Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Состав участников проекта:дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Проблемная ситуация:проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_vesyolom_yazychke_22.docx | 770.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»
Логопедический проект
«Сказка о Веселом Язычке»
Учитель-логопед: Кутузова В.В.
I квалификационная категория
Озерск, 2019 г.
Пояснительная записка.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.
Во-вторых, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта:
Развивающие:
- развивать речевую деятельность;
- развивать фантазию, воображение;
Воспитательные:
- вызвать желание творить и приносить радость другим
- вызвать желание у детей и родителей участвовать в проекте.
Обучающие:
- формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения
- формировать понятие «Артикуляция», выделить характерные особенности правильного произнесениязвуков
- создать условия для знакомства детей с органами артикуляции
Коррекционные:
- вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.
Предполагаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Вид проекта:Информационно-практико-ориентированный, коллективный
Тип проекта: краткосрочный
Состав участников проекта:дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Проблемная ситуация:проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Продукты проекта:
• книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).
Предметно-пространственная развивающая среда: в группе, в кабинете учителя-логопеда: наглядные пособия.
Средства и оборудование:
Технические: ноутбук.
Методические: наглядные пособия(профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям,подборкасказок о «Весёлом язычке».
Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь, кисточки.
Используемая литература:
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика», СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 1999-64с.; - Буйко В. «Чудо – обучайка», Екатеринбург, Издательский дом «Литур»,2006г
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 - Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. «Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии», СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012-112с.;
- Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи»», СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004-64с.;
- Нищева Н.В. «веселая артикуляционная гимнастика» », СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2017-32с.;
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
- Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии», - Екатеринбург, издательство «Литур»,1999 г. ,- 208с.
Этапы проекта «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет с нарушением речи
Этапы проекта | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 этап. Поисковый. | Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей. Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта. Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. | Принимают задачу. |
2 этап. Аналитический. | Сбор информации: - подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; - изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта; - пополнение предметно-развивающей среды; - привлечение родителей к работе над проектом; - подборка консультаций по теме проекта. | Планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, разучивать стихи, песни, танцы, договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал. |
3 этап. Практический. | Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение). - провести занятие по рисованию; - разучить комплексы артикуляционных упражнений; - придумать сказку о Веселом Язычке; - создать условие для практического применения полученных знаний. | Рисуют Весёлого язычка; Разучивают артикуляционные упражнения; Придумывают сказку о Весёлом язычке |
4 этап. Презентационный. | Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» | Выставка коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» |
Перспективный план по проекту «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет занимающихся на логопункте ДОУ
Дни недели | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей. | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | Взаимодействие с родителями. | ||
Совместная деятельность взрослого и детей. | Индивидуальная деятельность с детьми. | Образовательная деятельность в режимных моментах. | |||
Понедельник 07.10.19 | Знакомство с органами артикуляции | «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» | Отгадывание загадок о зубах, губах, языке | Подготовить набор иллюстраций | Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ. |
Вторник 08.10.19 | Беседа «Артикуляционные уклады звуков» | Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции | Практическое применение в утренней гимнастке | Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений | Памятки «Строение артикуляционного аппарата» |
Среда 09.10.19 | Разучивание стихов к упражнениям. | индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений | Рисование картинки «Весёлый язычок» | Оформление выставки рисунков | Помощь родителей в рисовании картинок. |
Четверг 10.10.19 | Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке | Выполнить упражнения с использованием ярких иллюстраций | Определение места артикуляционной гимнастики в режиме группы | Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. | |
Пятница 11.10.19 | Чтение сказки о «Весёлом язычке» | Дидактическая игра «Подбери картинку» | Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» | Повторение придуманной сказки |
Итоги проекта.
В октябре 2019 года была проведена работа по исполнению проекта «Сказка о Веселом Язычке» с детьми, которые занимаются на логопункте ДОУ. Вид проекта был представлен, как информационно-практико-ориентированный, коллективный . Продолжительность проекта 1 неделя.
Мы способствовали формированию положительных эмоций, активности в творческой и познавательной деятельности. В течение всего проекта продолжали изучать строение органов артикуляции. Знакомились с различными артикуляционными упражнениями, учили стихи к этим упражнениям. Старалась вызвать у детей эмоциональный отклик. Продолжала активизировать словарный запас, формировать чёткую артикуляцию. Со всеми детьми была проведена индивидуальная работа. Для родителей были подготовлены и проведен семинар.
Приложение
Загадки про губы, зубы, язык.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим;
А отдыхаем,
Когда мы молчим.
Язык
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Язык
Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят.
Зубы
В хлевце два ряда барашков
И все беленькие.
Зубы
Костяной порог,
За ним красный говорок.
Зубы и язык
Маленький, красненький,
А отпустишь его — заболтает.
Язык
32 собаки в пещере сидят,
Кто зайдёт — того съедят.
Зубы
Красный зверь
За белой стеной,
Что о стену не бьётся —
Зверю в пасть льётся.
Язык и зубы
Белые камни
Друг о дружку бьются,
Что меж ними прошло,
Превратилось в порошок.
Зубы
Вокруг проруби сидят белые голуби.
Рот и зубы
Стоят два брата,
Кафтаны из бархата,
Красные наряды,
Живут рядом,
То сойдутся,
То разойдутся,
Жарко обнимутся —
Крепко подерутся.
Губы
На лице цветёт,
От радости растёт.
Улыбка
Беседа «Ознакомление с органами артикуляционного аппарата»
Цель: Познакомить детей с органами артикуляции и со способами ухода за полостью рта. Уточнить знания детей о том, как органы артикуляции помогают правильно произносить звуки.
Ход.
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков.
«В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями —
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки».
Н.В. Новоторцева
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами).Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к.Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
Сказка о весёлом язычке (изучение строения органов артикуляции)
Проснулся язычок, а вокруг темно и страшно. (рот закрыт). Стал он выход искать : в одну щёку постучал, в другую- не открывается. Ткну ка я посильнее (повторные движения).
Решил язычок поискать выход в другом месте и ткнул верхнюю, а затем нижнюю губу (соответственные движения вверх/вниз). В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его и стали тихонько покусывать.
«Что вы делаете. Почему вы меня кусаете.» А зубки ответили: «Мы сегодня ещё ничего не жевали» и стали жевать язычок сначала с одной стороны, потом с другой: и справой, и с левой. Он оказался невкусным.
Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать. И язычок притих. Вдруг зубки разомкнулись, и язычок увидел узенькую полоску света. Он протиснулся вперёд, но тут что-то стало его тихонько пошлёпывать вверху и внизу. Это были губы. Устал язычок и вернулся обратно в свой домик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Логотренинг «Мой веселый язычок»
Проект «Логотренинг «Мой веселый язычок» призван вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этап...
Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».
Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта: «Сказка о веселом язычке»....
Проект«Сказки о Веселом Язычке»
Разработан проект, среднесрочный, для детей старшего дошольного возраста. С последующей разработкой презентаций - сказок для артикуляционной гимнастики....
ПРОЕКТ "Сказка о веселом язычке"
проект...
Проект "Сказка о веселом язычке"
Веселый язычок...
Проект "Сказка о веселом язычке"
Для того, чтобы дети от раза к разу с охотой выполняли артикуляционную гимнастику, предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для детей форме сказки " О Веселом Язычке"....
Проект " Сказка о веселом язычке"
Цель проекта:-создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей , посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики,- повышение педагогической к...