Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель занятия: уточнение и закрепление знания детей о насекомых. Расширение и активация словаря, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, согласование существительных с числительным один-пять, образование существительных множественного числа).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Насекомые»
Цель: развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания,
Задачи:
1 Познакомить детей с понятием «насекомые».
2 Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
3 Образовывать количественные существительные
4 Развивать словарь по данной теме, внимание, память;
5. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым. 6Закрепить представление о насекомых.
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки с изображением насекомых, слайды с загадками.
Раздаточный материал: картинки с изображением насекомых, разрезные картинки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Игра «Назови первый звук в слове».
Логопед называет слово, кидает ребенку мяч. Ребенок называет первый звук в слове, возвращает слово учителю-логопеду (машина, арбуз, самолет, кот, шапка и т.д.)
Тематическая беседа о насекомых:
На фланелеграфе появляется картинка с изображением жука.
Расскажите, жук, какой? (Большой, черный, добрый, усатый...)
Что есть у жука? (У жука большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове 2 глаза и пара усиков, 6 лапок.)
Кто знает, зачем жуку панцирь? Что находится под ним? (Крылья.)
Что умеет делать жук? (Ползать и летать.)
Чем питаются жуки? (Нектаром, растительной пищей.)
Пальчиковая гимнастика.
Я большой веселый жук.
Знаю все сады вокруг.
(Сжать кулачок)
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-Жу.
(Поводить рукой как-будто жук летит).
Я могу часами
Шевелить усами.
(Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы») и пошевелить пальцами...
Дети садятся на стульчики
Учитель-логопед показывает детям презентацию «нассекомые»
1 слайд. Посмотрите и назовите, кто это?
(Дети называют: бабочка, жук, стрекоза, пчела, муха, оса, муравей, кузнечик, комар).
2.слайд.Различные насекомые в природе.
Учитель-логопед: на земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые -обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
3 слайд. Изображения насекомых. При правильном ответе насекомые оживают.
Учитель-логопед: дети , я буду загадывать загадки , а вы должны догадаться о каком насекомом идет речь.
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её... (пчела)
Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(муравьи)
Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» всё твержу,
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(жук)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(комар)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(бабочка)
Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
(паук)
Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(кузнечик)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.
(муха)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(осы)
Молодцы! Все загадки отгадали! А теперь немного поиграем
Физкультминутка:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко
Дидактические игры «Один-много», «Один — пять», «Назови ласково».
Учитель-логопед:
Расскажите, какие из этих насекомых жужжат? пищат? стрекочут?(Жужжит жук, комар пищит, кузнечик стрекочет.)
Логопед предлагает детям взять любую картинку, на которой изображено насекомое. Никому, не показывая и не называя насекомое, рассказать о нем. Начинает педагог:
Это насекомое летает, у него крылья, как у самолета, большие глаза и длинное-длинное туловище.
О ком я рассказала? (Дети отвечают.)
Дети составляют описательные рассказы о насекомых по образцу учителя-логопеда (пчела, бабочка,муравей и т.д.).
Учитель-логопед: а сейчас мы еще поиграем. Ига называется «Собери картинку». Мы разделимся на 2 команды. Чья команда быстрее соберет картинку насекомого, назовет его, та команда и выиграет.
Дети выполняют задание.
Молодцы, ребята!
О чем мы сегодня разговаривали? Что нового и интересного вы узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»
Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Весёлая зима»
Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР, ОНР «Весёлая зима»...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"...
Конспект занятие в старшей группе компенсирующей направленности Край родной
Знакомство детей с историей Урала через произведения П. П. Бажова...
Конспект занятие в старшей группе компенсирующей направленности Край родной
Путешествие по родному краю....
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Продукты питания»
Цели занятия:1. Расширять представления о продуктах питания, их значения для человека;2. Учить грамматически правильно строить предложения из 4 - 5 слов;3. Активно использовать в речи близкие по значе...