Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 453.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
коррекционно-развивающих логопедических занятий по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников.
Составитель: Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №8»
Клюева Елена Сергеевна
г. Балахна
2016г.
Пояснительная записка.
Актуальность программа заключается в том, что в настоящее время статистические данные указывают на тенденцию к росту количества детей старшего дошкольного возраста с недостатками в формировании фонематического восприятия. Необходимость пересмотра принципов работы с детьми старшего дошкольного возраста, вызвано возрастающими требованиями к будущему первокласснику, а так же требованиями родителей к развитию ребенка в дошкольных учреждениях, где одно из ведущих мест занимает чистая, грамотная речь.
В исследованиях многих авторов указывалось на связь между недостатками звукопроизношения и нарушениями фонематических процессов, то есть фонематического анализа, синтеза и представлений. Ведущее место исследователи отводят формированию фонематического слуха и восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи (Р.Е. Левина, Г.А. Никишина, Т.В. Волосовец). В настоящее время развитию и коррекции фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте уделяется недостаточное место.
В связи с вышеизложенной проблемой считаю необходимым создание специальной программы по формированию фонематического восприятия старших дошкольников, которая поможет охватить всех детей старшего дошкольного возраста, а так же предоставит дополнительные занятия, для детей с ФФНР, зачисленными в логопедических пункт МБДОУ «Детский сад №8».
Основная цель программы – развитие фонематического восприятия по средствам формирования навыков фонематического анализа, синтеза и представлений.
Основные задачи:
1. Образовательные:
- на основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты;
- обучать детей грамотно формулировать свой ответ;
- вводить в словарь детей понятия: звук, слог, слово, согласный и гласный звуки.
2. Коррекционные:
- сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, то есть развивать умение производить последовательный анализ, и проводить обратные операции (синтез);
- формирование способностей оперировать результатами фонематического анализа (фонематические представления);
- формировать кинестетические основы артикуляционных движений;
- развивать интеллектуальные функции (мышление, память, воображение, внимание, ориентировку в пространстве)
3. Воспитательные:
- познакомить с органами речевого аппарата;
- содействовать обогащению словарного запаса детей;
- способствовать проявлению интереса к занятиям и получению новых знаний и умений.
За основу разработки системы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста было взята методика по формированию навыков звукового анализа и синтеза Т.А. Ткаченко и Г. Глинка. Этапы коррекционной работы строились с учетом рекомендаций Р.И. Лалаевой. В нашу работу так же включены методические разработки, упражнений, задания таких авторов, как: Т.В. Александрова, Н.А. Лукина и И.И. Никкинен, Е.А. Пожеленко.
Основной формой организации являются фронтальные занятия 2 раза в неделю во второй половине дня длительностью 25 минут. С детьми с ФФНР проходило изучение и закрепление на индивидуальных занятиях в первой половине дня. Программа рассчитана на два года обучения с детьми старших и подготовительных групп.
Подготовительный этап обучения включал в себя формирование интереса к занятиям, для этого проводились НОД «Что такое алфавит?», просмотр презентаций: «История алфавита русского языка», «Сколько в мире разных букв?», с этого года открыт мини-музей буквы, куда совершаются экскурсии.
Логопедом были даны рекомендации для воспитателей, они заключались в следующем: развитие слухового внимания и памяти (на прогулках, динамические паузы, вечерние досуги), развитие пространственных представлений (гимнастика, динамические паузы), а так же закрепление простых форм фонематического анализа при работе со зрительными символами, усвоенными на логопедических занятиях (этап занятия по грамоте, вечерние досуги).
1. При работе над слуховым вниманием и памятью: сначала с детьми прослушивались аудиозаписи звуков живой природы (например, шум дождя, морской прибой, шелест листьев, журчание ручья, капель сосулек, голоса животных, птиц, насекомых и т.д.). Необходимо было узнать и проанализировать услышанные звуки: их сходство, различие, обсудить, где и когда их можно услышать и кому они принадлежат, какой звук был первым, вторым, в начале, конце, середине, до, после, между и т.п. Сначала давались контрастные звуки, а затем сходные по звучанию. Подобную игру проводили на прогулке сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами. Педагог демонстративно стучал палочкой по предметам и объектам, находящимся в групповой комнате, и просил детей запомнить эти звуки на слух. Далее дети совместно с педагогом стучали по доске, столам, стульям, стеклу, подоконнику и запоминали эти звуки. Затем узнавали эти звуки на слух без опоры на зрение. На заключительном этапе игры роль ведущего предлагалась детям по очереди. Затем дети с закрытыми глазами слушали тишину, узнавали и называли бытовые шумы (скрипит дверь, капает кран, тикают часы и т.д.), далее педагог вместе с детьми наполнял спичечные коробки различным материалом (песок, крупа, скрепки) и гремел ими. При этом спичечные коробки оборачивались цветной бумагой для их различения. Позднее дети узнавали их на слух. Для разнообразия игры использовались два идентичных набора коробков. Взрослый брал коробку из своего набора, тряс ее, ребенок внимательно слушал с закрытыми глазами. Потом перебирал коробки из своего набора, пока не находил коробок с таким же звуком. Или педагог за ширмой издавал звук предметом, а дети угадывали. Затем он чем-то стучал, шуршал и гремел, а воспитанники подбирали картинку или игрушку, сверяли правильность ответа.
2. Так же воспитатель направлял воздействие на развитие у детей пространственных представлений («слева», «справа», «сверху», «снизу», «впереди», «сзади»). В организационный момент мы включали задания типа: «Сядет тот, кто назовет предмет справа от себя (слева от себя)» и т.п. Затем дети овладели представлениями о ряде как совокупности ровно расположенных однородных предметов. Дети узнавали, что ряд имеет начало, конец, середину. Сначала, мы просили детей построится в колонну друг за другом. Расположение их указывало на начало и конец ряда. Детям задавали вопросы типа: « Где ты стоишь? Кто стоит впереди тебя?» и т.п. Мы также проводили игры «Найди место», «Кто быстрее?», «Угадай-ка» и др., основная задача которых состояла в определении местоположения предмета в ряду. Более сложным был этап, когда детям предлагалось построиться в шеренгу. Для формирования у них представлений о начале, середине и конце такого ряда мы проводили занятия с использованием упражнений, аналогичных приведенным выше. По нашей просьбе дети комментировали свои действия, что способствовало введению в их активный словарный запас слов: начало (в начале), середина (в середине), конец (в конце). Упражнения также предполагали тренировку детей в перемещении взора слева направо.
3. Работа с картинками, которые были выставлены в ряд и перевернуты обратной стороной. Ребенок должен был по собственному выбору перевернуть любую картинку изображением вверх и сказать, что он сделал ( «Я перевернул картинку в начале (середине, конце) ряда»). Подобными были игры «Добавь картинку в ряд», «Где была картинка?» и т.д.
Основной этап включал в себя знакомство с буквами и звуками родного языка, формирование фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений. Вся работа строилась по принципу от простого к сложному. Занятия проводились фронтально во второй половине дня. В целях повышения продуктивности усвоения материала на занятиях также широко использовался наглядный материал: картинки, записи, зрительные символы( гласный звук- красный кружок, согласный звук-синий кружок, слог-короткий желтый прямоугольник, слово-длинный коричневый прямоугольник, предлог-коричневый треугольник). Так же на занятиях широко использовались интерактивный игры Мерибо «Звуковой коллейдоскоп». Дети на занятиях работы как с раздаточным материалом, так же осуществлялась работа в тетрадях. При работе в тетрадях использовались «дорожи помощницы» и «точки помощницы», для написания буквы, далее, когда дети с легкостью начинали ориентироваться в тетрадях, надобность в них отпадала. К каждому занятию оформлялись тетради для детей: писались буквы, вклеивались картинки, рисовались заборчики. На протяжении всего обучения закреплялись понятия: звук, буква, слог, согласный, гласный, слово, предложение, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Знакомство с новой буквой и звуком начиналось с изучения артикуляционного уклада, а так же с постановки проблемы: «Куда мы посели новый звук к гласным или согласным?» . Изучение звукового анализа и синтеза слов не делилось на два самостоятельных этапа, а проходило одновременно, что является более эффективным. Помимо развития навыков фонематического анализа и синтеза с детьми велась работа по грамотному оформлению своего высказывания. От детей требовалась четко и по определенному плану давать ответ логопеду на занятиях, употреблять все термины, изученные в процессе коррекционной работы, а так же дифференцировать понятия. Для достижения наилучшего результата, логопед исправлял высказывание ребенка, так же использовались хоровые проговаривания ответов. Воспитатель так же не отходил от предложенного логопедом плана ответов. Была использована следующая последовательность по формированию фонематического восприятия старших дошкольников:
- Гласные звуки (а, у, о);
- Согласные звуки раннего онтогенеза ( различение понятий: гласные-согласные; звонкие-глухие);
- Звуковой анализ и синтез:
- Открытых слогов;
- Прямых слогов;
- Слов из трех звуков;
- Деление слов на слоги ( при помощи ладошки у подбродка);
- Анализ и синтез слов из четырех звуков;
- Моделирование слого-звуковой структуры слова;
- Согласные позднего онтогенеза, дифференциация согласных;
- Предложение, моделирование структуры предложения;
- Твердые и мягкие согласные;
- Предложения с предлогами;
- Йотированные гласные;
- Твердый и мягкий знак.
Календарно-тематическое планирование.
Старшая группа.
№ | Тема | Содержание |
1 | Звук и буква А |
|
2 | Звук и буква У |
5. Ориентировка в пространстве. |
3 | Звук и буква О |
4. Продолжать учить различать звуки и буквы. |
4 | Слово АУ |
|
5 | Слово УА | 1. формирование навыков фонематического анализа и синтеза; 2. формирование навыков письма; 3. формирование навыков ориентировки в пространсве. |
6 | Звук и буква М | 1.Знакомство с буквой и звуком М; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3.Знакомство с понятием – согласные звуки; 4. Дифференциация гласных и согласных; 5. Продолжать развивать навыки фонематического анализа. |
7 | Повторение пройденного материала | Закрепление полученных знаний. |
8 | Звук и буква Х | 1.Знакомство с буквой и звуком Х; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Продолжать развивать навыки фонематического анализа и синтеза. 4.Дифференциация графического начертания букв Х и У. |
9 | Повторение пройденного материала | Закрепление полученных знаний. |
10 | Звук и буква П | 1.Знакомство с буквой и звуком П; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Продолжать развивать навыки фонематического анализа и синтеза. 4. Продолжать учить дифференцировать согласные и гласные звуки. 4.Дифференциация графического начертания букв М и П. |
11 | Звук и буква Т | 1.Знакомство с буквой и звуком Т; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Продолжать развивать навыки фонематического анализа и синтеза. 4. Знакомство с понятием звонкие и глухие согласные. |
12 | Продолжение занятия. | |
13 | Звук и буква К | 1.Знакомство с буквой и звуком К; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Дифференциация звонких и глухих согласных; 4. Пропедевтика зеркального написания букв. |
14 | Закрепление пройденных тем | |
15 | Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо прямых открытых слогов с согласными [м], [х] и гласными [а], [о], [у]. | 1.Развитие звукового анализа и синтеза прямых открытых слогов; 2.Формирование механизма чтения прямых слогов; 3.Продолжать учить различать гласные и сигласные звуки. |
16 | Звук и буква С | 1.Знакомство с буквой и звуком С; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Развивать навыки чтения и письма прямых, открытых слогов; 4. Пропедевтика зеркального написания букв. |
17 | Звуковой анализ и синтез, чтение и письмо прямых открытых слогов с согласными [т], [п], [к] и гласными [а], [о], [у]. | 1.Развитие звукового анализа и синтеза прямых открытых слогов; 2.Формирование механизма чтения прямых слогов; 3.Развивать и совершенствовать фонематическое восприятие. |
18 | Закрепление анализа и синтеза слогов с изученными согласными и гласными | |
19 | Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слова МАК. | 1.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза слов из трех звуков; 2.Знакомство с механизмом чтения слов из трех букв; 3. Формирование навыков письма слов из трех букв. |
20 | Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слова КОТ. | 1.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза слов из трех звуков; 2.Знакомство с механизмом чтения слов из трех букв; 3. Формирование навыков письма слов из трех букв. |
21 | Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слова СУП, СУК, ТУК. | 1.Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза слов из трех звуков; 2.Закрепление с механизмом чтения слов из трех букв; 3.Закрепление навыков письма слов из трех букв. 4.Закреплять навыки дифференциации гласных и согласных звуков. |
22 | Закрепление пройденных тем (анализа слов из трех звуков) | |
23 | Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слова СОМ, ТОМ, КОМ. | 1.Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза слов из трех звуков; 2.Закрепление с механизмом чтения слов из трех букв; 3.Закрепление навыков письма слов из трех букв. |
24 | Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слова СОК, ТОК, КОК, | 1.Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза слов из трех звуков; 2.Закрепление с механизмом чтения слов из трех букв; 3.Закрепление навыков письма слов из трех букв. 4.Развивать навыки словообразования. |
25 | Закрепление пройденного | |
26 | Деление слова на слоги | 1.Знакомство с понятием слог; 2.Знакомство с механизмом деления слов на слоги; 3.Дифференциация понятий звук, слово, слог. |
27 | Слоговой и звуковой анализ, чтение, письмо слова МУХА | 1.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза слов из четырех звуков; 2.Продолжать учить делить слова на слоги; 3.Формировать навык называния количества гласных и согласных с опорой на схему. |
28 | Слоговой звуковой анализ, чтение, письмо слова МУКА | 1.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза слов из четырех звуков; 2.Продолжать учить делить слова на слоги; 3.Формировать навык называния количества гласных и согласных с опорой на схему; 4.Развивать навыки словообразования и словооизмениения. |
29 | Закрепление пройденного | |
30 | Слоговой и звуковой анализ, чтение, письмо слова МАМА, ПАПА, ТАТА, ХАТА. | 1.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза слов из четырех звуков; 2.Совершенствование навыка деления слов на слоги; 3.Формировать навык называния гласных и согласных с опорой на схему. |
31 | Обобщающее занятие | |
32 | Звук и буква Н | 1.Знакомство с буквой и звуком Н; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Закрепление навыков преобразования слов; 4. Знакомство с правилом написания слов с заглавной буквы. |
33 | Звук и буква Ы | 1.Знакомство с буквой и звуком Ы; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Формирования навыков характеристики слова; 4. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза |
34 | Звук и буква Л | 1.Знакомство с буквой и звуком Л; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Дифференциация звонких и глухих согласных; 4. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 5. Ориентировка в пространстве, упр. «мой, моя, моё» |
35 | Продолжение темы звук и буква Л | |
36 | Обобщающее занятие по пройденному материалу | |
37 | Звук и буква Ш | 1.Знакомство с буквой и звуком Ш; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Дифференциация понятий первый слог-звук, слово-слог; 4. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза 5. Закрепление правила написания кличек животных с заглавной буквы. |
38 | Продолжение темы звук и буква Ш | |
39 | Составление графической схемы слова | 1. Познакомить с условными обозначениями и способом составления графической схемы слова; 2. Знакомство со вторым способом деления слов на слоги(сколько в слове гласных, столько и слогов); 3. Игра «Четвертый лишний» |
40 | Продолжение темы | |
41 | Дифференциация Ш-С | 1. Дифференциация звуков Ш и С; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3. Продолжать учить отвечать полным ответом. |
42 | Звук и буква Б | 1.Знакомство с буквой и звуком Б; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания букв; 4. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; составления графической схемы слова; 5. Ориентировка в пространстве. |
43 | Дифференциация П-Б | 1. Дифференциация звуков Б и П; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3.Закрепление родовых понятий; 4.Игра «Рифмушки» |
44 | Обобщение пройденного материала | |
45 | Звук и буква Р | 1.Знакомство с буквой и звуком Р; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания букв; 4. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; словообразования и словооизмениения. |
46 | Дифференциация Р-Л | 1. Дифференциация звуков Р и Л; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3.Закрепление обобщающих понятий; |
47 | Предложение | 1. Знакомство с понятием предложение; 2. Учить составлять предложения, определять количество слов в предложении; 3. Познакомить с правилами написания предложений; 4. Учить составлять схему предложения. |
48 | Продолжение темы предложение | |
49 | Звук и буква В | 1.Знакомство с буквой и звуком В; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания букв; 4. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; словообразования и словооизмениения |
50 | Звук и буква З | 1.Знакомство с буквой и звуком З; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания букв; 4. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; словообразования и словоизменения; 5. Продолжать учить составлять предложения. |
51 | Дифференциация З-С | 1. Дифференциация звуков З и С в речи и на письме; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3.Закрепление обобщающих понятий; |
52 | Продолжение темы Дифференциация З-С | |
53 | Обобщение пройденного материала | |
54 | Звук и буква И | 1.Знакомство с буквой и звуком И; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания букв; 4. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; словообразования и словоизменения; 5. Продолжать учить составлять предложения |
55 | Твердые и мягкие согласные | 1. Познакомить с понятиями твердые и мягкие согласные; 2. Дифференциация твердых и мягких согласных; 3. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов; 4. Формирование фонематических представлений. |
56 | Продолжение темы: Твердые и мягкие согласные | |
57 | Дифференциация звуков Ы-И | 1. Повторение темы твердые и мягкие согласные; 2. Дифференциация звуков Ы и И; 3. Изучение правила: после твердых пишется Ы, после мягких согласных пишется И; 4. Знакомство с правилом: ШИ пиши с буквой И. |
58 | Закрепление пройденного материала | |
59 | Предложения с предлогом В | 1. Познакомить с понятием предлог; 2. Познакомить с предлогом В; 3. Формирование умений выделять в предложении предлоги, как устно так и в схемах; 4. Развивать навыки составления предложений с предлогом В. |
60 | Предложения с предлогом НА | 1. Закрепление понятия предлог; 2. Знакомство с предлогом НА; 3. Закреплять умение составлять схемы предложений с предлогами, выделять предлоги на слух; 4. Совершенствовать умение придумывать предложения с предлогами. |
61 | Звук и буква Д | 1.Знакомство с буквой и звуком Д; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3.Закрепление понятий твердые и мягкие согласные;; 4. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; словообразования и словоизменения; 5. Закрепление навыков аккуратного письма в тетрадях. |
62 | Продолжение темы: Звук и буква Д | |
63 | Предложение с предлогом ИЗ | 1. Закрепление понятия предлог; 2. Знакомство с предлогом ИЗ; 3. Закреплять умение составлять схемы предложений с предлогами, выделять предлоги на слух; 4. Совершенствовать умение придумывать предложения с предлогами. 5. Повторение изученных предлогов. |
64 | Дифференциация звуков Д-Т | 1. Дифференциация звуков Д и Т в речи и на письме; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3.Закрепление навыков словообразования. |
65 | Звук и буква Ж | 1.Знакомство с буквой и звуком Ж; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3.Закрепление понятий твердые и мягкие согласные;; 4. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; словообразования и словоизменения; 5. Знакомство с правилом : ЖИ – пиши с буквой И. |
66 | Продолжение темы: Звук и буква Ж | |
67 | Предложение с предлогом У | 1. Закрепление понятия предлог; 2. Знакомство с предлогом У; 3. Закреплять умение составлять схемы предложений с предлогами, выделять предлоги на слух; 4. Совершенствовать умение придумывать предложения с предлогами. 5. Повторение изученных предлогов. |
68 | Обобщение пройденного материала за год |
Подготовительная к школе группа.
№ | Тема | Содержание | |
1 | Вводное занятие, повторение материала за прошлый год | ||
2 | Звук и буква Ж | 1. Продолжение темы звук и буква Ж; 2.Закрепление понятий твердые и мягкие согласные;; 3. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; словообразования и словоизменения; 4.Закрепление правила: ШИ-ЖИ – пиши с буквой И. | |
3 | Дифференциация звуков Ж-Ш | 1. Дифференциация звуков Ж и Ш в речи и на письме; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3.Закрепление навыков словообразования; 4. Закрепление навыков составления предложений с заданными словами. | |
4 | Продолжение темы | ||
5 | Дифференциация звуков Ж-З | 1. Дифференциация звуков Ж и З в речи и на письме; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3.Закрепление навыков словообразования и словоизменения; 4. Совершенствование фонематических представлений. | |
6 | Продолжение материала | ||
7 | Закрепление пройденного | ||
8 | Звук и буква Г | 1.Знакомство с буквой и звуком Г; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания; 4.Закрепление предлогов; 5. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза, представлений; словообразования и словоизменения; | |
9 | Продолжение темы Продолжение темы | ||
10 | |||
11 | Предложение с предлогом НАД | 1. Закрепление понятия предлог; 2. Знакомство с предлогом НАД; 3. Закреплять умение составлять схемы предложений с предлогами, выделять предлоги на слух; 4. Совершенствовать умение придумывать предложения с предлогами. 5. Формировать умения восстанавливать нарушенную последовательность в предложении. | |
12 | Дифференциация звуков К-Г | 1. Дифференциация звуков Г и К в речи и на письме; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3.Закрепление навыков словообразования и словоизменения; 4. Совершенствование фонематических представлений. | |
13 | Продолжение темы | ||
14 | Звук и буква Э | 1.Знакомство с буквой и звуком Э; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания; 4. Формировать умения восстанавливать нарушенную последовательность в предложении. | |
15 | Продолжение темы | ||
16 | Предложение с предлогом ПОД | 1. Закрепление понятия предлог; 2. Знакомство с предлогом ПОД; 3. Закреплять умение составлять схемы предложений с предлогами, выделять предлоги на слух; 4. Совершенствовать умение придумывать предложения с предлогами. 5. Формировать умения восстанавливать нарушенную последовательность в предложении. | |
17 | Звук и буква Я | 1.Знакомство с буквой и звуком Я; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания; 4. Буква Я в начале слова; 5. Формировать умения восстанавливать нарушенную последовательность в предложении. | |
18 | Продолжение темы Продолжение темы | ||
19 | |||
20 | Я после согласных | 1. Знакомство с правилом Я после согласных; 2. Дифференциация твердых и мягких согласных; 3. Знакомство с правилом: после твердых пишем букву А, после мягких согласных пишем букву Я; | |
21 | Продолжение темы | ||
22 | Дифференциация А-Я | 1. Дифференциация А-Я; 2. Повторение правила: после твердых пишем букву А, после мягких согласных пишем букву Я; 3. Совершенствование фонематического анализа и синтеза. | |
23 | Продолжение темы Продолжение темы | ||
24 | |||
25 | Предложение с предлогом С | 1. Закрепление понятия предлог; 2. Знакомство с предлогом С; 3. Закреплять умение составлять схемы предложений с предлогами, выделять предлоги на слух; 4. Совершенствовать умение придумывать предложения с предлогами. 5. Формировать умения восстанавливать нарушенную последовательность в предложении. | |
26 | Звук и буква Е | 1.Знакомство с буквой и звуком Е; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания; 4. Буква Е в начале слова; 5. Формировать умения восстанавливать нарушенную последовательность в предложении. | |
27 | Продолжение темы Продолжение темы | ||
28 | |||
29 | Е после согласных | 1. Знакомство с правилом Е после согласных; 2. Дифференциация твердых и мягких согласных; 3. Знакомство с правилом: после твердых пишем букву Э, после мягких согласных пишем букву Е; | |
30 | Продолжение темы Продолжение темы | ||
31 | |||
32 | Вводное занятие, повторение материала | ||
34 | Предложение с предлогом К | 1. Закрепление понятия предлог; 2. Знакомство с предлогом К; 3. Закреплять умение составлять схемы предложений с предлогами, выделять предлоги на слух; 4. Совершенствовать умение придумывать предложения с предлогами. 5. Формировать умения восстанавливать нарушенную последовательность в предложении. | |
35 | Звук и буква Ю | 1.Знакомство с буквой и звуком Ю; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания; 4. Буква Ю в начале и конце слова; 5. Повторение букв Я,Е; 5. Формировать умения восстанавливать нарушенную последовательность в предложении. | |
36 | Продолжение темы | ||
37 | Ю после согласных | 1. Знакомство с правилом Ю после согласных; 2. Дифференциация твердых и мягких согласных; 3. Знакомство с правилом: после твердых пишем букву У, после мягких согласных пишем букву Ю; 4. Повторении правил с буквами Я, Е. | |
38 | Продолжение темы | ||
39 | Дифференциация У-Ю | 1. Дифференциация У-Ю; 2. Повторение правила: после твердых пишем букву У, после мягких согласных пишем букву Ю; 3. Совершенствование фонематического анализа и синтеза; 4. Повторение правил с буквами Я,Е. | |
40 | Продолжение темы | ||
41 | Звук и буква Ё | 1.Знакомство с буквой и звуком Ё; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания; 4. Буква Ё в начале и конце слова; 5. Повторение букв Я,Е,Ю; 5. Совершенствование фонематических представлений. | |
42 | Продолжение темы | ||
43 | Ё после согласных | 1. Знакомство с правилом Ё после согласных; 2. Дифференциация твердых и мягких согласных; 3. Знакомство с правилом: после твердых пишем букву О, после мягких согласных пишем букву Ё; 4. Повторении правил с буквами Я, Е, Ю. | |
44 | Продолжение темы Продолжение темы | ||
45 | |||
46 | Дифференциация О-Ё | 1. Дифференциация О-Ё; 2. Повторение правила: после твердых пишем букву О, после мягких согласных пишем букву Ё; 3. Совершенствование фонематического анализа и синтеза; 4. Повторение правил с буквами Я,Е,Ю | |
47 | Продолжение темы | ||
48 | Закрепление звук и букв Я,Е,Ю,Ё | ||
49 | Мягкий знак | 1. Знакомство с мягким знаком и особенностями этой буквы; 2. Пропедевтика зеркального написания; 3. Знакомство с правилами написания мягкого знака в конце и середине слова; 4. Совершенствование фонематических представлений. | |
50 | Продолжение темы Продолжение темы | ||
51 | |||
52 | Звук и буква Й | 1.Знакомство с буквой и звуком Й; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3.Закрепление предлогов; 4. Знакомство со звуковым составом букв Я,Е,Ё,Ю,Я. Правилом написания. | |
53 | Продолжение темы | ||
54 | Предложение с предлогом ЗА | 1. Закрепление понятия предлог; 2. Знакомство с предлогом ЗА; 3. Закреплять умение составлять схемы предложений с предлогами, выделять предлоги на слух; 4. Совершенствовать умение придумывать предложения с предлогами. 5. Формировать умения восстанавливать нарушенную последовательность в предложении. | |
55 | Звук и буква Ч | 1.Знакомство с буквой и звуком Ч; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Пропедевтика зеркального написания; 3.Знакомство с правилом ЧА,ЧУ. 4. Совершенствование навыков рассказа по картинкам, и придумывания концовок. | |
56 | Продолжение темы от 7.04.16г | ||
57 | Дифференциация звуков Ч-Ть | 1. Дифференциация звуков Ч и Ть в речи и на письме; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3.Закрепление навыков словообразования и словоизменения; 4. Совершенствование фонематических представлений. | |
58 | Продолжение темы | ||
59 | Звук и буква Ц | 1.Знакомство с буквой и звуком Ц; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Совершенствование фонематических представлений. 4. Совершенствование навыков рассказа по картинкам, и придумывания концовок. | |
60 | Продолжение темы | ||
61 | Дифференциация звуков Ц-С | 1. Дифференциация звуков Ц и С в речи и на письме; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3.Закрепление навыков словообразования и словоизменения; 4. Совершенствование фонематических представлений. | |
62 | Продолжение темы | ||
63 | Звук и буква Щ | 1.Знакомство с буквой и звуком Щ; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Закрепление знанио всегда твердых и мягких согласных; 4. Знакомство с правилом ЩА, ЩУ 5. Совершенствование навыков рассказа по картинкам, и придумывания начала и конца истории; | |
64 | Продолжение темы | ||
65 | Дифференциация звуков Щ-Ч | 1. Дифференциация звуков Щ и Ч в речи и на письме; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3.Закрепление навыков словообразования и словоизменения; 4. Закрепление правил ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; 4. Совершенствование фонематических представлений. | |
66 | Звук и буква Ф | 1.Знакомство с буквой и звуком Ф; 2.Знакомство с графическим начертание и артикуляционным укладом; 3. Совершенствование навыков фонематического анализа, синтеза, представлений; 5. Совершенствование навыков рассказа по картинкам, и придумывания начала и конца истории; | |
67 | Дифференциация В-Ф | 1. Дифференциация звуков Ф и В в речи и на письме; 2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; 3.Закрепление навыков словообразования и словоизменения; 4. Совершенствование фонематических представлений. | |
68 | Твердый знак | 1. Знакомство с твердым знаком и особенностями этой буквы; 2. Пропедевтика зеркального написания; 3. Знакомство с правилами написания твердого знака в середине слова; 4. Совершенствование фонематических представлений; 5. Совершенствование навыков рассказа по картинкам, и придумывания начала и конца истории. | |
Итоговое занятие |
Ожидаемые результаты.
1. Сформированность фонематического восприятия (звукобуквенного анализа и синтеза, фонематических представлений). Дети определяют: первый, последний звук, количество звуков в слове, наличие или отсутствие заданного звука в слове, придумываю слова с заданным звуком.
2. Закрепление навыка правильного звукопроизношения.
3. Дети знакомы с механизмом чтения, складываю слоги и слова.
4. Дошкольники умеют выкладывать и зарисовывать схему слова, предложения.
5. Умеют дать развернутую характеристику слова: количество слогов (назвать каждый), звуков (назвать каждый звук, дать характеристику).
6. Дошкольники грамотно оформляют свое высказывание, при характеристики слова, предложения. Например: каша это одно слово, в слове каша два слога, первый ка, второй ша. В слове каша четыре звука: первый к -согласный, глухой, твердый; второй а – гласный; третий ш – согласный, глухой, твердый; четвертый а – гласный.
7. Дошкольники дифференцируют такие понятия, как: согласный-гласный; звонкий-глухой; твердый-мягкий; слог-слово; звук-буква; первый слог-первый звук; слово- предложение-предлог.
8. Дошкольники знаю, что такое предлог, умею составлять предложения с заданным предлогом, выделяют предлоги на слух в предложении, знаю, что предлоги пишутся отдельно от слов.
9. Знают правило написания слов с заглавной буквы, ЖИ-ШИ.
8. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и
связной речи у детей.
Литература.
- Букварь: учебное пособие / Н.С. Жукова; ил. В.Трубицына и Ю.Трубицыной. – М.: Эксмо, 2013.
- В.В. Морозова Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб: Питер Пресс, 1996.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера,2011
- Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011.
- Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
- Коррекция нарушений речи. Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / [Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Латутина; авт.-сост. сб. Г.В. Чиркина]. – 4-е изд. – М.: просвещение, 2014.
- Мисаренко Г.Г. Обучение фонематическому анализу в первом классе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями/ Н.М.Миронова. – М.: Издательство ГНОМ,2014.
- Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями/ Н.М.Миронова. – М.: Издательство ГНОМ,2014.
- Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Н.М.Миронова. – М.: Издательство ГНОМ,2012.
- Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 1 период: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
- Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 2 период: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
Перечень упражнений для проведения в режимных моментах.
Упражнение | Цель | Описание |
Подготовительный этап | ||
«Скажи, что ты слышишь?» (Н.А.Лукина, И.И. Никкинен) | Развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. | Логопед (воспитатель) показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу..). Ребенок должен определить, что он слышит. |
«Шофер» (Н.А. Лукина, И.И. Никкинен) | Развитие фонематического восприятия, внимания; понимание инструкций; ориентировка в пространстве. | Воспитатель: «Сегодня я буду учить вас водить машину. Я буду давать команды, а вы старайдесь выполнять их правильно, так как если вы ошибетесь может произойти авария. Слушай внимательно. Завели моторы: «У-у-у-у», поехали вперед, повернули направо, поехали медленно назад….. |
«Услышишь — хлопни». (Т.В.Александрова) | Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. | Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. |
«Кто больше?» (Т.В.Александрова) | Развивать фонематические представления, слуховое внимание. | Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.) |
«Почтальон» (Т.А.Ткаченко) | Совершенствование фонематического восприятия и навыков фонематичсекого анализа. | Перед детьми лежат предметные картинки (1-2). Педагог собиарет сумку, с прикрепленными к ней символом, только определенные картинки-письма, например, те, в названии которых есть звук [к]. |
Упражнение (Т.А.Ткаченко) | Закрепление понятий «звук», «слово». | Перед детьми картинки. Произнести сначало звуки, которые могут издавать изображенные объекты, а затем слова (названия картинок). |
Основной этап 2.1 Формирование способностей определять место звука в слове (начало, середина, конец) | ||
«Разложи картинки к символам» (Т.А.Ткаченко) | Закрепление симовлов звуков. | Перед детьми выставляется 3-4 знакомых символов звуков. Вызванные дети берут из набора перевернутых картинок, по одной. Выигрывает тот, кто первым подставит свою картинку к нужному символу и всем докажет, что он поступил правильно, то есть произнесет в слове соответствующий звук утрированно. |
«Нужное слово» (Т.В.Александрова) | Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ. | По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. |
«Запретное слово» (Н.А.Лукина, И.И. Никкинен) | Развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию. | Дети встают полукругом, воспитатель предлагает им ловить мяч и слушать внимательно какие слова он произносит. Если воспитатель произносит слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Слова: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мяч, печь. |
Упражнение (Т.А.Ткаченко) | Определение в словах первого и последнего гласных звуков. | Выделить, сказать громче первый и последний звуки в названии картинок. |
Упражнение (Т.А.Ткаченко) | Определение позиции согласного звука (М) в слове. | Чётко произнести названия картинок, выделяя голосом звук М. Определить где слышится звук М: в начале слова, в середине или в конце. Затем соединить каждую картинку с нужной схемой. |
«Ходит ежик вдоль дорожек» (Т.А.Ткаченко) | Определение позиции звука в слове. | К изображению ежика прикрепляетс явыбранный символ. Передвигая ежика по дорожке слева направо. Если звук слышится в начале слова, ежик остается в начале дорожки, если звк слышится в конце слова, ежик доходит до конца. |
Основной этап 2.2 Развитие последовательного, колличественного и позиционного анализа | ||
«По порядку» (Н.А.Лукина, И.И. Никкинен) | Развитие последовательного, колличественного и позиционного анализа | Организуетс ясоревновательный момент, за правильные ответы детям даются звездочки, в конце игры подводятся результаты. Воспитатель: «Назови все звуки в слове по порядку». Остальные дети внимательно слушают и стараются заметить ошибки. |
«Внимательные ушки» (Н.А.Лукина, И.И. Никкинен) | Развитие последовательного, колличественного и позиционного анализа | Какой звук в слове -рыбка- стоит 2-м, 4-м, 1-м, 3-м? (стул, ковер, ракушка). Дети поднимают табличку с цифрой, потом сравнивают с ответом воспитателя. |
Основной этап 2.3 Формирование фонематического синтеза. | ||
«Живые звуки» (Т.А.Ткаченко) | Формирование фонематического синтеза | Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово двум-тем детям. Четко,акцентированно произносит-ся каждое слово, взрослый предлагает им встать так, чтобы остальные дети увидели и могли синтезировать из звуков названное слово. |
Упражнение (Т.А.Ткаченко) | Полный анализ и синтез звуков в односложном слове. | Произнести слитно, не прерывая голоса, а затем назвать все три звука по порядку в словах, изображённых символами. Уточнить значение синтезированных слов, провести линии к соответствующим картинкам. |
Упражнение (Т.А.Ткаченко) | Анализ и синтез звуков в двусложном слове. | Соединить воедино по четыре звука, обозначенных символами так, чтобы получилось слово. Соединить каждую четвёрку символов, обозначающих определённое слово, с соответствующей картинкой. |
«Сложи звуки» (Т.В.Александрова) | Развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память. | Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС. |
Заключительный этап 3.1 Формирование навыков фонематических представлений | ||
«Нужное слово». (Т.В.Александрова) | Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ. | По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. |
«Внимательный слушатель» (Т.В.Александрова) | Развивать фонематические представления, внимание. | Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них. |
«Зоркий глаз» (Т.В.Александрова) | Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. | Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове. |
«Чудесный художник» (Т.В.Александрова) | Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику. | Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные спосо...
Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....
Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
В данном материале можно увидеть игры И на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Практика инклюзивного образования «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через дидактические игры»
Практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на воспитанников старшего дошкольного возраста с ФФНР....
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Организация и методика исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Данный эксперимент проводился на базе моего детского сада с детьми старшей группы....