Использование логопедического массажа (самомассажа) при постановке звуков у детей с дизартрией в условиях логопункта
материал по логопедии

Захарушкина Татьяна Алексеевна

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные

упражнения не только улучшают двигательную функцию

отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу

близлежащие мозговые системы.

М.Е. Хватцев

«Представление, что при любом

двигательном тренинге упражняется

не рука, а мозг, вначале казалось

парадоксальным и лишь с трудом

проникло в сознание педагогов».

Н.А. Бернштейн

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято                                                                                                 Утверждаю

На педагогическом совете                                           Заведующая МДОУ «Детский сад №119»

МБДОУ «Детский сад №119»                                         -------------------------------- Н.В. Конева                                   

Протокол №                                                                     Приказ №

                                                          План работы

                По самообразованию

            На 2021-2022 учебный год

                    Учитель-логопед

                     Захарушкина Т.А.

                                       

                                             Г. Воронеж 2021 г.

Тема: «Использование логопедического массажа (самомассажа) при постановке звуков у детей с дизартрией в условиях логопункта»

                                    Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные

упражнения не только улучшают двигательную функцию

отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу

близлежащие мозговые системы.

М.Е. Хватцев

«Представление, что при любом

двигательном тренинге упражняется

не рука, а мозг, вначале казалось

парадоксальным и лишь с трудом

проникло в сознание педагогов».

Н.А. Бернштейн

С каждым годом количество детей со сложной речевой патологией не уменьшается. Да и спектр речевой патологии становится более разнообразный. На первый план в системе работы учителя-логопеда в детском саду выдвигается коррекция звукопроизношения. Среди разнообразных нарушений речи, у детей дошкольного возраста, одним из наиболее сложных для коррекции является постановка звуков. Традиционные методы звукопостановки эффективны, но хочется более быстрого результата. Логопедический массаж является одним из эффективных методов в комплексной работе по звукопостановке, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

Цель: 

Повысить профессиональную квалификацию по данной теме.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, просмотра семинаров, вебинаров, мастер-классов.
  2.  Пройти курсы обучения в учебном центре Томилиной Светланы    Михайловны на тему «Логопедический и зондовый массаж в коррекции дизартрии» (февраль 2022).
  3. Изучить инновационный метод зондового массажа разработанный доктором педагогических наук Е.В. Новиковой.

Логопедический массаж

Логопедический массаж ~ активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее стертые формы, заикании, а также нарушения голоса

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.

Таким образом логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

План изучения темы на 2021 – 2022 учебный год:

  1. Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения детей (сентябрь 2021, май 2022).
  2. Подобрать наиболее эффективные методы и примеры коррекционно-логопедического воздействия по устранению нарушения индивидуально для каждого ребенка.    
  3. Изучение методической литературы в течении 2021-2022 года
  4. Консультация для родителей «О роли родителей в развитии речи ребенка»
  5. Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала.

Литература для самостоятельного изучения в 2021 – 2022 учебном году:

*     Новикова Е.В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. 

*     Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская «Логопедия»

*    Статьи по данной теме в периодических изданиях (научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», научно-методический журнал «Логопед»).

*      Л.С. Лылова «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» с детьми дошкольного возраста.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Коррекционно-развивающий проект: «Влияние аппаратных методов логопедического массажа на процесс коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией».

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питан...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

«Использование логопедического массажа при коррекции стёртой дизартрии».

В последнее десятилетие значительно выросло количество детей с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. Неврологи все чаще диагностируют дизартрию, у детей с тяжелыми нарушениями речи. В логопедичес...

Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта

Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта "Лесные приключения"...