Научная статья на тему: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
статья

Щевлёва Дарья Олеговна

В статье раскрываются особенности и актуальные проблемы в развитии детей в период старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_ya.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Щевлёва Д.О.

Shchevleva D.O.

г. Челябинск

Chelyabinsk

Резникова Е.В.

научный руководитель

г. Челябинск

Chelyabinsk

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ERASED DYSARTHRIA

Аннотация: В статье раскрываются особенности и актуальные проблемы в развитии детей в период старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Abstract: The article reveals the features and current problems in the development of children in the period of senior preschool age with erased dysarthria.

Ключевые слова: стертая дизартрия, речь, произносительная часть речи, артикуляционный аппарат, психологические нарушения. 

Key words: erased dysarthria, speech, the pronouncing part of speech, articulation apparatus, psychological disorders.

Актуальность заявленной проблемы обусловлена тем, что в последнее время достаточно выросло число детей, у которых в анамнезе присутствует определенная симптоматика, связанная с таким речевым нарушением как стертая дизартрия. Данное речевое нарушение рассматривается как сложнейший синдром центрального-органического генезиса, который проявляется в психологических и речевых симптомах.

Стертая дизартрия в период старшего дошкольного возраста проявляется у детей в нарушениях движений артикуляционного аппарата, мелкой моторики, общей моторики и со стороны произносительной речи ребенка.

У детей со стертой дизартрией нарушения иннервации мимической мускулатуры, которые проявляются в сниженном объеме движений губ, нарушенном подъеме бровей и зажмуривании глаз. Помимо вышеперечисленного, отмечаются следующие симптомы: неточность движений языка и трудности его распластывания, тремор у кончика языка, нарушение подъёма и удержания языка наверху, трудности переключения с одной артикуляционной позы на другую.

Из-за того, что детям тяжело дается пережевывание пищи, они не любят жесткую пищу, например, морковь, яблоки, мясо. Дети имеют трудности гигиенических навыков, которые требуют от них точных движений мышц. Не могут прополоскать рот, потому что мышцы щек и языка слабо развиты. Многие не способны сами застегнуть пуговицы и завязать шнурки.

Стертую дизартрию, от других речевых нарушений, отличает то, что при дизартрии страдает не только произношение отдельных звуков, но и произносительная сторона речи в целом. Отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь смазана и нечетка, голос тихий и слабый или, наоборот, резкий. Речь перестает быть плавной, ритм дыхания нарушается. Старшие дошкольники со стертой дизартрией слабо ощущают направление движений губ, с трудом подражают и сохраняют артикуляционные позы, поставленные звуки автоматизируются с трудом.

Следует отметить, что ребенок в период старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией – это ребенок, у которого имеются сохранный интеллект и нормальный слух, но нарушения со стороны речи достаточно многообразны – нарушения со стороны произношения, грамматического строя, словарного запаса.

Также дошкольники со стертой дизартрией допускают ошибки, которые связаны с фонематическим восприятием, это обнаруживается в процессе проб на повторение пар слов или в сложной слоговой структуре. В активном словаре у детей присутствуют все части речи, они образуют новые слова, верно их согласовывают, но отмечаются определенные трудности при назывании предметов, их признаков и действий.  

Другими словами, можно сказать, что у данной категории детей отмечается бедность самостоятельной речи при наличии достаточно словаря и небольшую задержку в развитии регулирующий функции речи.  

Грамматический строй также имеет свои особенности. Речь самостоятельна, но проявляется несостоятельность пространственных представлений.

У детей со стертой дизартрией объем и прочность запоминания сохраняются, но грубо нарушен процесс избирательности.

Языковые нарушения при стертой дизартрии препятствуют успешному усвоению когнитивных процессов, ограничивают формирование у ребенка представлений и понятийного смысла, вызывают трудности в общении с окружающими. Ребенок становится тревожным, замкнутым и негативным, что в свою очередь только ухудшает языковое развитие ребенка и влияет на его психику. Все эти расстройства сопровождаются определенными изменениями личности, которые со временем могут повлиять на дальнейшее обучение и развитие ребенка.

Дети о стертой дизартрией моторно неловки, поэтому испытывают трудности выполняя физические упражнения. Не могут удерживать равновесие, стоять и прыгать на одной ноге.

Изобразительная деятельность также вызывает у детей много усилий и труда. Они не могут держать карандаш в руке правильно и регулировать свою силу при нажиме на карандаш или кисть, не умеют пользоваться ножницами. Задания, требующие тонких дифференцированных движений, выполнить затрудняются, например, на занятиях по аппликации или оригами. Для большинства детей со стертой дизартрией характерно снижение работоспособности. В конце занятия дети менее активны, чем в начале. В ходе практических исследований было выделено снижение у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией объема слухоречевой памяти, проявляющееся в том, что дети медленно запоминают маленький речевой материал и быстро его забывают. Дети очень несосредоточенные и легко отвлекаются, что говорит о наличии особенностей внимания детей со стертой дизартрией. Дети эмоционально нестабильны, часто плачут и раздражаются. Отмечаются нарушения восприятия и медленные процессы мышления.

Такие психологические отклонения в дальнейшем затрудняют процесс обучения.

В школе может выясниться, что стертая дизартрия проявляется не только в устной, но и в письменной речи. Это обусловлено недостаточной автоматизацией и дифференциацией, в устной речи, звуков. На письме дети допускают пропуски и замены как гласных, так и согласных букв при стечении, не всегда дописывают окончания слов.

Таким образом, изучив данные теоретических источников в области логопедии, мы можем сказать о том, что стертая дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии страдает вся произносительная сторона речи. Речь у детей нечеткая и смазанная, голос тихий. По общепринятой классификации выделяют пять форм дизартрии, самой распространенной считается стертая дизартрия. Стертая дизартрия – легкие проявления «псевдобульбарной дизартрии», отличающийся трудностью преодоления. Помимо речевых нарушений у детей со стертой дизартрией отмечаются психологические нарушения, которые влияют на обучаемость и работоспособность детей.

Список использованных источников

  1. Аксёнова Л. И. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксёнова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова, Н. М. Назарова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2010. – 400 с. – ISBN отсутствует.
  2. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 320 с. – ISBN 978-5-17-038373.
  3. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Б.М. Гриншпун и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: ВЛАДОС, 2009. – 703 с. - ISBN отсутствует.
  4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – Москва: Норма, 2019. – 224 c. –ISBN 5-89123-359-2.
  5. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: Клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 380 с. - ISBN 5-9268-0412-4.
  6. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие. /Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Санкт - Петербург: СОЮЗ, 2000. – 192 с. – ISBN 5-8064-351-3.
  7. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М, Назарова. – Москва: Академия, 2018. – 224 c. –ISBN 978-5-7695-4701-0.
  8. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. – Москва: Академия, 2017. – 576 c. –ISBN 5-691-00605-3.
  9. Резникова, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Монография / Е.В. Резникова. — Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. — 278 с. – ISBN 978-5-93162-644-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста"

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первона­чально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенапр...

Конспект родительского собрания на тему: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  родительского собрания  в старшей группе.                    ...

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Формирует у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.                                ...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Формирует у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.                                ...

Музыкальные игры как средство формирования чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию....

Статья на тему: "Особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольно...

Статья на тему: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст- это возраст 5-6 лет. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в...