Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кутузова Валентина Владимировна

Состав участников проекта:дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Проблемная ситуация:проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_vesyolom_yazychke_22.docx770.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»

 

Логопедический проект

«Сказка о Веселом Язычке»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1191/000a4ac0-2082dfe3/640/img0.jpg

 

Учитель-логопед: Кутузова В.В.

I квалификационная категория

 

Озерск, 2019 г.

Пояснительная записка.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника. 
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. 
Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. 
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса. 
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.

Во-вторых, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе. 
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 
Задачи проекта:

Развивающие:

- развивать речевую деятельность;

- развивать фантазию, воображение;

Воспитательные:

- вызвать желание творить и приносить радость другим

- вызвать желание у детей и родителей участвовать в проекте.
Обучающие:

- формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения

- формировать понятие «Артикуляция», выделить  характерные особенности правильного произнесениязвуков
- создать условия для знакомства детей с органами артикуляции

Коррекционные:

- вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.

Предполагаемый результат:

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 
Вид проекта:Информационно-практико-ориентированный, коллективный 

Тип проекта: краткосрочный

Состав участников проекта:дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Проблемная ситуация:проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Продукты проекта:

книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).

Предметно-пространственная развивающая среда: в группе, в кабинете учителя-логопеда: наглядные пособия.

Средства и оборудование:

Технические:  ноутбук.

Методические: наглядные пособия(профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям,подборкасказок о «Весёлом язычке».

Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь,  кисточки.  

Используемая литература:

  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 
    Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика», СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 1999-64с.;
  2. Буйко В. «Чудо – обучайка», Екатеринбург, Издательский  дом «Литур»,2006г
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 
    Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 
  5. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. «Развитие психо-физиологической  базы речи у  детей  дошкольного возраста с нарушениями в развитии», СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012-112с.;
  6. Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи»», СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004-64с.;
  7. Нищева Н.В. «веселая артикуляционная гимнастика» », СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2017-32с.;
  8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 
  9. Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии», - Екатеринбург, издательство «Литур»,1999 г. ,- 208с.

Этапы проекта «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет с нарушением речи

Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап. Поисковый.

Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей.

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Принимают задачу.

2 этап. Аналитический.

Сбор информации:

- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- привлечение родителей к работе над проектом;

- подборка консультаций по теме проекта.

Планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, разучивать стихи, песни, танцы, договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал.

3 этап. Практический.

Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение).

- провести занятие по рисованию;

- разучить комплексы артикуляционных упражнений;

- придумать сказку о Веселом Язычке;

- создать условие для практического применения полученных знаний.

Рисуют Весёлого язычка;

Разучивают артикуляционные упражнения;

Придумывают сказку о Весёлом язычке

4 этап. Презентационный.

Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» 
Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке 

Выставка коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» 

Перспективный план по проекту «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет занимающихся на логопункте ДОУ

Дни недели

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность взрослого и детей.

Индивидуальная деятельность с детьми.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Понедельник

07.10.19

Знакомство с органами артикуляции

«Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…»

Отгадывание загадок о зубах, губах, языке

Подготовить набор иллюстраций

Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ.

Вторник

08.10.19

Беседа «Артикуляционные уклады звуков» 

Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции

Практическое применение в утренней гимнастке 

Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений

Памятки «Строение артикуляционного аппарата» 

Среда

09.10.19

Разучивание стихов к упражнениям.

индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений

Рисование картинки «Весёлый язычок»

Оформление выставки рисунков

Помощь родителей в рисовании картинок.

Четверг

10.10.19

Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке 

Выполнить упражнения с использованием ярких иллюстраций

Определение места артикуляционной гимнастики в режиме группы

Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. 

Пятница

11.10.19

Чтение сказки о «Весёлом язычке»

Дидактическая игра «Подбери картинку»

Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» 

Повторение придуманной сказки

Итоги проекта.

В октябре 2019 года была проведена работа по исполнению проекта «Сказка о Веселом Язычке» с детьми, которые занимаются на логопункте ДОУ. Вид проекта был представлен, как информационно-практико-ориентированный, коллективный . Продолжительность проекта 1 неделя.

Мы способствовали формированию положительных эмоций, активности в творческой и познавательной деятельности. В течение всего проекта продолжали изучать строение  органов артикуляции. Знакомились  с  различными артикуляционными упражнениями, учили стихи к этим упражнениям. Старалась вызвать у детей эмоциональный отклик. Продолжала активизировать словарный запас, формировать чёткую артикуляцию. Со всеми детьми была проведена индивидуальная работа. Для родителей  были подготовлены и проведен семинар.  

Приложение

Загадки про губы, зубы, язык.

Всегда он в работе,                                     
Когда мы говорим; 
А отдыхаем, 
Когда мы молчим.
Язык

Всегда во рту, 
А не проглотишь.

Если б не было его, 
Не сказал бы ничего.
Язык

Когда мы едим — они работают, 
Когда не едим — они отдыхают. 
Не будем их чистить — 
Они заболят.
Зубы

В хлевце два ряда барашков 
И все беленькие.
Зубы

Костяной порог, 
За ним красный говорок.
Зубы и язык

Маленький, красненький, 
А отпустишь его — заболтает.
Язык

32 собаки в пещере сидят, 
Кто зайдёт — того съедят.
Зубы

Красный зверь 
За белой стеной, 
Что о стену не бьётся — 
Зверю в пасть льётся.
Язык и зубы

Белые камни 
Друг о дружку бьются, 
Что меж ними прошло, 
Превратилось в порошок. 
Зубы

Вокруг проруби сидят белые голуби.
Рот и зубы

Стоят два брата, 
Кафтаны из бархата, 
Красные наряды, 
Живут рядом, 
То сойдутся, 
То разойдутся, 
Жарко обнимутся — 
Крепко подерутся.
Губы

На лице цветёт, 
От радости растёт. 
Улыбка

Беседа «Ознакомление с органами артикуляционного аппарата»

Цель: Познакомить детей с органами артикуляции и со способами ухода за полостью рта. Уточнить знания детей о том, как органы артикуляции помогают правильно произносить  звуки.

Ход.

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков.

«В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями —

Белые звери.

Любят зверушки

 Конфеты и плюшки».

Н.В. Новоторцева

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами).Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к.Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

Сказка о весёлом язычке (изучение строения органов артикуляции)

Проснулся язычок, а вокруг темно и страшно. (рот закрыт). Стал он выход искать : в одну щёку постучал, в другую- не открывается. Ткну ка я посильнее (повторные движения).

Решил язычок поискать выход в другом месте и ткнул верхнюю, а затем нижнюю губу (соответственные движения вверх/вниз). В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его и стали тихонько покусывать.

«Что вы делаете. Почему вы меня кусаете.» А зубки ответили: «Мы сегодня ещё ничего не жевали» и стали жевать язычок сначала с одной стороны, потом с другой: и справой, и с левой. Он оказался невкусным.

Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать. И язычок притих. Вдруг зубки разомкнулись, и язычок увидел узенькую полоску света. Он протиснулся вперёд, но тут что-то стало его тихонько пошлёпывать вверху и внизу. Это были губы. Устал язычок и вернулся обратно в свой домик.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03d2/00048429-3104f5c5/hello_html_cbfc1d.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/012d/000014b4-f6cfca03/img3.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0561/000b5000-52289c40/img11.jpg

http://govorysha.ucoz.net/_si/0/09707195.jpg

H:\2019-10-02\Изображение.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Логотренинг «Мой веселый язычок»

Проект «Логотренинг «Мой веселый язычок» призван вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этап...

Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».

Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта:  «Сказка о веселом язычке»....

Проект«Сказки о Веселом Язычке»

Разработан проект, среднесрочный, для детей старшего дошольного возраста. С последующей разработкой презентаций - сказок для артикуляционной гимнастики....

Проект "Сказка о веселом язычке"

Для того, чтобы дети от раза к разу с охотой выполняли артикуляционную гимнастику, предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для детей форме сказки " О Веселом Язычке"....

Проект " Сказка о веселом язычке"

Цель проекта:-создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей , посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики,- повышение педагогической к...