Методические материалы для логопеда "Совершенствование фонематического восприятия дошкольников"
учебно-методический материал по логопедии на тему
Этапы формирование фонематического восприятия у дошкольников. Методика работы по совершенствованию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_doshkolnikov.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для логопедов.
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Стадии формирования фонематического восприятия (Левина):
- стадия - Полное отсутствие дифференциации звуков речи (нет понимания речи) – ДОФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (до 3 –х месяцев – в норме)
Если эта стадия длится дольше – это говорит о патологии слуха – следовательно, нужна консультация сурдолога.
Гороховый метод – (используется горох, гречневая крупа и манка – насыпается в баночки от киндер сюрприза до ½).
Если ребенок воспринимает: горох – 60% нарушения слуха (ДБ)
гречку – 40% нарушения слуха
манку – 30% нарушения слуха.
Берут 2 коробки: 1 – полная , 2-я – пустая. Работают 2 человека. Первый отвлекает ребенка зрительно (яркой игрушкой), а 2 человек сзади подходит к ребенку и с двух сторон одновременно делает движения руками с коробками. В норме ребенок реагирует на звук, поворачивая голову. Начинают с гороха, затем гречка и манка.
Если ребенок реагирует на манку, то слух в пределах нормы (НО НЕ НОРМА!) – т.е. снижение слуха до 20 ДБ, следовательно, снижение восприятия глухих звуков и шипящих – они находятся за порогом восприятия.
Проверка восприятия звуков:
- Интервокально АПА – АСА – АКА;
- Выяснить в каком возрасте ребенок начал реагировать на речь (норма – в пределах 3-х месячного возраста).
- стадия – становится возможным восприятие акустически далеких фонем (а близкие – дифференцируются) не различают правильное неправильное произношение звуков (с 3 до 6- 9 месяцев)
- стадия – начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками, однако, с предметом (символом, изображающим данный звук) может соотносить и правильное и искаженное произношение. Может быть, сосуществование двух типов произношения: искаженного и правильного.
- стадия – при восприятии речи у ребенка преобладают новые правильные образцы. Экспрессивная речь практически соответствует норме, но фонематическая дифференциация не стойкая – это проявляется при восприятии новых слов и обуславливает смешение звуков речи. (Максимальная граница 4 года)
- стадия - проходит завершение формирования фонематического развития. У ребенка и восприятие и экспрессивная речь должны быть правильными. Ребенок осуществляет полную дифференциацию всех звуков и по способу и по месту образования, отличает правильное произношение от неправильного. (Верхняя граница 5 лет).
По Швачкину Н.Х. различение звуков фонематического восприятия происходит в определенной последовательности. В начале формируется различение звуков, затем различение согласных.
Гласные «сонорнее» согласных и они воспринимаются легче и раньше.
По Пешковскому А.Н. гласные в русском языке встречаются в 5 раз чаще, чем согласные.
Различие между наличием и отсутствием гласного возникает раньше, чем различие согласных.
Из гласных ребенок раньше начинает узнавать звук «У».
Среди согласных – раньше выделяет сонорные (т.е. они по акустической окраске более близкие к гласным) – до 1 года ребенок начинает узнавать М, Н, Л, Р, а воспроизводить – на 4 году жизни (из-за сложных моторных укладов).
Если при проверке у 4 летнего ребенка нет восприятия соноров – у него грубое нарушение фонематического восприятия.
Среди шумных согласных ребенок раньше узнает те, которые у него имеются в речи (артикулируются).
ДО ЭТОГО МОМЕНТА НА КАЧЕСТВО ВОСПРИЯТИЯ ВЛИЯЛ ТОЛЬКО СЛУХ, А С ЭТОГО МОМЕНТА НАЧИНАЕТ ВЛИЯТЬ И АРТИКУЛЯЦИЯ!
Т.е. взаимовлияние слуха и артикуляции на основе кинестетического образа звука (ощущения от произнесения звука).
Правильное соотношение вызовет предупреждение дисграфии
(по типу замен глухих - звонких, твердых – мягких согласных, йотированных гласных).
Для созревания клеток слухоречевой зоны Вернике необходима достаточная речевая среда и витаминно-минеральный фон.
Далее ребенок начинает различать твердые и мягкие согласные (сначала те, которые артикулируются, а затем те, которые начинают появляться в речи).
Это различие объясняется тем, что различение твердых и мягких звуков в русском языке семантически значимо (при наличии мягкого звука значение слова меняется). В русском языке после каждых
2 твердых встречается 1 мягкий согласный.
Далее ребенок усваивает дифференциацию согласных внутри групп (сначала сонорных, затем – шумных).
Различение сонорных внутри групп происходит в следующей последовательности:
- дифференциация между группами назальных (М, Н) и плавных (Л, Р);
- учат различать внутри группы «М» от «Н»;
- затем различать «Л» от «Р».
1 этап - при изучении «М» исключаются все сонорные.
2 этап - нельзя включать слова со звуком «Н», но можно включать звуки «Л» и «Р».
Это необходимо учитывать при подборе речевого материала.
Различение внутри групп шумных. Дети прежде начинают различать звуки, различающиеся:
- по месту образования:
На 1 этапе - сначала губные и язычные (Б-Д, Б-Г). В различении этих звуков определенную роль играет и зрительный анализатор (слух и зрение) на 2 этапе - зрение исключаем – рот прикрываем специальным экраном.
- по способу образования:
- взрывные от фрикативных.
Взрывные различаются и артикулируются раньше фрикативных, это обусловлено особенностями артикуляции, т.к. наличие «смычки» усиливает кинестезии;
- далее различаются передние и заднеязычные (т.е. внутри группы язычных звуков).
Но дети не различают передние звуки между собой (также как и заднеязычные)!
- дифференциация глухих и звонких (они акустически и артикуляционно очень близки).
Усвоение дифференциации начинается с акустического различения. На основе различения по слуху возникает произносительная дифференциация. В свою очередь произносительная дифференциация способствует акустической дифференциации.
- различение свистящих и шипящих.
При этом свистящие е различаются внутри группы и шипящие то же.
- дифференциация сонорных от йота.
Лучше заранее написать карточки с речевым материалом.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
(Методика работы)
Развитие фонематического восприятия должна осуществляться с учетом формирования в онтогенезе и проводится поэтапно.
1 этап-Совершенствование фонематического восприятия.
2 этап – Развитие (формирование) фонематического восприятия.
Формирование отсутствующего звука строится на совершенствовании имеющихся у детей звуков.
Узнавание должно предшествовать постановке звука.
- дифференциация неречевых звуков:
- сначала далеких по звучанию
- затем близких по звучанию.
Берется от 2 до 5 предметов в зависимости от возраста ребенка (2 года – 2 предмета, 5 лет – 5 предметов, однако начинать следует с 2-х предметов).
- дифференциация неречевых и речевых звуков
- восприятие речевых звуков целесообразнее в следующей последовательности:
Гласные - У, О, А, Э, Ы, И.
У – самолет и буква «У» (при этом специально буквы не учим).
При изучении звука «О» (звук «У» исключаем). И в такой последовательности изучаем все остальные звуки. Затем начинаем их дифференцировать между собой: А – Э, Ы – И, У – О.
Для ребенка раннего возраста используем к звуку не картинку звукового символа, а объемную игрушку! (самолет).
- Гласные сначала выделяют из согласных («У» из шумных).
- Гласные выделяют из ряда гласных, исключая близкие по форманте.
(«У», исключая «О»)
- Сначала изучаем «У», затем «О», а потом их дифференцируем между
собой.
- Далее гласные в слогах (обратных, прямых, закрытых).
- Гласные в словах:
а) ударный в начале слова; ударный в середине (мак, сом)
б) затем безударный в той же последовательности.
Работа над согласными.
- Сонорные ( М, Н, Р, Л);
- Шумные артикулируемые.
- Твердые – мягкие артикулируемые:
а) сам признак твердости – мягкости;
б) затем с конкретными звуками: Д – ДЬ, Т – ТЬ
и т.д.
4. Дифференциация внутри групп согласных:
а) СОНОРНЫЕ: плавные (Л, Р)- 1 этап
назальные (М, Н) – 2 этап.
б) ШУМНЫЕ:
по месту образования:
- губные от язычных (- Б от Д, Г)
по способу образования:
- - взрывные от фрикативных;
- - переднеязычные от заднеязычных
- - глухие от звонких артикулируемых
- - дифференциация шипящих и свистящих
- - дифференциация сонорных и йотов (артикулируемых).
Т.е. это этап совершенствования имеющихся звуков.
Затем возвращаемся и начинаем формировать новые (не артикулируемые – патологические звуки).
Эту работу необходимо подкреплять звуковым анализом и синтезом.
В норме к 4-5 годам должны быть сформированы простые формы анализа. Сложные – формируются только в процессе обучения к 6-7 годам.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
На фонематическое восприятие – «Узнай звук Р» - звук стоит в слове в разных местах: в начале, середине, в конце слова.
На звуковой анализ и синтез – «Определи последовательность звуков в словах – мак, стол, дом. Какой звук стоит на 3 месте, и т.д.
Развитие восприятия согласного звука осуществляется в следующей последовательности:
- выделение согласного из ряда гласных: (Ш, А, У, Ш)
Образец должен быть в начале, соотносится со звуковым символом и звуковой ряд со звуком в начале.
- из ряда согласных:
- сначала артикулируемых и акустически далеких
(например, если Ш, то не должно быть свистящих и шипящих).
- затем близких по артикуляции и акустике
(если Ш, то со свистящими, а затем с шипящими).
3. выделение звука на фоне слога:
взрывные - лучше в обратных слогах, а затем в прямых
(АК, АП, затем КА, ПА);
щелевые - в прямых, затем в обратных (СА, затем АС).
- Выделение звука на фоне слова:
Взрывные - в конце слова, затем в начале, в стечении
(СУП, ПРОБКА; КОТ – ТКАНЬ, ТРАКТОР);
взрывной губной, взрывной язычный: АП, ПА, АПА.
Щелевые – в начале, в стечении («С» в слове СТОЛ, чем СОБАКА), затем в прямом слоге, затем в конце и затем в середине.
При автоматизации звука:
Если у ребенка нет смешения «Л-Р» нет смысла исключать звук из речевого материала. А у дислалика это имеет значение.
При замещении исключаем, а при искажении не имеет значения.
Конкурс «Лучшая авторская публикация»
ФИО : Тарасова Оксана Олеговна
должность: учитель-логопед
место работы: МБДОУ № 243 «Дубравушка»
место расположения: Российская Федерация. Ростовская область.
г. Ростов-на-Дону
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Формирование фонематического восприятия дошкольников".
В данной консультации раскрыты приемы формирования фонематического восприятия дошкольников....
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....
методическая разработка по обследованию фонематического восприятия детей (5-6 лет)
материал для обследования фонематического восприятия и зрительного анализатора детей (5-6 лет)...
Методическая разработка: Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из ключевых направлений в системе коррекционно-логопедической деятельности.Методичекая разаботка описывает ...
Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе
Нарушение фонематического восприятия является частой причиной школьных неудач . В статье даются рекомендации и некоторые игровые приёмы по развитию фонематического восприятия и профилактики дисг...
Игры для развития фонематического восприятия дошкольников
В материале представлена картотекка игр для развития фонематического восприятия у старших дошкольников...
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития фонематического восприятия дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, с помощью которых вы дома сможете развивать фонематические процессы у своего ребенка. Занятия должны проходить...