Постановка звука Ш при дизартрии
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В процессе обследования речи ребенка каждый логопед сталкивается со смазанной речью, другими словами "каша во рту".Такие дети нуждаются в комплексной помощи (консультация невролога, физиотерапевта, работа логопеда).Хочу поделиться своим опытом постановки звука Ш при стертой дизартрии у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_postanovka_zvuka_sh_pri_dizartrii.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дизартрия — нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата
В процессе обследования речи детей каждый логопед сталкивается со случаями «смазанной речи», другими словами «каша во рту». Причин можно выделить несколько:
• слабое речевое дыхание
• нечеткая артикуляция
• ускоренная речь
• поверхностное дыхание
• неумение владеть голосом, как инструментом, что делает речь бедной и невыразительной.
Дети со смазанной речью нуждаются в комплексной помощи(консультация невролога, физиотерапевта, работа логопеда :
1) работа над физиологическим и речевым дыханием;
2) работа над голосом;
3) работа над артикуляцией.
4)развитие мелкой и общей моторики.
Вся работа по постановке звуков определяется индивидуальным подходом и во многом зависит от подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.
По мнению Г.В. Чиркиной на I этапе отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] и автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].
При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности: [э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции. На своих индивидуальных занятиях использую игровые приемы «Тяни ниточку», «Чья дорожка длиннее», «Волшебные клубочки», и др. Задача этого этапа — работа над силой, выразительностью, объемным звучанием голоса. Упражнения «Малыш» А-а-а, «Гудит паровоз» Уууу — ууу! «Эхо» Эээ, «Мышонок пищит» Иии «Смех» аха-ха-ха и др.
Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку.
Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары: [м'-м, н'-н, j, л'-л, р'-р].
После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки: [п'-п, б'-б, т'-т, д'-д, к'-к, г'-г].
Затем уточняют щелевые звуки: [ф'-ф, в'-в]. Рекомендуется следующий порядок: [с'-с, з'-з, ш-ж, х'-х, щ, ч, ц]. Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии, как правило носят межзубные , или боковые искажения.
Рассмотрим пример постановки звука Ш при боковом произношении.
Вся коррекционная работа начинается с выработки правильных артикуляционных укладов при выполнении артикуляционной гимнастики.
- Подъем широкого языка – просим ребенка положить язык на верхнюю губу, удержать в указанной позиции, вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз. При этом нужно обращать внимание на тремор. Если наблюдается, прекратить выполнение.
- Далее продолжать работать над верхнем положением языка — удерживать широкий язык за верхними резцами. Обращать внимание на положение боковых краев языка.
- Затем язык заводим несколько назад, вглубь ротовой полости.
Во всех перечисленных выше заданиях необходимо обращать внимание на качество выполнения: удержание положения под заданный счет, количество повторений, состояние мышечного аппарата языка (язык расслабленный, широкий, боковые края активные). Кроме того, нужно проводить упражнения, направленные на выработку плавного переключения языка с одной позиции на другую. Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:
— прежде всего, последовательностью формирования звуков в онтогенезе;
— возможностью опираться на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;
— опорой на тактильно-вибрационный контроль. Кроме того, предусматривается постепенный переход от простых артикуляций к более трудным.
При попытке поставить звук от артикуляционного уклада ребенок возвращается к своему искаженному варианту. Проблемный звук не называем, а просим «пошипеть, как сердитый гусь, как осенний ветер, как змейка» и др. В таких случаях использую логопедические индивидуальные шпатели, или чайную ложку. Несколько приподняв кончик языка , прошу ребенка произнести звук «т» и подуть на язычок точно вперед (воздушную струйку отрабатываю очень тщательно, добиваясь целенаправленности, силы, точности. Помощниками служат игры и пособия для развития воздушной струи «Остуди чай», «Сдуй снежинку», «Подуй на осенние листики», «Воздушный футбол», «Фокус», затем упражнение «Цветок» Поработать над силой и продолжительностью выдоха, постепенно наращивая фразы. АХ! АХ, пахнет! АХ, как пахнет! Ах, как пахнет цветок! Упражнение «Ай, да я!» Похвалиться, подтрунить «Ну и ну».
Далее переходим к закреплению позиции языка и произношения на уровне слогов, продолжая помогать черенком ложки, или шпателем.
Параллельно развиваем фонематический слух: выделяем заданный звук в изолированном виде, на уровне слогов и слов. Использую игры «Поймай звук», «Хлопни, если услышишь звук», «Ушки на макушке» и др. Поняв, что ребенок может удержать язык в нужном положении, прошу произнести его звук «ш» в чистом виде, знакомлю с графическим изображением, составляем букву из палочек, копируем, обводим, штрихуем, выкладываем из пуговиц, шнурков, и мн.др..
Следующим этапом в коррекции произношения — автоматизация звука без использования ложки на уровне слогов и слоговых цепочек. Примеры слогов: открытые, закрытые, со стечением согласных. Повторение слоговых цепочек, содержащие звук «ш», Вся дальнейшая работа не только автоматизация произношения, но и развитие фонематического слуха . Кроме того, целесообразно вести работу над ритмом — проговаривать слоги с выделением интонационно одного из них. Вариант игры «Телеграф»
Автоматизация звука «ш» на уровне слов. Отрабатываем произношение звука в начале слова, в конце, середине слова, при стечении с согласными. Параллельно веду работу над развитием фонематических процессов, навыков слогового и звука-буквенного анализа и синтеза. «Домики слов», «Крышечки» и др.
Когда проблемный звук автоматизирован на уровне слов, перехожу к постановке звука «ж». Дальнейший алгоритм работы над звуком такой же, как и при работе со звуком «ш». Обращаем внимание ребенка на различия произносительных и акустических признаков.
Следует отвести достаточное количество занятий на закрепление произношения на уровне связной речи: предложение, рассказ. Учу детей анализировать предложение : количество слов, наличие предлогов, последовательность слов в предложении , работаю с деформированным текстом и предложением, использую в работе схему предложения, метод «фишек», предлагаю отшагать предложение, или отхлопать. А при делении слов на слоги, использую игровое упражнение «Послушные ладошки».В определении положения заданного звука в слове помогают звуковые домики, звуковые паровозики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия при дизартрии “Постановка звука [С]”.
Конспект индивидуального логопедического занятия при дизартрии “Постановка звука [С]”....
Использование логопедического массажа (самомассажа) при постановке звуков у детей с дизартрией в условиях логопункта
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функциюотстающих систем мозга, но и вовлекают в работублизлежащие мозговые системы...
Последовательность постановки звуков при дизартрии
Последовательность постановки звуков при дизартрии...
ЧЕК - ЛИСТ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ [Ш-Ж] ПРИ ДИЗАРТРИИ
В чек-листе описаны основные способы постановки шипящих звуков....