"Звуковая культура речи.В гостях у звуков Л - Ль"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Щербакова Елена Владиславовна

В гостях у звуков Л - Ль

На занятии присутствовали дети старшей группы, посещающие логогруппу, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуками [Л],[Ль]. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi._v_gostyah_u_zvukov_l_-_l.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Звуковая культура речи. В гостях у звуков Л - Ль».

Цель: Создать условия для  правильного произношения звуков «Л» - «Ль».

 Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

 - упражнять в правильном     произнесении звуков  в словах и предложениях.

 - развивать фонематический слух, навыки  звукового анализа и синтеза.

 - способствовать обогащению словарного запаса;

 - учить подбирать правильно рифмующие слова в предложения;

 - развивать фонематическое восприятие.

 Коррекционно-развивающие:

 - развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

 - координировать речь с движением;

 - зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух.

 Воспитательные:

 - формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях.

 

Ход занятия.

1.  Организационный момент.

Цели: формирование мотивации к участию в занятии, развитие симпатии. (Звучит музыка)

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Все друг другу улыбнулись

Прямо к знаньям потянулись.

2. Основная часть.

Цель: создание условий для правильного произношения звуков  «Л» - «Ль»

– А скажите мне, пожалуйста, для чего вы ходите в детский сад? (ответы детей)

- А в этот кабинет для чего ходите? (для того, чтобы научиться говорить красиво и правильно)

- А что нам помогает говорить? Язычок, а где он живет? Так давайте сделаем гимнастику для нашего язычка.

 Артикуляционная гимнастика.
Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту :

 «Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).
Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).
На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).
Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)
Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).
Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).
Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).

- Наш язычок размялся.

3. А вы любите книжки читать, а какими они бывают? ( Со сказками, познавательные, с картинками) Я предлагаю вам сделать книжку – помощницу. А о каком звуке вы должны отгадать, определив первый звук в отгадке.

Что в коробочку не запрешь?
(Луч солнца)

Кто входит в окно
И не ломает его?
(Солнечные лучи)

Давайте приступим. У каждой книжке есть обложка,  на обложке нужно показать, какие звуки в ней живут.

А звуки «Л» - «Ль» на что походят, как летит большой самолет Л-Л-Л-Л-Л и маленький самолетик Ль-Ль-Ль-Ль.

Согласны, значит мы, что наклеим - символ звука.

А звуки у нас какие: согласные , звонкие, твердый Л и мягкий Ль.

Молодцы, пора сделать другую страничку.

4. Чистоговорки.

Для отработки навыка произнесения звуков 

– Посмотрите, страничка пустая. А  живут на ней - чистоговорки, повторите и закончите при помощи картинок, хорошо проговаривайте слова с нужным нам звуком.

 

5. Упражнение на определение наличия заданного звука в слове.

- Ребята, а что это в конверте, картинки.  На этих картинках изображены слова в названиях, которых слышим звуки нам необходимые. Смотрите внимательно, работайте в паре, кто же больше найдет и  назовет?

6. Физминутка.

-  Динамическая пауза «Сладкая конфета»

Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Клава ловко лук полола

Мыла пол, а полки Лола,

Пыль Володя выбивал,

Гвозди Валя забивал,

Коля весело пилил,

Анатолий вилки мыл,

Ну а маленькая Света

Ела сладкие конфеты.

Затем  предлагаю вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».

7. Упражнение. «Определение местоположения звука в словах»

- Схемы, а что же они обозначают? Да, вы должны подобрать слова к этим схемам (звук в начале, середине и конце слова).

8. Скороговорки. Для вырабатывания правильного произношения звуков.

 - Смотрите, еще одна пустая страничка.

В ней живут скороговорки, старайтесь проговорить, правильно.

9.   Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики гуляли

Вдруг легли они, устали.

Повертелись, покрутились

Снова в путь они пустились

Топали, топали

Хлопали, хлопали

Обнимались, миловались

А в конце пути расстались

Завтра встретимся опять

Будем снова мы гулять!

10. Дифференциация звуков «Л» – «Ль».

  «Платочки!»

-Какие вы молодцы, у нас получилась книжка-помощница.  Мы будем приходить в кабинет, и пользоваться ей. Но мы будем еще  ее дополнять страничками с разными заданиями, хорошо.

- Ребята мы лучики собрали, теперь скажите, что вам понравилось,  прикрепите лучик. Какое у нас оно получилось – лучистое!

 Ребята на прошлом занятии вы сделали «Капитошку», но он у нас без эмоций, предлагаю вам нарисовать, ту эмоцию, которая выразит ваше состояние!

 (звучит музыка)

Спасибо, наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Дети  средней группы знакомяться  со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки   иллюстрации....

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Задачи:1.        Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.2.        Упр...

Конспект НОД по звуковой культуре речи "Введение понятия "согласный звук".

Предлагаю конспект по звуковой культуре речи для детей старшей группы детского сада. Надеюсь данный материал будет интересен и полезен....

Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з , з’»

Программное содержание конспекта: закрепить произношение звука с    в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук   с...

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе: «Звук «С» и «Сь».

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей....

Звуковая культура речи. В гостях у звуков Л-Ль

Методическая разработка занятия повторения, обобщения и закрепления звуков Л-ЛЬ.Занятие в игровой форме. Основная цель занятия создание условий для произношения звука Л-ЛЬ....