную и долговременную);

- развивать слуховое внимание;

- развивать логическое мышление;

- развивать координацию движений и чувство ритма.

Воспитательные:

- развивать внимание к своей речи и самоконтроль;

- воспитывать усидчивость и ответственность;

- воспитывать интерес к знаниям.

Составила учитель-логопед

Калугина Ю.А.

Санкт-Петербург

2021 г.

Предварительная работа.

  1. Артикуляторная гимнастика.

          Особенно тщательное выполнение упражнений:

          «Чашечка», «Окошко», «Фокус», «Чистим верхние зубы», «Лошадка»,

           «Грибок».            

2.Постановка звука [ж].

     3.  Автоматизация звука [ж] в слогах и словах.

     4.Работа с родителями: выполнение артикуляционных упражнений,

          закрепление звука [ж] в слогах и словах.

     5.  Отработка нижнедиафрагмального дыхания (физиологического и  

речевого).

     6.  Изучение лексической темы «Деревья».

Оборудование:

  1. колба с жидкостью;
  2.  карточки с буквами;
  3.  конверты с заданиями;
  4.  Игрушка ёжик;
  5.  игрушка жаба;
  6.  картинка с плодами деревьев;
  7.  картинки со звуком [ж];
  8.  проектор с экраном;
  9.  гербарий листьев.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Организационный момент.

Ребята, на наше занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

Сегодня мы с вами попали в чудесную сказку «Белоснежка и семь гномов». Я буду Белоснежкой, а вы Гномиками.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это такое лежит на столе?

Открывайте конверт и скажите, что в нем находится. Как вы думаете, кто его мог оставить, и кому оно предназначено?

На экране появляется изображение злой и старой  мачехи.

Я сейчас зачитаю письмо.

Так что же нам надо сделать? О чем злая мачеха просит? Куда мы с вами отправимся?

Значит, отправляемся с вами в парк искать большой дуб, под которым и будет находиться «жасминовый эликсир молодости». А как мы с вами найдем этот дуб? Посмотрите, что еще есть в конверте и для чего нам это надо?

Правильно! Это план. Он нужен для того, чтобы определить, куда надо двигаться в поисках «жасминового эликсира молодости».

Молодцы!

II.Основная часть.

  1. Объявление темы занятия.

Ребята, посмотрите на план, куда нам идти надо?

Правильно! Идем к листу рябины.

Как мы называем лист рябины?

Ой, а что здесь лежит такое?

Ребята, посмотрите на экран и запомните, как выглядит рябина.

В слове рябина есть звук [ж]?

А теперь слушайте загадку:

«Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками»

Кто это? И зачем он нам нужен, как вы думаете?

Правильно! Молодцы! Сегодня он и будет нам помогать искать «жасминовый эликсир молодости» для  мачехи.

(Логопед достает игрушку ежика).

Гномики, а какой вы слышите согласный звук в середине слова «ёжик»?

Правильно!

Сегодня мы еще с вами будем закреплять звук [ж] в слогах и словах. Следите за правильным произношением этого звука.

  1. Артикуляционная характеристика звука [ж].

Ребята, посмотрите на план, куда нам идти надо?

Правильно! Идем к листу берёзы, а ёжик нам покажет дорожку.

Как мы называем лист берёзы?

А, что здесь лежит такое?

Ребята, посмотрите на экран и запомните, как выглядит берёза.

А в этом слове есть звук [ж]?

Слушайте задание:

«Скажите, что происходит с губами, языком и голосовыми связками, когда произносим звук [ж]?»

Молодцы! Правильно.

Пойдемте дальше.

  1. Выделение звука[ж] среди других звуков, слогов и слов.

Ребята, посмотрите на план, куда нам идти надо?

Правильно! Идем к листу клёна, а ёжик нам покажет дорожку.

Как мы называем лист клёна?

Ребята, посмотрите сюда.

Ребята, посмотрите на экран и запомните, как выглядит клён.

В этом слове есть звук [ж]?

Следующее задание:

 - «Хлопните в ладоши, когда услышишь звук [ж] среди других звуков».

с, л, ж, в, ц, ж и др.

- «Хлопните в ладоши, когда услышишь слог со звуком [ж] среди других слогов».

ла,мо, жи, су, ро, ми, жа, пы, до, ка, жу и др.

- «Хлопните в ладоши, когда услышишь слово со звуком [ж] среди других слов».

стол, ежик, шапка, листья, жук и др.

Молодцы!

  1. Проговаривание слогов и слов со звуком [ж].

Ребята, посмотрите на план, куда мы с вами дальше пойдем?

Правильно! Идем к листу осины, а ёжик нам покажет дорожку.

Как мы называем лист осины?

Ребята, а это что лежит?

Ребята, посмотрите на экран и запомните, как выглядит осина.

В этом слове есть звук [ж]?

Слушайте внимательно очередное задание:

«Повторяйте за мной ряд слогов и слов».

Жа-жа-жи

Жо-жу-жу

Жи-жо-жо и т.д.

Жаба-кожа-жук

Лыжи-ножницы-Женя

Лужа-живот-пижама и т.д.

Хорошо справились!

  1. Физминутка.

А теперь давайте немного отдохнем.

«Семена деревья в землю уронили,

  А дожди осенние семена полили.

  Поднялись росточки,

  Превратились в лес,

  Тянут руки-ветки прямо до небес.

  Ветер их качает, шелестит листвой.

  Лес наш – друг хороший,

Ванин (Петин, Сонин…

                                  Твой и мой!

  1. Называние слов со звуком [ж].

Гномики, идем дальше, смотрите на план.

Правильно! Идем к листу липы, а ёжик нам покажет дорожку.

Как мы называем лист липы?

Ребята, а что здесь лежит?

Ребята, посмотрите на экран и запомните, как выглядит липа.

В этом слове есть звук [ж]?

Слушайте внимательно следующее задание:

«Назовите любые слова со звуком [ж]»

Отлично!

  1. Определение места звука в слове.

Ну, что гномики еще не устали. Вроде бы по плану нам осталось со всем чуть-чуть пройти.

Смотрите, куда нам дальше двигаться?

Молодцы! Идем к листу тополя, а ёжик нам покажет дорожку.

Как мы называем лист тополя?

Ребята, а что здесь лежит?

Ребята, посмотрите на экран и запомните, как выглядит тополь.

В этом слове есть звук [ж]?

Слушайте задание:

«Каждый сейчас, по одному, будет вытягивать по перевернутой вниз картинке, называть то, что изображено на ней и надо будет определить место звука в слове».

Все отлично выполнили задание и без ошибок.

  1. Составление слова из букв.

Ребята, и куда же нам осталось теперь пройти? Смотрите на план.

Молодцы! Идем к листу дуба, а ёжик нам покажет дорожку.

Как мы называем лист дуба?

Ой, ребята, а кто же тут сидит рядом с этим листочком?

Ребята, посмотрите на экран и запомните, как выглядит дуб.

В этом слове есть звук [ж]?

Эликсир кто охраняет? Она для нас тоже приготовила задание.

Слушайте внимательно.

«Посмотрите на картинки со звуком [ж]. На картинках нарисованы плоды деревьев. Вам надо назвать плод и на каком дереве он растет». (шишки, сережки, жёлуди, ягодки и др.)

Хорошо!

Ребята, посмотрите здесь разбросаны разные буквы и из них надо составить слово. Что за слово у вас получилось?

Молодцы! Хорошо справились с заданием!

А на каком дереве растут жёлуди?

Ну, вот мы все задания жабы выполнили и она теперь нам отдаст «жасминовый эликсир молодости» для мой злой мачехи.

Гномики, давайте поблагодарим ёжика, который нам помог добраться до дуба. Его мы оставляем в парке, пускай продолжает там гулять. А теперь давайте я вас, Гномики, провожу до дома, а сама пойду отдавать эликсир мачехе. Спасибо большое, что помогли мне справиться с таким нелегким заданием мачехи.

III.Итог занятия.

Ребята, ну а чтобы нам быстрее дойти до дома, давайте поговорим.

-Что мы сегодня делали?

-Что вам понравилось?

-Что было трудным для вас?

Вы, молодцы! Отлично справились с заданиями! Я вами очень довольна!

До свидания!

Дети здороваются.

Дети отвечают.

Дети размышляют, дают разные ответы.

Дети предполагают, отвечают на вопросы.

Дети берут конверт, достают содержимое и размышляют что это и для чего надо им.

Дети рассматривают план и определяют куда идти.

Дети по очереди называют.

Дети берут листок с заданием.

Дети отвечают.

Дети отгадывают загадку и размышляют, для чего ёжик им нужен.

Дети отвечают на вопрос.

Дети рассматривают план и определяют куда идти.

Дети по очереди называют.

Дети берут листок с заданием.

Дети отвечают.

Дети по очереди отвечают на вопрос.

Дети рассматривают план и определяют куда идти.

Дети по очереди называют.

Дети берут листок с заданием.

Дети отвечают.

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [ж].

Дети рассматривают план и определяют куда идти.

Дети по очереди называют.

Дети берут листок с заданием.

Дети отвечают.

Дети за логопедом по очереди повторяют разные ряды слогов и слов со звуком [ж].

Дети присаживаются на корточки.

Показывают указател. пальчиками дождик.

Поднимаются на ножки «вырастают».

Тянут руки вверх, становятся на цыпочки.

Качают руками над головой.

Показывают руками на себя и на детей, которых называют.

Дети рассматривают план и определяют куда идти.

Дети по очереди называют.

Дети берут листок с заданием.

Дети отвечают.

Дети называют слова со звуком [ж].

Дети рассматривают план и определяют куда идти.

Дети по очереди называют.

Дети берут листок с заданием.

Дети отвечают.

Дети по очереди, по одному, вытягивают по картинке, показывают всем, что изображено и определяют место звука [ж] в слове.

Дети рассматривают план и определяют куда идти.

Дети по очереди называют.

Дети берут листок с заданием у жабы.

Дети отвечают.

Дети выполняют задание.

Дети размышляют, думают и составляют слово из разбросанных букв.

Дети отвечают.

Дети отвечают на вопросы, вспоминают,  думают,  размышляют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах

Индивидуальное логопедическое занятие предусматривает проведение самомассажа артикуляционного аппарата....

Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах - презентация.

В презентации представлен речевой и картинный материал для автоматизации звука [Ш] в прямых и обратных слогах....

Автоматизация звука З в слогах и словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [З] в слогах и словах» для ребенка с дефектом произношения , обусловленного дизартрией, старшей группы, с самоанали...

Конспект подгруппового занятия: «В гостях у Сони» (Звук С) Тема: «Автоматизация звука С в слогах и словах».

Цель:-Закреплять изолированное произношение звука (с).-Упражнять в правильном произношений звука (с) в слогах и в словах.-Продолжать учить определению наличия и места звука в слове.-Упражнять в правил...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"

Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Мебель".

Данная игра способтвует автоматизации звука Л в слогах и словах, а также способствует  развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначена для детей старшего дошкольного...

Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе   Тема: Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.   Цель: Автоматизировать звук «Ж» в прямых слогах и словах с пр...