Методическая разработка "Развитие фонематического восприятия".
методическая разработка по логопедии

Храмченко Инна Александровна

Данное пособие представляет  рекомендации для занятий родителей с детьми, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, определена система поэтапной коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_metod_rekomendatsii_po_fonem._vospriyatiyu.doc555.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения муниципального образования г. Краснодар

«Центр – детский сад № 131»

 

                    Методические рекомендации

для занятий родителей

                                с детьми

 

                                                                     Учитель-логопед:

                                                                 Храмченко И.А.

                             г. Краснодар

      В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать своё произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной речью.

    Часто причиной неправильного произношения звуков является недоразвитие фонематического восприятия, которое выражается в способности различать звуки и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец).  

     Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

    Работу по развитию у детей способности различать звуки нужно начинать с узнавания и различения неречевых звуков (звуков окружающей среды) и развития слухового внимания.

    Предложите ребёнку послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что шумит? (Деревья), что гудит? (машина) и т.д. Затем предложите внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней комнаты  и т.д.

     Игра «Отгадай, что звучит»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, стригут ножницы, льётся вода, шуршат спички в коробке, перекатывающийся в стеклянной банке шарик; сминаемая газета; разрываемая толстая бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет (за ширмой). А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

    Игра «Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.    

    На втором этапе детей учат различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

    Игра «Три медведя» Рассказывать вместе с ребёнком сказку, выделяя низким, грубым голосом слова медведя, менее грубым голосом слова медведицы, высоким голосом слова медвежонка.

    Игра «Кто кричит?». Предложите ребёнку изобразить  домашних животных и их детенышей. Как кричит корова (произносить звукоподрожание «му-у» низким голосом), а как телёнок (высоким голосом «му-у»), коза и козленок, свинья и поросенок и т.п.

    На занятиях третьего этапа  дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра "Правильно-неправильно".

Покажите ребёнку листок бумаги и скажите: «Я буду называть слово бумага то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Как только я ошибусь, ты хлопай в ладоши»: «Бумага – пумага – тумага – бумага – пумака – бумака». Следующее слово: вагон. Уточните, что это такое, а затем поиграйте:  вагон – вакон - фагон – вагон – факон – вагом.

Игра «Шутки – минутки».

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры :
       Хвост с узорами,
       сапоги со ш
торами.

        Тили-бом! Тили-бом!
       Загорелся кошкин
том.

        За окошком зимний сад,
       Там листочки в
бочках спят.

        Мальчишек радостный народ
       Коньками звучно режет
мёд.

        Кот плывет по океану,
       К
ит из блюдца ест сметану.

        Куклу выронив из рук,
       Маша мчится к маме:
       Там ползёт зелёный
лук
       С длинными усами.

        Божья коробка, полети на небо,
       Принеси мне хлеба.

     Игра "Доскажи словечко". Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -                                                              
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь)
В дом войти боится вол:
 - Подо мной прогнется... (пол)

     Игра «Как звучат слова»

Взрослый называет слова и просит детей сказать, как они звучат: похоже или непохоже?

Мышка - мишка (похоже); рак - мак (похоже); лошадь - корова (непохоже); шапки - лапки (похоже); стол - шкаф (непохоже); дом - ком (похоже); миска - киска (похоже).

     Игра «Подскажи словечко»

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

На четвертом этапе  дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги. Начинать следует с такой игры. Произносите слоговой ряд, например: «на-на-на-Па», а ребёнок должен определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на-НО-на», «ка-ка-ГА-ка» и т.п.

     Игра "Одинаковые или разные". Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый повторяет то же слог  либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Происходит это примерно так:

   Взрослый шёпотом «па», ребенок – «па», взрослый громко – «па», ребёнок – одинаковые,

   Взрослый шёпотом «ба», ребенок – «ба», взрослый громко – «па», ребёнок – разные,

    Взрослый шёпотом «ка», ребенок – «ка», взрослый громко – «га», ребёнок – разные, и т. д.

 Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

    Следует помнить, что сначала слог обязательно произносится на ухо водящему, поскольку такой способ, повышая  интерес детей, мобилизует их внимание.

     Чистоговорки. Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

    На пятом этапе дети учатся различать звуки родного языка. Причем начинать следует с различения гласных звуков.

Соотнесите символ с действиями людей или животных (ребёнок плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)

Произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку)

    Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук (например, а).

    Игра «Внимательный малыш»

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ. Аналогично проводится игра со словами, где первый звук гласный.

   Игра «Кто первый»

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.


   Затем следует учить детей навыкам  элементарного звукового анализа: определять наличие заданного звука в слове, определять место звука в слове (начало, середина, конец). Начинать надо с анализа гласных звуков, что можно делать следующим образом. Вместе с ребёнком приготовьте несколько красных кружков.  Произносите один, два или три гласных звука, например «а», «ау», «иау», «о» и т.д., а ребёнок раскладывает на столе такое количество кружков, которое соответствует числу произнесенных звуков.

    Игра "Сколько звуков?". На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал. 

    Игра «Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.

    Игра "Буквы, по порядку становитесь". Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.
   После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (п, т, к):  
кот, кнут. паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, суп, тулуп, стоп  и т.д.

 

  Игра «Узнай слово»

Назовите слово,  опуская последний звук, например: «тан..»,  «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

   Игра «Назови первый звук в слове»

Вначале нужно выделять согласный звук перед согласным (крот, стук, платье), а затем перед гласным (сом, кот, пар).


    Игра « Кто больше?»

Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук ш (или любой другой звук), будем называть их по очереди: одно слово ты, другое – я.

    Игра « А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

 Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

     Игра «Слово на ладошке»

Взрослый придумывает слово с заданным звуком (например со звуком ш) и хлопает ребёнку по ладошке, ребёнок в ответ придумывает слово с тем же звуком и хлопает по ладошке взрослому и т. д.

     Игра «Придумай слово?»

Предложите детям назвать слова:

С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик.

С «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш,, машина, шкаф, шишка, мышка.

С «песенкой мотора» -рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

    Игра «Крайние звуки»

Назвать первый и последний звуки в словах: аист, ослик, угол.


   Игра «Хлопни - топни»

Задание для ребёнка: если услышишь слово со звуком ш – хлопни в ладоши, а со звуком ж – топни ногами.

Слова: шапка, жук, ежик, кошка, вешалка, лыжи, карандаш, ножницы, лужа, крыша.

   Игра «Исправь ошибку»

Прослушай предложение, найди ошибку, скажи правильно:

Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса. У девочки болел суп. У девочки длинная коза.

 Игра «Найди и назови нужное слово».
Предложите ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
С -  Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
З -   На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает.

      Игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Ребёнок повторяет за взрослым слова, а затем называет то слово, в котором нет звука, встречающегося в других.

Зайка, белка, зонт, зебра (белка лишняя, в ее названии нет звука «3»).

Жук, жираф, мишка, ежик (мишка лишний, в его названии нет звука «Ж» ).

Санки, самолет, зеркало, солнце (зеркало лишнее, в его названии нет звука «С»

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.

    Игра «Прошагай слово»

Шагать и произносить слово по слогам. Каждый шаг – слог.

    Игра «Какое слово длиннее?»

Взрослый произносит слова, а ребёнок сравнивает их и говорит, какое слово длиннее: дом или домовой, шар или шарик, стол или столовая, кролик или крот, велосипед или велик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с воспитателями " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников ".

Консультация для воспитателей " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников "....

Методические материалы для логопеда "Совершенствование фонематического восприятия дошкольников"

Этапы формирование фонематического восприятия у дошкольников. Методика работы по совершенствованию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"

Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"...

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Методическое пособие для учителей - логопедов на тему: " Формирование фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии"

Представлен опыт работы по формированию фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии....

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...