Проект "Сказка о веселом язычке"
методическая разработка по логопедии

Веселый язычок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_o_veselom_yazychke.docx517.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»

Цель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Сроки проведения: 19.03.2018-23.03.2018

Дата

Мероприятия

Участники, ответственные

19 марта

Беседа «О веселом язычке» (рабочая тетрадь Новоторцева Н.В.)

У: группа № 7

О: учителя-логопеды

Кукольный театр «Домик для язычка»

У: группа № 5

О: учителя-логопеды

20 марта

Статические упражнения для языка (рабочая тетрадь Новоторцева Н.В.)

У: группа № 10

О: учителя-логопеды

Кукольный театр «Язычок делает ремонт»

У: группа № 8

О: учителя-логопеды

21 марта

Динамические упражнения для языка (рабочая тетрадь Новоторцева Н.В.)

У: группа № 1

О: учителя-логопеды

Кукольный театр «Язычок делает покупки»

У: группа № 3

О: учителя-логопеды

22 марта

Упражнения для губ (рабочая тетрадь Новоторцева Н.В.)

У: группа № 6

О: учителя-логопеды

Кукольный театр «Сказка о веселом язычке»

У: группа № 2

О: учителя-логопеды

23 марта

Комплекс упражнения для формирования свистящих звуков (рабочая тетрадь Новоторцева Н.В.)

У: группа № 4

О: учителя-логопеды

Кукольный театр «Язычок собирает грибы»

У: группа № 9

О: учителя-логопеды

Предварительная работа:

  1. Подобрать комплекс артикуляционных гимнастик: для языка, губ, свистящих звуков.
  2. Подготовить атрибуты к сказкам.
  3. Изготовить экран (рот) для показа сказок.
  4. Подготовить куклу-язык к сказкам.
  5. Подготовить демонстрационный материал.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

 Е.Н.: Чтобы ротик был в порядке, приглашаю на зарядку и не ручки, не животик, а болтливый шустрый ротик. К ширме все мы подойдем. Все готовы?

Дети: Да

Е.Н.: Да? Начнем! Проходите на стульчики.

…..Живет веселый язычок, ох и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка.

Ребенок: Я веселый язычок

                Повернулся на бочок,

                Посмотрю я вправо, влево, вправо, влево.

                Посмотрю я вверх, вниз, вверх, вниз.

Е.Н.: Приоткрыл язык окно, а на улице тепло, язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся, а потом пошел гулять, на крылечко загорать.

Ребенок: На качелях я качаюсь

                Вверх, вниз, вверх, вниз

               Снова вверх я поднимаюсь,

                Снова вниз я опускаюсь.

Е.Н.: Язычку нужно почистить зубки.

Ребенок: Рот откройте, улыбнитесь, ну ка зубки покажите,

               Чистим верхние и нижние,

               Чисти верхние и нижние

              Ведь они у нас не лишние.

Е.Н. Язычок взглянул в окно, который час, пора готовится к завтраку.

Ребенок: Тик-так, тик-так,

               Ходят часики вот так,

                Влево тик,

               Вправо так,

              Ходят часики вот так.

Е.Н. Язычок привел себя в порядок и стал завтракать.

Ребенок: Я хочу напиться чаю

            Чашку я пододвигаю.

Е.Н. Посмотрел язычок в зеркало и видит все губы он выпачкал в вареньем.

Ребенок: Ох и вкусное варенье

               Уж осталось на губах.

               Язычок я подниму

             И варенье оближу.

Е.Н. Пора на прогулку, вышел язычок на крыльцо и видит стоит его любимая лошадка.

Ребенок: Скачет белая лошадка

               По дорожке ровной, гладкой

              Цок, цок, цок, цок,

              Стучат копытца

            Далеко лошадка мчится.  

Е.Н. Солнце за горой, язычок пошел домой, дверь он запер на замок, лег в кроватку, прошептал.

Ребенок: Спят усталые игрушки, книжки спят, одеяла и подушки ждут ребят.

Е.Н. И наши язычки спят. Проснулись наши язычки, а тут и сказочке конец, а кто слушал, МОЛОДЕЦ. Ребята вам понравилась сказка?

Дети: Да!!!

Е.Н. Скажите пожалуйста, о ком была сказка?

Дети: о язычке.

Е.Н. О веселом язычке. Давайте скажем нашему язычку, ДО СВИДАНИЯ. Язычком скажем

Дети: выполняют упр. «Качели».

         

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

 Ведущий: Чтобы ротик был в порядке, приглашаю на зарядку и не ручки, не животик, а болтливый шустрый ротик. К ширме все мы подойдем. Все готовы?

Дети: Да

Е.Н.: Да? Начнем! Проходите на стульчики.

….Вот веселый язычок, ох и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка.

Ребенок: Я веселый язычок   Повернулся на бочок,

                Посмотрю я вправо, влево, вправо, влево.

                Посмотрю я вверх, вниз, вверх, вниз.

Ведущий: Приоткрыл язык окно, а на улице тепло, язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся, а потом пошел гулять, на крылечко загорать.

Ребенок: На качелях я качаюсь  Вверх, вниз, вверх, вниз

               Снова вверх я поднимаюсь, Снова вниз я опускаюсь.

Ведущий: Язычку нужно почистить зубки.

Ребенок: Рот откройте, улыбнитесь, ну ка зубки покажите,

               Чистим верхние и нижние,   Чисти верхние и нижние

              Ведь они у нас не лишние.

Ведущий: Язычок взглянул в окно, который час, пора готовится к завтраку.

Ребенок: Тик-так, тик-так,   Ходят часики вот так,

                Влево тик,   Вправо так,  Ходят часики вот так.

Ведущий: Язычок привел себя в порядок и стал завтракать.

Ребенок: Я хочу напиться чаю Чашку я пододвигаю.

Ведущий: Посмотрел язычок в зеркало и видит все губы он выпачкал в вареньем.

Ребенок: Ох и вкусное варенье Уж осталось на губах.

               Язычок я подниму   И варенье оближу.

Ведущий: Пора на прогулку, вышел язычок на крыльцо и видит стоит его любимая лошадка.

Ребенок: Скачет белая лошадка  По дорожке ровной, гладкой

              Цок, цок, цок, цок,  Стучат копытца

            Далеко лошадка мчится.   

Ведущий: Солнце за горой, язычок пошел домой, дверь он запер на замок, лег в кроватку, прошептал.

Ребенок: Спят усталые игрушки, книжки спят, одеяла и подушки ждут ребят……..

Ведущий: И наши язычки спят. Проснулись наши язычки, а тут и сказочке конец, а кто слушал, МОЛОДЕЦ. Ребята вам понравилась сказка?

Дети: Да!!!

Ведущий: Скажите пожалуйста, о ком была сказка?

Дети: о язычке.

Ведущий: О веселом язычке. Давайте скажем нашему язычку, ДО СВИДАНИЯ. Язычком скажем

Дети: выполняют упр. «Качели».

     

 

Статические упражнения для языка.

«Птенчики».  Рот  широко  открыт,  

                          язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык

                         лежит  на  нижней губе.

«Чашечка».    Рот широко открыт. Передний и боковые

                          края широкого языка подняты,

                         но не касаются  зубов.

 «Иголочка», «Стрелочка», «Жало». Рот открыт.

                     Узкий напряженный язык  выдвинут  вперед.

 «Горка», «Киска сердится». Рот открыт.

                          Кончик языка упирается в нижние резцы,

                          спинка языка понята вверх.

«Трубочка».   Рот открыт. Боковые края языка

                         загнуты вверх.

«Грибок».      Рот открыт. Язык присосать к небу.

                      Упражнения  для   губ.

«Улыбка».     Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик».   Верхние и нижние зубы обнажены.

                         Губы  растянуты в улыбке.

«Трубочка».   Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок».     Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«Бублик», «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены  и

                      чуть  вытянуты    вперед.

                       Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик», «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».

                      Чередование положений губ.

«Кролик».    Зубы сомкнуты. Верхняя губа

                       приподнята и обнажает верхние резцы.

Домик для язычка

Жил- был  Веселый Язычок в своем домике. Догадайся,

 что это за домик?

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то  открываются, то закрываются. Вот так /рот закрыт,

 открыт/. Непоседливый Язычок не сидит на месте.

 Он часто выбегает из домика /высунуть язык/. 

Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на

крылечке /язык «лопаткой» на нижней губе/. 

Подул легкий ветерок. Язычок поежился

/язык «стрелочкой»/, спрятался в домик и

 закрыл за собой дверь /язычок убрать, рот закрыть/.

 А на дворе солнце спряталось за тучки и

забарабанил по крыше дождь

/языком стучим в зубы, произносим «д-д-д»/.

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком.

Он лакал  молочко /водим языком по верхней губе

сверху вниз, рот открыт/, потом котенок облизнулся

 /облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево,

 слева направо/ и сладко зевнул  /рот  широко  открыт/.

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так»

/рот открыт, губы в улыбке, кончик языка дотрагивается до уголков рта/. Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.


Язычок делает ремонт

Из-за постоянной сырости в доме Язычку часто приходилось делать ремонт.

Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь-губы, затем вторую-зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны («Чистим зубы»).

Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-небо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку («Маляр»).

Выполнив эту работу, Язычок приступил к оклейке стен-щек обоями. Делал он очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой (Движения языка сверху-вниз по внутренней стороне обеих щек).

Починил Язычок и двери-зубы («Заборчик»).

После ремонта Язычок помыл полы («Чистим зубы»).

Дом Язычка наполнился свежестью, чистотой и светлой энергией.


Динамические упражнения для языка.

«Часики», «Маятник».  Рот приоткрыт.

                 Губы растянуты в улыбку.

                 Кончиком узкого языка попеременно

                тянуться под счет педагога к уголкам  рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык

                  сильно   выдвинуть вперед и убрать

                   вглубь  рта.

«Футбол», «Спрячь конфетку». Рот закрыт.

                  Напряженным языком упереться изнутри

                  то в одну, то в другую  щеку.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком

                   тянуться  к носу и подбородку,

                   либо к верхним и нижним резцам.

«Почистить зубы». Рот  закрыт. Круговым движением

                   языка обвести между губами и зубами.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается

                      в нижние резцы, боковые края прижаты

                      к верхним корневым зубам.

                      Широкий язык «выкатывается» вперед

                      и убирается  вглубь  рта.

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком

                       Цокать медленно и сильно, тянуть

                       подъязычную  связку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу.

                         Не отрывая языка от неба, сильно  оттягивать

                         вниз нижнюю челюсть.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка,

                  как кисточкой, ведем от верхних резцов

                  до мягкого неба.

  «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком    

                   облизать верхнюю губу  и убрать язык    

                    вглубь  рта.

«Оближем губки». Рот приоткрыт.

                      Облизать сначала верхнюю,

                      затем нижнюю  губу по кругу.

/упр. «Лопаточка»/.

Чок - чок, Чок - чок,

Я Веселый Язычок.

Побегу сейчас гулять,

На крылечке загорать.

/Упр. «Стрелочка»/.

Хватит спать, дружок, вставай,

Не ленись и не зевай,

Поскорее просыпайся,

За работу принимайся.

/упр. «Горка»/

Чок - чок, чок  – чок,

Я Веселый Язычок.

Сделал я уборку,

А теперь – на горку!

/упр. «Часики»./

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

На часы взглянул – идут:

Тик - так, тик-так!

/упр. «Маляр»./

В руки кисточку возьми,

Потолочек побели.

\упр. «Вкусное варенье»./

С горки покатался

И проголодался.

Язычок делает покупки

Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому, прежде всего он решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону. (Движения языка из одного уголка рта в другой, рот открыт - упражнение “Часики”.)

У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в нескольких местах касается округлённых губ, указывая расположение цифр на циферблате).

Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: “Тик-так, тик-так!”, а каждый час били: “Бом-бом-бом!” (Дети повторяют.)

Ещё Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий язычок в форме чашечки поднимается к верхним зубам, губы остаются неподвижными - упражнение “Чашечка”.) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щёк.)

Язычок купил также сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил. (Сделать язык широким и плоским, как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт, губы не напряжены - упражнение “Блинчик”.)

Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (Широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз 5-10 раз; рот открыт - упражнение “Вкусное варенье”.) 


Язычок собирает грибы

Закончилось солнечное лето, и наступила осень. Осенние дожди позаботились о том, чтобы в лесу появилось много грибов. Язычок очень любит собирать грибы, поэтому он взял самое большое лукошко, которое было у него в домике (дети выгибают язык в виде чашечки), и пошёл в лес за грибами.

Осенью в лесу красиво – деревья одеваются в яркие одежды, только ели и сосны стоят по-прежнему зелёные. В овражке заметил язычок маленький ручеёк (дети упирают кончик языка в нижние передние резцы, пускают по спинке языка холодную струйку воздуха). Язычок подбежал к ручейку поближе и подставил ладошку, чтобы проверить, какая вода в ручейке (дети приставляют открытую ладошку к подбородку). Она оказалась холодной (взрослый тоже проверяет правильность выполнения упражнения).

Язычок ходил по лесу, любовался красотой деревьев, пока не вышел на усыпанную грибами поляну. Увидев сколько на поляне грибов, он улыбнулся и начал их собирать в своё лукошко грибок за грибком (дети поднимают кончик языка к верхнему нёбу, формируя шляпку гриба). Радости Язычка не было предела, он перебегал от гриба к грибу и приговаривал: «Вот рыжик, а вот белый, вот сыроежка, а вод маслёнок» (взрослый переходит от ребёнка к ребёнку, проверяя правильность выполнения упражнения). Язычок набрал полную корзину грибов и довольный вернулся в свой домик.


Упражнения для свистящих звуков.

Все упражнения повторяются по несколько раз.

  1.  «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».  логопедические занятия непослушный язык

  1. «Покусывание языка»

Губы улыбаются, зубы видны: осторожно покусывать кончик языка.накажем непослушный язычок

  1. «Расчёска»

Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза.__14324

  1. «Блинчик»__64059

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удержать.            

  1. «Сухарики»D:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\sukhari.jpg

Небольшой по размеру сухарик положить на поверхности стола. Ребенок должен занимать такую позу, что бы рот ребенка находился на уровне сухарика. Языком ребенок должен перекатывать сухарик из стороны в сторону, вперед назад.

  1. «Оближи блюдце»

Намажьте на блюдце полоску из варенья и предложите ребенку облизать его.D:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\mikasa_city_lights_saucer_only_P0000197042S0002T2.jpgD:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\CoolClips_vc035449.jpg

  1. «Оближи ложку» 

Окуните ложку в варенье и предложите ребенку облизать ее.D:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\CoolClips_vc035449.jpgD:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\04701001.jpg

   

  1.  «Почистим зубки»

 «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна. C:\Users\Ира\Desktop\i (1).jpg

  1. «Катушка»

Кончик языка зацепить за нижние зубы и середину языка выкатить вперед.C:\Users\Ира\Desktop\Безымянный.pngC:\Users\Ира\Desktop\i (2).jpg

 

  1.  «Горка»
    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

  1.  «Посчитаем зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Ребенок кончиком языка поочередно упирается до внутренней стороны зубов, а взрослый считает.

  1. «Положи язычок  в кроватку»

  Рот открыть, широкий язык положить вниз, кончиком языка соприкасаться с нижними зубами. Боковые края языка прижать к нижним боковым коренным зубам…MC900215177[1]

  1.  «Бантик»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка зацепить за нижние зубы, широкий язык выкатить вперёд, боковые края языка зажать между  зубами, в центре языка образуется желобок, по которому должен проходить воздух.

  1. «И-И-И»D:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\4332.gif

Язык упирается в нижние зубы. Беззвучно произнеси звук [И] с закрытыми глазами.

  1. «Бабочка»

Ребенку предлагается приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и дуть на бумажную бабочку.

  1. «Подуй на язычок»

Приоткрыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. приподнять края языка, и подуть на язычок.http://cs9929.vk.com/u152522627/-3/m_94ee8a99.jpg

  1.  «Футбол»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.C:\Users\Ира\Desktop\Безымянный.png

  1. «Подуй в пузырёк»C:\Users\Ира\Desktop\3591e27b7d76.jpg

Язык высунуть, приложить к горлышку пузырька и подуть.

  1. «Буря в стакане»буря в стакане

Язык высунуть, посередине языка положить соломинку для коктейля, конец которой опустить в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила.

  1. «Заборчик»C:\Users\Ира\Desktop\i.jpg

Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

  1. «Заборчик-окошко»заборчик

MC900352282[1]окошкоРебёнок должен улыбнуться, показать верхние и нижние зубы затем широко открыть рот,повторять 5 раз.

  1. «Чайник»

                                       Посвисти долго и красиво как чайник – «с-с-с-с».D:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\stock-vector-drawing-of-the-teapot-kettle-on-white-background-vector-illustration-53904706.jpg

        


0-mEWcUt_nA.jpgQ265uEeCWLs.jpg

Подготовили учителя-логопеды: Хомутская Елена Николаевна

Жежу Валентина Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Авторизированная программа кружка "Веселый язычок" с элементами театральной культуры

Программа кружка "Веселый язычок" рассчитана на 2 года обучения для детей 5–6 лет и 6–7 лет  в условиях дошкольного образовательного учреждения. К программе прилагаются календарно-тематическое пл...

Сказочные истории из жизни Веселого Язычка

Практический материал для работы над звуковой культурой речи....

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"

Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

В данном пособии находится практический материал из опыта работы для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков...

Сказка о веселом язычке.

Гимнастика для язычка ...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...