Развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье подробно описаны специальные упражнения, направленные на развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры, которые способствуют эффективности логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
учитель-логопед Есипова А.В.
Одним из наиболее распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. В синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушение моторной функции. В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии (Е.Н Винарская,1989, Р.И. Мартынова 1967, 1997; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова 1986, 1992, 1994), описываются и анализируются нарушения ручной, речедвигательной сферы. В то же время поиск новых и эффективных средств и методов продолжает оставаться актуальным.
1 Формирование кинестетической основы артикуляторных движений.
Остановимся на развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры у детей со стертой дизартрией. Для развития двигательно - кинестетической обратной связи проводятся специальные упражнения, направленные на уточнение положения различных артикуляторных органов во время воспроизведения правильно произносимых звуков. В процессе выполнения упражнений постоянно привлекается внимание детей к кинестетическим ощущениям. Первоначально упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование этой дополнительной опоры исключается.
Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений.
1. Упражнения по определению положения губ:
-произнесите звук И перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.
-произнесите звук У перед зеркалом и определить, как работают, губы при его произнесении
-произнести перед зеркалом сочетание звуков ИУ, УИ и определить последовательную работу губ при их произнесении.
-произнести звук И без зеркала и определить, какое движение совершают губы.
-произнести звук У без зеркала и определить, какое движение совершают губы.
-произнести без зеркала сначала звук И, затем звук У и определить, как работают. губы при их произнесении.
-определить звук по беззвучной артикуляции логопеда (И или У).
-определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков, произнесенных один за другим (И ... У, У ... И) и произнесенных слитно (ИУ, УИ).
-произнесите слова (например: Ира, утро, иней, игры, умный ).
-определить, произнесение каких слов начинается с растянутого (или вытянутого) положения губ.
-рассмотреть картинки, назвать их и разложить в два ряда: в первый картинки, при названии которых губы растягиваются в улыбку, во второй вытягиваются вперед (например: утка, иглы, ухо, улица, ива и.т.д.).
-по беззвучной артикуляции определить последний звук в слове и работу губ при его произнесении (например: найду, коньки, быки, какаду, очки, пойду и.т.д.).
-по беззвучной артикуляции определить первый звук в слове и работу губ при его произнесении (например: Инна, Уля, искра, игры, улей и т.д.).
-по беззвучной артикуляции определить гласный звук в слове и работу губ при его произнесении (например: бур, мир, пир, тир, шнур, бум, гул, пил).
2.Упражнения по определению положения кончика языка (поднят или опущен)
-произнести перед зеркалом звук И и определить местоположение кончика языка.
-произнести перед зеркалом звук Д и определить местоположение кончика языка.
-произнеси перед зеркалом последовательно звуки И ... Д и определить, при произнесении какого звука кончик языка опущен (поднят).
-произнеси звук И без зеркала и определить положение кончика языка.
-произнеси звук Д без зеркала и определить положение кончика языка.
-произнести без зеркала сначала звук И, затем звук Д и наоборот и определить положение кончика языка при их произнесении.
-определить звук по беззвучной артикуляции (И или Д).
-определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков И ... Д, Д ... И.
-произнести слова (например: дом, иволга, дыня, дача, ива, ил, дуга).
-определить, произнесение каких слов начинается с поднятого вверх (опущенного вниз) кончика языка.
-рассмотреть картинки, назвать их, разложить в два ряда: в первый - картинки, при названии которых кончик языка поднимается вверх, во второй - опускается вниз (например: дым, иглы, двор, доска).
-подобрать и назвать слова, произнесение которых необходимо начать с поднятия кончика языка.
-подобрать и назвать слова, произнесение которых необходимо начать с опускания кончика языка.
3. Упражнения по различению узкого и широкого кончика языка.
Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках Н и Л, так как при их произнесении кончик языка поднят к верхним резцам. В процессе работы обращается внимание на то, что при артикуляции звука Н язык широкий, а Л - узкий. Для различения узкого и широкого языка используют упражнения, аналогичны упражнениям для развития умения кинестетически ощущать различное положение кончика языка (поднят или опущен).
2. Формирование кинетической основы артикуляторных движений.
Логопедическая работа по формированию кинетической основы артикуляторных движений включает в себя:
1.Статические упражнения по развитию артикуляторной моторики, направленные на выработку необходимого объекта движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, воспитания умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Упражнения по развитию статики артикуляторных движений направлены на активизацию:
а) Двубрюшной, челюстно - подъязычной и подбородно- язычной мышц (опускают нижнюю челюсть вниз):
-открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5-7, закрыть.
б) Крылонебной наружной мышцы (опускаем и выдвигаем нижнюю челюсть вперед, сближая фронтально ряды верхних и нижних резцов):
-приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течении 5-7 секунд, вернуть в исходное положение.
в) Квадратной губной нижней (оттягивает нижнюю губу книзу) и верхней (подглазничная ветвь) (поднимает верхнюю губу вверх) мышц:
-оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;
-поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние.
г) мышц смеха и щечных мышц (осуществляют оттягивание углов рта кзади): -растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние.
-растянуть в улыбку только правый (левый) уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное положение.
д) Квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мышцы (оттягивание углы губ вверх):
-поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5-7,вернуть в исходное состояние.
е) Поперечных вертикальных мышц (расслабляясь способствуют утолщению и расширению средней и задней части спинки языка):
-высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па - па - па - па. После произнесения последнего слога оставить рот приоткрытым, зафиксировать широкий язык и удержать его в таком положении под счет от 1 до 5-7;
-высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та - та - та - та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5 - 7, вернуть в исходное положение.
ж) Шилоязычной мышцы (осуществляет подтягивание вверх и расширение средней и задней части спинки языка, поднимает край передней части спинки языка, способствуя образованию узкой продольной щели по центру языка):
-положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;·
-поместить кончик языка по верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать его под счет от 1 до 5-7; вернуть в исходное состояние; -прижать кончик языка к верхним резцам, удерживая заданное положение под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;
-движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.
з) Подъязычно - язычной (оттягивает язык вниз, придавая ему тоническую устойчивость, способствует расширению средней и задней части спинки языка), челюстно - подъязычной, подбородочно - язычной (несколько опускает переднюю часть спинки языка, способствуя образованию продольного «желобка» по спинки языка) и двубрюшной мышц:
-беззвучно, длительно, на выдохе тянуть звук И;
-беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение способствует расширению средней и задней части спинки языка, но и является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка; в случае одностороннего пареза в зависимости от локализации поражения весь язык смещается вправо или влево, и боковыми зубами прикусывается соответствующая боковая сторона языка);
-открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;
-открыть рот, поместить кончик языка за нижнюю губу, зафиксировать такое положение языка, удерживая его под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;
-движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы.
и) Продольных. нижних мышц (осуществляют подъем спинки языка, опускают его кончик):
-придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5-7, опустить язык
к) Подбородочно - язычной (передние пучки) мышцы:
-подуть на кончик плоско высунутого языка (при этом можно использовать зрительный или тактильный контроль: поднести ко рту тонкую полоску бумаги, тыльную (наружную) сторону кисти руки с целью ощущения выдыхаемой центральной холодной воздушной струи), высунуть и несколько опустить кончик языка, поднести к нему пузырек, подуть на кончик языка в пузырек до образования гудящего звука.
В зависимости от вида дефектного произношения акцент в работе делается на развитие трех групп мышц, деятельность которых более нарушена. Например, при губно - зубном произношении большее внимание уделяется активизации крылонебной наружной мышцы, подбородочно - язычной, мышца смеха и щечным мышцам. При межзубном произношении - подъязычно -язычной, продольным мышцам языка.
2. Упражнения по развитию динамической координации движений в процессе выполнения последовательных и одновременных движений:
а) выполнение последовательно организованных движений:
-растянуть губы в улыбку, обнажив верхние и нижние резцы, вытянуть губы вперед «трубочкой»;
-оскалить зубы, а затем высунуть язык;
-оскалить зубы, высунуть язык, зажать его зубами;
-поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (повторить это движение несколько раз);
-прижать кончик языка к верхним, затем к нижним резцам (повторить это движение несколько раз);
-сделать язык широким, затем узким (повторить это движение несколько раз);
-поднять язык наверх, положить его между зубами, оттянуть назад;
-«построить мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, средняя приподнята, образуя с твердым небом щель, задняя опущена, боковые края подняты и прижаты к верхним боковым зубами),
«сломать» его снова «построить» и снова «сломать», несколько раз.
б) выполнение одновременно организованных движений:
-высунуть язык вперед, одновременно поднимая кончик языка вверх;
-высунуть язык вперед, одновременно опуская кончик языка вниз;
-высунуть язык и одновременно вытянуть губы вперед «трубочкой»;
-совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо;
-совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком влево.
Учитывая тот факт, что существует определенная связь между состоянием мимической мускулатуры и звучанием речи и что неполноценная иннервация мимической мускулатуры может сказываться на артикуляции звуков, делая речь недостаточно выразительной, внятной, работе по развитию артикуляторной мускулатуры предшествуют упражнения, направленные на формирование способности произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль.
В зависимости от состояния мышечного тонуса в мимической' мускулатуре предусматривается проведение дифференцированного массажа.
В случаях спастичности - расслабляющий массаж лица: медленные, плавные движения от середины лба по направлению к вискам; равномерные с обеих сторон движения от бровей к волосистой части головы; движения вниз от линии лба, щек к мышцам шеи. При гипотонии - укрепляющий массаж: интенсивные поглаживающие движения, постукивание, легкое пощипывание мимических мышц (Е.М. Maстюкова, М.В. Ипполитова, 1985).
После проведения дифференцированного массажа для развития произвольных движений мимической мускулатуры проводятся следующие традиционные упражнения:
-закрывание и открывание глаз (одновременное и поочередное);
- нахмуривание бровей;
- равномерное поднимание бровей;
- надувание щек (обеих и поочередно);
-наморщивание крыльев носа;
- поднимание верхней губы.
Эти упражнения рекомендуется проводить перед артикуляторной гимнастикой в игровой форме.
Проведение данных упражнений у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста должно способствовать развитию артикуляторной моторики и мимической мускулатуры, также должно способствовать эффективности логопедической работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников со стертой дизартрией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В этой статье я освещаю методику исследования словаря для детей дошкольног возраста материалы использованы из моего диплома ,надеюсь это пригодится начинающим логопедам и не только...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.
Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология логопедического (лицевого) массажа. В конспе...
Преодоление фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр
Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизар...
Статья: "Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Данная статья посвящена проблемам развития фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...
Система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и МДР
В материале описан симптомокомплекс при дизартрии для детей старшей группы...
Особенности фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо-произносительная дифференциация звуков речи.Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у дете...
Научная статья на тему: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
В статье раскрываются особенности и актуальные проблемы в развитии детей в период старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией....