Консультативно - методическая работа с воспитателями " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников ".
материал по логопедии по теме

Консультация для воспитателей " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                            Консультация для воспитателей

   

                                       Развиваем

          фонематическое  восприятие

             у  старших  дошкольников.

       Сегодня в нашей стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественными изменениями контингента детей, поступающих в детский сад. Она требует совместной согласованной работы педагогов :  психологов, логопедов,  воспитателей,  а также разработки и применения соответствующих оригинальных методик  обучения. Подобные методики позволяют самым активным образом оказывать помощь детям с задержкой  речевого развития, поскольку с каждым годом их становится все больше.

К развитию фонетико-фонематических способностей дошкольников следует подходить с природосообразных  позиций. Аналитико-синтетическая работа над фонетико-фонематическим восприятием предполагает:

  1. Выделение заданного звука из звукового ряда, слова и фразы;
  2. Определение места звука в структуре слова;
  3. Определение звукового и слогового состава слова;
  4. Подбор слов с заданным звуком или слогом;
  5. Формирование слова из ряда звуков или слогов.

Систематизация речевого материала построена в последовательности,  обусловленной закономерностями фонетического генезиса.

  1. Общее знакомство с фонемной классификацией: гласные и согласные звуки, их дифференциация по способу образования (звонкие - глухие, твердые - мягкие).
  2. Индивидуальная характеристика речевых звуков в процессе совершенствования фонетико-фонематического восприятия.
  3. Семантическая организация общего звукового потока (значение звучащего слова)

Всем хорошо известно, что звуки  мы только слышим и произносим,  а  детям почему-то очень хочется их увидеть. Что ж, пусть смотрят. Но они должны знать, что это звуковые  человечки буквы – символы:

    - шесть гласных звуков (А, У, И, Э, О, Ы) – шесть девочек. Полуоткрытый рот у фигурок-символов говорит о свободном выдохе воздуха; гласные легко поются,  у них красный цвет платья. Есть также   гласные звуки,   которые смягчают последующий согласный звук  (е, е, и, ю, я).

- согласные звуки – мальчики. Песенки  у согласных не получаются:  они свистят,  шипят, вибрируют,  взрываются.

 Их можно потянуть (ж – ж – ж ), но не пропеть. Звонкие согласные произносятся голосом и с шумом. Глухие согласные издают только шум. Сведения о новом звуке можно закреплять с помощью внешнего вида звукового человечка, по конфигурации губ, наличию колокольчика и цвету костюмчика.

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений  - одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Упражнения на дифференциацию различных звуков используются практически на каждом занятии в игровой форме. В игровой деятельности формируется выдержка, настойчивость, сопереживание;  создаются условия для развития внимания, памяти, речи. Фонетическая культура развивается постепенно. Поэтому ее воспитание проводится на речевых занятиях, в специально организованной и свободной деятельности детей в естественных и смоделированных  комуникативно -познавательных ситуациях. А сделать это лучше всего в игре, ведь  игра занимает главное место в жизни ребенка-дошкольника. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Именно игра делает обучение интересным и занимательным, а значит  и успешным.

Упражнение     «Ежик – грибник».

Цель:

Закреплять навыки выделения заданного звука из слова; различение гласных звуков; определение места звука в слове.

Оснащение:

Панно «На лесной полянке» с прозрачными кармашками для грибов. Картонные грибы с изображением предметов и животных, в названиях которых есть гласные звуки (А), (О), (У), (Ы), (И); (аист, рак, арбуз, лиса, акула, утка, жук, петух, кенгуру, ива, ирис, гриб, игла, тигры, осы, ослик, дом, сыр, тыква, рыба, огурцы и т.д.), картонный ежик;  картонная корзинка с прозрачной стенкой.

Ход занятия:

На панно выставляются грибы( большинство с изучаемым звуком).

Педагог выставляет ежика и корзинку,  читает  стихотворение –задание:

Долго по лесу ежик шагал:

Вкусных грибов к обеду искал.

Только не всякий вкусный грибок

Ежик спешил положить в кузовок.

В корзинку попали такие грибы,

 В которых звук (А), (О), (У), (Ы),(И),

Услышать ты смог.

Дети ходят и собирают грибы и кладут их  в  корзинку. После того как грибы собраны, нужно провести их сортировку. Педагог снова читает стихотворение -задание.

Хозяйка-ежиха грибы разделила:

С (а), (о),(у),(ы),(и)  в начале слова – супчик сварила;

С (а), (о),(у),(ы),(и)  в середине – в запас насушила;

С (а), (о),(у),(ы),(и)  в конце слова – друзей угостила.

Дети по цепочке сортируют грибы.

Чудо – краски

Цель игры:

Учить различать акустически и артикуляционно-сходные звуки, развивать мелкую моторику.

Оснащение :

Карточка с контурным изображением предметов или предметные книжки-раскраски. Цветные карандаши.

Ход занятия:

Ребенок рассматривает картинки и выбирает ту, на которой изображены предмет или животное с заданным звуком в названии (например : из ежа и лягушки он выбирает ежа, так как в слове есть (Ж)), и раскрашивает ее.

Ромашка

Цель игры:

Развивать фонематический анализ, мелкую моторику, активизировать словарь.

Оснащение:

Картонные круги с буквой в центре и отверстиями по краям.

Картонные лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки(например шапка, шуба, вишня, камыш), и отверстиями с узкой стороны лепестка. Шнурок.

Ход занятия:

Два ребенка получают по одной середине и два набора лепестков с картинками на дифференцируемые звуки (например (Ш) и (Ж). Дети должны подобрать лепестки к своим серединкам и соединить их с помощью шнурка, чтобы получился цветок.

                О  правильном дыхании

                                          -  играя,  лечим!

       Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании  детей , более чем у половины нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин и т.д. ). От того,  правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания  громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. И мы, логопеды дошкольных учреждений, уделяем пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей,  как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

   На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» - нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму..

     Почему вредно дышать через рот?  Во – первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода.  Во – вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит..  Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научить дышать только носом

        Для улучшения дыхательной функции легких в комплекс утренней гимнастики, должны включатся наклоны туловища назад, в правую  и левую стороны – такие  упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновения воздуха в нижние отделы легких.

Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярными закаливающими процедурами. Важна их роль и в предупреждении инфекционных заболеваний. Очень полезны контрастные  умывания: попеременно сначала – горячей водой, затем холодной, комнатной.

Предлагаю несколько комплексов упражнений при нарушении носового дыхания.

Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата.

После ритмичного дыхания рот  плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки (Б), (В), (М), (П), (Т), (Ж), (Ш), (Ф). воздух как бы выталкивается через нос.

Указание: встать, выпрямится. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей.

 

ДЯТЕЛ

Пестрый дятел тук да тук,

Слышим мы знакомый звук.

Это с той зеленой ели

Раздается громкий стук.

Указание: погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. (5 – 6 раз)

ВАСИЛЕК

Распустился наш цветок –

Ярко – синий василек.

Ну пойдем скорей гулять,

Аромат его вдыхать!

Указания: сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающим указательным пальцем.

БЫЧОК

Вышел на лужок бычок

С черным пятнышком бочек.

Ты уж не бодайся,

Снами занимайся!

Указания: сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук

( М ), одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

ЗАМОЧЕК

Дверь с тобой мы закрываем,

 На замочек запираем.

Не успели мы закрыться,

Кто-то в дверь уже стучится.

Указания: при вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

ГНОМИК

Наш веселый добрый гном

Часто размышляет.

Звуки « ба- бо – бу» и  « гм – м – м»

Вслух он повторяет.

Указания: спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести « ба- бо – бу» и  « гм – м – м».

ШАРИК

Будто шариком играем:

Наш животик мы сдуваем.

Дружно все вдохнули:

Шарик наш надули.

Указания: быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 – 4 раза).

ДОКТОР

Горлышко свое мы

Доктору покажем.

Чтобы все увидел –

«А – а – а»  ему мы скажем.

Указания: во время выхода широко раскрыть рот, насколько возможно. Высунуть язык, стараясь кончиком достать до подбородка, произнести «а – а – а» (5 – 6 раз).

Логопед 2007г № 4 стр. 114.,93.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников как предупреждение акустической дисграфии

Как предупредить дисграфию у младших школьников? Что делать? Когда  начать? В какие игры играть? Что должны знать и уметь дошкольники в конце обучения?    В статье есть ответы на эти во...

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определен...

Игровые приемы формирования фонематического восприятия у старших дошкольников

Представлены презентация и краткий доклад к ней для родительского собрания в старшей логопедической группе....

«РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;Развитие фонематического восприятия  у старших дошкольников»   Игровые приёмы и методы  (консультация для родителей)   ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ИГРА...

Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников.

Диагностические задания. Пути коррекции недостатков фонематического восприятия....

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников.

Дети, имеющие различные нарушения речи испытывают большие трудности на всех этапах коррекционной работы по формированию фонематического слуха. При планомерной работе по развитию фонематического слуха ...

Игровая технология развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР и ОНР

Фрагмент технологии, используемой в логопедической рабрте со старшими дошкольниками с ФФНР и ОНР...