Последовательность постановки звуков при дизартрии
учебно-методический материал по логопедии
Последовательность постановки звуков при дизартрии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posledovatelnost_postanovki_zvukov_pri_dizartrii.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Последовательность постановки звуков при дизартрии
Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.
Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:
I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].
При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку.
Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности: [э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции. Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары: [м'-м, н'-н, j, л'-л, р'-р]. После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки: [п'-п, б'-б, т'-т, д'-д, к'-к, г'-г]. Затем уточняют щелевые звуки: [ф'-ф, в'-в]. Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии. Рекомендуется следующий порядок: [с'-с, з'-з, ш-ж, х'-х, щ, ч, ц].
Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:
прежде всего, последовательностью формирования звуков в онтогенезе;
возможностью опираться на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;
— опорой на тактильно-вибрационный контроль. Кроме того, предусматривается постепенный переход от простых артикуляций к более трудным.
Рекомендуемая последовательность коррекции звуков при дизартрии
Гласные: | [э, а, и, ы, о, у] |
Согласные: | [м'-м] |
Сонорные | [н'-н] |
| [j] |
| [л'-л] |
| [Р'-Р] |
Смычно-взрывные | [п'-п] |
| [б'-б] |
| [т'-т] |
| [д'-д] |
| [к'-к] |
| [г'-к] |
Щелевые | [Ф'-ф] |
| [в'-в] |
Переднеязычные | [с'-с] |
| [з'-з] |
| [ш-ж] |
| [х'-х] |
| [щ] |
| Ч |
| [Ц] |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Постановка звука Ш при дизартрии
В процессе обследования речи ребенка каждый логопед сталкивается со смазанной речью, другими словами "каша во рту".Такие дети нуждаются в комплексной помощи (консультация невролога, физиотерапевта,...
Конспект индивидуального логопедического занятия при дизартрии “Постановка звука [С]”.
Конспект индивидуального логопедического занятия при дизартрии “Постановка звука [С]”....
Использование логопедического массажа (самомассажа) при постановке звуков у детей с дизартрией в условиях логопункта
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функциюотстающих систем мозга, но и вовлекают в работублизлежащие мозговые системы...
ЧЕК - ЛИСТ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ [Ш-Ж] ПРИ ДИЗАРТРИИ
В чек-листе описаны основные способы постановки шипящих звуков....