Проект " Сказка о веселом язычке"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Цель проекта:
-создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей , посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики,
- повышение педагогической компетенции родителей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_art.gimnastika.docx | 25.19 КБ |
proekt_skazka_o_veselom_yazychke.pptx | 119.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей.
Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается, к этой категории относятся и дети с задержкой психического развития.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.
Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста, в том числе и у дошкольников с ОВЗ.
Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и др, одним из них является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения, это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.
Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой.
Дети с интересом пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с логопедом артикуляционные упражнения, у дошкольников развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.
Исходя из следующего, была выделена педагогическая проблема: сегодня учитель-логопед в условиях, когда дошкольное образование стало первой образовательной ступенью, в процессе коррекционной работы решает максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи. Педагогу необходимо найти оптимальные формы работы с детьми и родителями, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с ограниченными возможностями здоровья был разработан проект «Мой веселый язычок».
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
*ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья,
*аномалиями и нарушениями в строении артикуляционного аппарата,
* необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе * отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Проблема: Недостаточная подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, нарушение точности, силы и дифференцированности движений этих органов, вследствие этого нарушено звукопроизношения, речевое дыхания, фонематический слух.
Проект: Артикуляционная гимнастика.
Место проведения: МБДОУ центр развития ребенка –детский сад №32
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели группы.
Учитель-логопед: Антонова Ольга Николаевна
Воспитатель: Федотова Т.Ю.
Характеристика группы: в группе 12 человек.
Проект является долгосрочным и рассчитан на 2 года.
Проблема: Недостаточная подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, нарушение точности, силы и дифференцированности движений этих органов, вследствие этого нарушено звукопроизношения, речевое дыхания, фонематический слух.
Цель проекта:
-создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей , посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики,
- повышение педагогической компетенции родителей дошкольников.
Реализация данной цели предполагает решение таких ЗАДАЧ, как:
1.Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата детей с ОВЗ.
2.Познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;
3.Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата, объяснить, для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику;
4.Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях, познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;
*Обучать родителей способам эффективного взаимодействия с детьми имеющими речевые проблемы и методами закрепления навыков у детей.
Задачи учителя - логопеда:
- подготовить методический материал для просвещения родителей и педагогов о методике проведения артикуляционной гимнастики;
- продемонстрировать способы и приемы проведения упражнений артикуляционной гимнастики.
- показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата детей с ОВЗ и обучать способам эффективного взаимодействия с детьми имеющими речевые проблемы и методам закрепления навыков у детей.
Задачи педагогов:
- совместно с учителем – логопедом разработать картотеку артикуляционных упражнений по лексическим темам.1
- формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность выполнения движений и удержания артикуляционной позы максимальное время;
- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать к активности, самостоятельности, инициативности;
- способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.
- познакомить родителей с приемами работы по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;
Задачи родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения артикуляционной гимнастики.
- знать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику;
- отработать навыки развития мышц артикуляционного аппарата в игровой форме в домашних условиях и правила проведения артикуляционной гимнастики;
-сочинить сказку о веселом язычке.
Гипотеза: качественное и регулярное использование упражнений артикуляционной гимнастики педагогами в процессе ООД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
Ожидаемый результат:
1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.
Средства достижения поставленных задач:
- использование упражнений артикуляционной гимнастики в процессе ООД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;
- информационные листы для родителей;
- анализ методической литературы по данной теме
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
Подготовка дидактических пособий и презентаций.
2 этап: основной.
Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.
I. Работа с воспитателями.
1. Беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендации по ее выполнению и проведению.
Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми.
2. Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств воздействия: «Веселые истории для артикуляционной гимнастики»; сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка (использование игрушки – пес Барбос);
3.Внедрение в практику новых технологий – «Артикуляционная гимнастика и компьютер»
Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения.
II. Работа с родителями.
1. Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;
Цель: профилактика речевых нарушений.
2. Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;
Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений.
3. Практикум по освоению навыков проведения артикуляционной гимнастики со своими детьми;
Цель: закрепление умений в использовании практических приемов и средств для проведения артикуляционной гимнастики.
III этап: заключительный.
Задания родителям и детям – сочинение своих сказок про весёлого Язычка с использованием любимых артикуляционных упражнений;
Цель: совершенствование навыков связной речи, укрепление сотрудничества с родителями средствами совместного творчества.
В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Чтобы добиться этого педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой. Родители должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния артикуляционного аппарата на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в развитии мышц артикуляционного аппарата, коррекции и профилактики развития речи).
В процессе работы использовались следующие методы:
-словесный (индивидуальные беседы, консультации);
-практический (проведение семинаров-практикумов);
-наглядный (подборка материала, показ презентаций, памятки для родителей)
Материально-техническое обеспечение: компьютер, игрушка пес «Барбос», зеркала, стихотворные тексты, краски, ватман.
Ответствен ные | Социализация | Познание | Художественное творчество |
Учитель-логопед Антонова О.Н. | совместно с воспитателем разработать картотеку артикуляционных упражнений по лексическим темам. | Знакомство с органами артикуляции и артикуляционной гимнастикой. Проведение контрольного занятия | Рисование иллюстраций к сказке о веселом язычке |
Воспитатель Федотова Т.Ю. | Рассказывание сказки о веселом язычке | Утреннее выполнение артикуляционной гимнастики | Выполнение артикуляционной гимнастики на прогулке. |
Родители | Повторение артикуляционнх упражнений | Сочинение сказки о веселом язычке. Практикум по освоению навыков проведения артикуляционной гимнастики с детьми | Рисование иллюстраций к сказке о веселом язычке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между : *ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья, *аномалиями и нарушениями в строении артикуляционного аппарата, * необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе * отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Проблема: Недостаточная подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, нарушение точности, силы и дифференцированности движений этих органов, вследствие этого нарушено звукопроизношения, речевое дыхания, фонематический слух. Цель проекта - создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей , посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики
Проект : Артикуляционная гимнастика Место проведения : МБДОУ центр развития ребенка –детский сад №32 Участники проекта : дети группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели группы. Учитель-логопед : Антонова Ольга Николаевна Воспитател ь: Федотова Татьяна Александровна Характеристика группы : в группе 12 человек. Проект является долгосрочным и рассчитан на 2 года.
Этапы проекта: Выявление проблемы. Организация совместной работы детей и педагогов над проектом. Практическая деятельность по решению проекта. Презентация.
Ожидаемый результат : 1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей; 2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей; 3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.
Практическая реализация проекта Проведение артикуляционной гимнастики. Знакомство с артикуляционными упражнениями, подготовка речедвигательного аппарата .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».
Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта: «Сказка о веселом язычке»....
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...
Проект«Сказки о Веселом Язычке»
Разработан проект, среднесрочный, для детей старшего дошольного возраста. С последующей разработкой презентаций - сказок для артикуляционной гимнастики....
ПРОЕКТ "Сказка о веселом язычке"
проект...
Проект "Сказка о веселом язычке"
Веселый язычок...
Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»
Состав участников проекта:дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. Проблемная ситуация:проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам ...
Проект "Сказка о веселом язычке"
Для того, чтобы дети от раза к разу с охотой выполняли артикуляционную гимнастику, предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для детей форме сказки " О Веселом Язычке"....