"Звуковая культура речи.В гостях у звуков Л - Ль"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
В гостях у звуков Л - Ль
На занятии присутствовали дети старшей группы, посещающие логогруппу, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуками [Л],[Ль].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi._v_gostyah_u_zvukov_l_-_l.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Звуковая культура речи. В гостях у звуков Л - Ль».
Цель: Создать условия для правильного произношения звуков «Л» - «Ль».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произнесении звуков в словах и предложениях.
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.
- способствовать обогащению словарного запаса;
- учить подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
- развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- координировать речь с движением;
- зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух.
Воспитательные:
- формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Цели: формирование мотивации к участию в занятии, развитие симпатии. (Звучит музыка)
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Все друг другу улыбнулись
Прямо к знаньям потянулись.
2. Основная часть.
Цель: создание условий для правильного произношения звуков «Л» - «Ль»
– А скажите мне, пожалуйста, для чего вы ходите в детский сад? (ответы детей)
- А в этот кабинет для чего ходите? (для того, чтобы научиться говорить красиво и правильно)
- А что нам помогает говорить? Язычок, а где он живет? Так давайте сделаем гимнастику для нашего язычка.
Артикуляционная гимнастика.
Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту :
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).
Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).
На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).
Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)
Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).
Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).
Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).
- Наш язычок размялся.
3. А вы любите книжки читать, а какими они бывают? ( Со сказками, познавательные, с картинками) Я предлагаю вам сделать книжку – помощницу. А о каком звуке вы должны отгадать, определив первый звук в отгадке.
Что в коробочку не запрешь?
(Луч солнца)
Кто входит в окно
И не ломает его?
(Солнечные лучи)
Давайте приступим. У каждой книжке есть обложка, на обложке нужно показать, какие звуки в ней живут.
А звуки «Л» - «Ль» на что походят, как летит большой самолет Л-Л-Л-Л-Л и маленький самолетик Ль-Ль-Ль-Ль.
Согласны, значит мы, что наклеим - символ звука.
А звуки у нас какие: согласные , звонкие, твердый Л и мягкий Ль.
Молодцы, пора сделать другую страничку.
4. Чистоговорки.
Для отработки навыка произнесения звуков
– Посмотрите, страничка пустая. А живут на ней - чистоговорки, повторите и закончите при помощи картинок, хорошо проговаривайте слова с нужным нам звуком.
5. Упражнение на определение наличия заданного звука в слове.
- Ребята, а что это в конверте, картинки. На этих картинках изображены слова в названиях, которых слышим звуки нам необходимые. Смотрите внимательно, работайте в паре, кто же больше найдет и назовет?
6. Физминутка.
- Динамическая пауза «Сладкая конфета»
Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Клава ловко лук полола
Мыла пол, а полки Лола,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Света
Ела сладкие конфеты.
Затем предлагаю вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».
7. Упражнение. «Определение местоположения звука в словах»
- Схемы, а что же они обозначают? Да, вы должны подобрать слова к этим схемам (звук в начале, середине и конце слова).
8. Скороговорки. Для вырабатывания правильного произношения звуков.
- Смотрите, еще одна пустая страничка.
В ней живут скороговорки, старайтесь проговорить, правильно.
9. Пальчиковая гимнастика
Наши пальчики гуляли
Вдруг легли они, устали.
Повертелись, покрутились
Снова в путь они пустились
Топали, топали
Хлопали, хлопали
Обнимались, миловались
А в конце пути расстались
Завтра встретимся опять
Будем снова мы гулять!
10. Дифференциация звуков «Л» – «Ль».
«Платочки!»
-Какие вы молодцы, у нас получилась книжка-помощница. Мы будем приходить в кабинет, и пользоваться ей. Но мы будем еще ее дополнять страничками с разными заданиями, хорошо.
- Ребята мы лучики собрали, теперь скажите, что вам понравилось, прикрепите лучик. Какое у нас оно получилось – лучистое!
Ребята на прошлом занятии вы сделали «Капитошку», но он у нас без эмоций, предлагаю вам нарисовать, ту эмоцию, которая выразит ваше состояние!
(звучит музыка)
Спасибо, наше занятие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"
Дети средней группы знакомяться со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки иллюстрации....
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"
Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"
Задачи:1. Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.2. Упр...
Конспект НОД по звуковой культуре речи "Введение понятия "согласный звук".
Предлагаю конспект по звуковой культуре речи для детей старшей группы детского сада. Надеюсь данный материал будет интересен и полезен....
Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з , з’»
Программное содержание конспекта: закрепить произношение звука с в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук с...
Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе: «Звук «С» и «Сь».
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей....
Звуковая культура речи. В гостях у звуков Л-Ль
Методическая разработка занятия повторения, обобщения и закрепления звуков Л-ЛЬ.Занятие в игровой форме. Основная цель занятия создание условий для произношения звука Л-ЛЬ....