Интегрированное логопедическое занятие по коррекции лексико-грамматического строя речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема: «Откуда хлеб пришел к нам на стол?».
Цель: Создание условий для развития лексико-грамматического строя речи детей с нарушениями речи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-Формирование представлений о происхождении хлеба;
-Закрепление знаний о профессиях людей, занятых в порождении хлеба;
-Формирование умений делать выводы, умозаключения по результатам экспериментирования.
Коррекционно - развивающие:
-Расширение, уточнение и активизация словаря по теме;
-Упражнение в изменении слов по падежам, числам;
-Упражнение в образовании однокоренных слов;
-Совершенствование умений составления предложений;
-Развитие коммуникативной функции речи;
-Активизация анализаторной системы (осязание, обоняние);
-Развитие артикуляторной моторки и общей моторной сферы;
-Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, образного воображения.
Коррекционно - воспитательные:
-Воспитание у детей бережного отношения к хлебу;
-Воспитание почёта и уважения к людям, которые его выращивают;
-Приобщение детей к традициям русского народа.
Методы и методические приёмы:
-Наглядные методы: рассматривание слайдов презентации, предметных картинок на словоизменение; показ образца выполнения экспериментирования.
-Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, уточнение и распространение высказывания; словесные игры; загадки- досказки; объяснение выполнения экспериментальной деятельности, пояснение результатов деятельности.
-Практические методы: творческие речевые игры и упражнения; вопросно-ответные упражнения; экспериментальная деятельность.
Технологии:
-Здоровьесберегающие;
-Информационно-коммуникативные;
-Экспериментирование.
Материалы и оборудование: ноутбук и монитор для презентации; образцы хлебобулочных изделий; мука на тарелках, ложки, стаканы с водой для экспериментальной деятельности; предметные картинки по теме; каравай на итог занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_moy.docx | 37.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное логопедическое занятие
по коррекции лексико-грамматического строя речи
Тема: «Откуда хлеб пришел к нам на стол?».
Цель: Создание условий для развития лексико-грамматического строя речи детей с нарушениями речи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-Формирование представлений о происхождении хлеба;
-Закрепление знаний о профессиях людей, занятых в порождении хлеба;
-Формирование умений делать выводы, умозаключения по результатам экспериментирования.
Коррекционно - развивающие:
-Расширение, уточнение и активизация словаря по теме;
-Упражнение в изменении слов по падежам, числам;
-Упражнение в образовании однокоренных слов;
-Совершенствование умений составления предложений;
-Развитие коммуникативной функции речи;
-Активизация анализаторной системы (осязание, обоняние);
-Развитие артикуляторной моторки и общей моторной сферы;
-Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, образного воображения.
Коррекционно - воспитательные:
-Воспитание у детей бережного отношения к хлебу;
-Воспитание почёта и уважения к людям, которые его выращивают;
-Приобщение детей к традициям русского народа.
Методы и методические приёмы:
-Наглядные методы: рассматривание слайдов презентации, предметных картинок на словоизменение; показ образца выполнения экспериментирования.
-Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, уточнение и распространение высказывания; словесные игры; загадки- досказки; объяснение выполнения экспериментальной деятельности, пояснение результатов деятельности.
-Практические методы: творческие речевые игры и упражнения; вопросно-ответные упражнения; экспериментальная деятельность.
Технологии:
-Здоровьесберегающие;
-Информационно-коммуникативные;
-Экспериментирование.
Материалы и оборудование: ноутбук и монитор для презентации; образцы хлебобулочных изделий; мука на тарелках, ложки, стаканы с водой для экспериментальной деятельности; предметные картинки по теме; каравай на итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент, введение в тему
СЛАЙД
Дети заранее рассаживаются на стульчиках, выходит логопед с караваем под музыку («Колосок»)
Логопед: -Вот он хлебушек душистый,
Пышный, тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришёл!
Логопед: -Вот и к нам на стол прибыл каравай!
Логопед: -Ребята, приглашаю вас встать в круг, поприветствовать друг друга и гостей!
СЛАЙД
Логопед: -Идём по кругу.
Встанем рядышком, по кругу, Скажем «Утро доброе!» друг другу. | Идут по кругу. |
Логопед: -Останавливаемся. | |
Нам здороваться не лень- Всем «Здравствуйте!» и «Добрый день!»; | Останавливаются и выполняют поклон с разведением рук в стороны - вправо, затем влево. |
Логопед: -Поздоровайтесь, ребята! | |
Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся! | Приседают (пружинка, руки на поясе) и улыбаются вправо, затем влево. |
Логопед: -Давайте все вместе улыбнёмся друг другу! |
Основная часть
Логопед: -Прошу вас удобно присесть на стульчики и отправиться в путешествие на много веков назад.
СЛАЙД
Логопед: - Слово ХЛЕБ произошло от древнегреческого слова КЛИБАНОС- это глиняный горшок для выпекания хлеба.
СЛАЙД
Логопед: - А первые хлебопекари – египтяне открыли способ разрыхлять тесто с помощью брожения.
СЛАЙД
Логопед: - Первый хлеб был в виде каши, много веков назад, тогда придумали первые мельничные жернова. Это камни, которые перетирали зёрна в муку. Позднее научились выпекать хлебные лепёшки на горячих от солнца камнях. И это было тоже в Египте.
СЛАЙД
Логопед: - С древнейших времен выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Секрет приготовления хлеба на Руси держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение.
СЛАЙД
Логопед: - А я знаю интересную сказку про язычок «Откуда хлеб пришел?»! Давайте, поиграем! Я буду показывать упражнения для язычка, вы выполняйте вместе со мной!
Артикуляционная гимнастика «Откуда хлеб пришел?»
Логопед: - Язычок очень любил наблюдать, как бабушка печет булочки и пирожки. Однажды, когда бабушка замесила тесто, он попросил ее рассказать, откуда хлеб пришел? Бабушка начала свой рассказ. | |
Сначала, сказала она, нужно вспахать землю. | Упражнение «Кошка лакает молоко»- хорошо поднимается язычок снизу вверх |
Потом разрыхлить её | Упражнение «Вкусное варенье»- облизываем верхнюю губу |
и посеять семена. | Упражнение «Часики»- активно двигается наш язычок вправо-влево |
Когда появятся ростки, | Упражнение «Качели»- активно двигается наш язычок вверх-вниз |
их нужно поливать. | Упражнение «Маляр»- хорошо поливаем |
Поспевший урожай убирают с поля. | Упражнение «Часики»- активно двигается наш язычок вправо-влево |
Хлебные колосья превращают в муку. И только затем месят тесто | Упражнение «Месим тесто»- разминаем наш язычок зубами, затем губами |
и пекут вкусные хлебобулочные изделия. | Упражнение «Кошечка сердится»- хорошо выгибаем язычок! |
Логопед: - Вот молодцы какие!
СЛАЙД
Логопед: -А сейчас я вас приглашаю в «Булочную».
-Что такое «Булочная»?
(Ответы детей. Магазин, где продают хлебобулочные изделия).
(Дети подходят к стеллажам).
(Под салфетками белый пшеничный, ржаной хлеб, калач, печенье, лаваш, булочки 2-3, печенье и кусочки для пробы на шпажках для дегустации, стаканчики с водой).
Логопед: - Но чтобы открыть волшебные салфетки, отгадайте загадки:
Разные, кручёные
С начинкою, слоёные.
Вкусно – просто загляденье
Это вкусное (печенье).
Рома шёл по улочке
И кушал с маком (булочку).
Мама Машу усадила
За обеденный за стол
Маша кашу есть не стала
Попросила бутерброд!
Маша, Машенька, не плачь!
Мы дадим тебе (калач).
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский (хлеб).
(Открываю салфетки)
Логопед: - Посмотрите, какое изобилие! Как много всего вкусного!
Логопед: - Предлагаю вам взять любой кусочек и понюхать. Вдохните аромат носиком и на выдохе произнесите «Ах!
Логопед: - А сейчас выбирайте и на вкус и на цвет, пробуйте!
-Тщательно жуём! Запиваем водой!
(Стаканчики можно выбросить в урну)
Логопед: -Назовите все хлебобулочные изделия, какие здесь есть.
(Калачи, булка, батон, пирожок, рогалик, каравай, бублики, ватрушка, сочни, баранки, хлеб).
Логопед: -Давайте придумаем о них «вкусные» слова, отвечающие на вопрос «какой, какое, какая?» (Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный).
Логопед: -Молодцы! Приглашаю вас присесть на стульчики.
Логопед: -Много людей потрудилось, чтобы у нас на столе всегда был вкусный, свежий хлеб. А как хлеб появляется на нашем столе?
(показ презентации по ходу рассказывания).
Беседа с презентацией «Путь хлеба от зерна до магазина».
СЛАЙД
- Весной, когда снег растает на поля выходят трактора, которые пашут землю плугом, чтобы она стала рыхлая, мягкая. Кто управляет трактором?- тракторист.
СЛАЙД
- Специальными машинами, сеялками зерно сеют по полю.
СЛАЙД
- Потом при тёплом солнышке, летних дождях вырастают вот такие колоски. В колосках зерно, не одно, а много.
(показываю колосья)
Логопед: -Много колосьев называется- сноп.
-Потрогайте, помните зерно пальчиками! (проношу поднос с пшеницей для тактильных ощущений).
СЛАЙД
- Когда пшеница выросла, налились колосья, в поле выезжают комбайны и убирают урожай. Кто управляет комбайном? - комбайнёр.
СЛАЙД
- Зерно засыпают в машины и везут сушить- на элеватор.
Это хранилище для сушки зерна.
СЛАЙД
- После сушки зерно везут на мукомольный завод, где его перемалывают, превращают в муку.
СЛАЙД
- Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку.
СЛАЙД
- Дальше муку везут на хлебозавод (пекарню), там замешивают тесто, раскладывают в специальные формы и выпекают хлеб в печи. Хлеб выпекают пекари.
СЛАЙД
- Готовый хлеб везут в магазин, где мы с вами его покупаем.
СЛАЙД
- А людей, которые работают в полях, называют – хлеборобы.
(обращаю внимание на слайд хлеб и руки)
Логопед: - Получается, что более 10 рук держали буханку нашего хлеба, пока он дошел до нас. Хлеборобы согревали хлеб своими руками, отдавали ему свое тепло, свою доброту и энергию.
Логопед: - Ребята, а кто помнит, какое хлебобулочное изделие испекла в сказке Бабка?
Ответы детей: Колобок.
СЛАЙД
Логопед: - Предлагаю немного отдохнуть, выходите в круг! Не ленитесь! Повторяйте всё за мной и за Колобком.
Физминутка «Колобок» - презентация
СЛАЙД
Логопед: -Мы немного отдохнули! И я прошу вас ответить на вопрос: «Из чего пекут хлеб?» Ответы детей. (вода, мука, вода, масло)
СЛАЙД
Логопед: -Да, из этих продуктов получается тесто, из которого люди с давних времен пекут хлеб!
(проходят к зоне экспериментирования)
Логопед: -Прошу вас подойти к столам. У вас на тарелочках тоже мука. Посмотрите на муку, какого она цвета? Ответы детей.
Логопед: - Давайте потрогаем её, что вы ощущаете? Ответы детей.
Логопед: -Положите на муку вашу ладошку. Посмотрите на муке от ваших пальчиков остаются следы, можете на ней что-нибудь нарисовать.
Логопед: -А что произойдет, если на муку немного капнуть водой? Возьмите ложки и капните немного воды в муку.
Логопед: -Посмотрите, что получилось? Мелкие крупинки вокруг себя собирают капли воды, образуют одну большую каплю.
Логопед: -А если муку добавить в стакан с водой.
Логопед: - Возьмите ложечкой муку и размешайте её в воде. Что произошло? Мука растворяется, но вода становиться мутной.
Логопед: - Ребята посмотрите и здесь и здесь есть мука и вода (показываю на тарелки каплей воды и на стаканчики с мутной водой), похоже это на тесто? Ответы детей.
Логопед: - Верно, ведь для правильного теста нужен рецепт, в котором точно указано, какие продукты необходимы и в каком количестве.
Логопед: - Возьмите салфетки и тщательно протрите руки. Прошу вас присесть на стульчики.
Образование уменьшительно-ласкательной формы слов.
Игра: «Назови ласково»
Логопед: - У меня есть картинки. Предлагаю вам вытягивать по одной картинке и называть слова ласково. (Вытягивают картинки: батон, колос, зерно, баранка, пирог, булка, блин, ватрушка, плюшка, кекс, пряник).
Логопед: - А как ласково назвать хлеб? Ответы детей.
Образование родственных слов.
Игра: «Слова - родственники» (в игре с мячом).
Логопед: - Предлагаю вам образовать слова одной семейки от слова ХЛЕБ .
Логопед: - Крошки хлеба – это, какие крошки?
Ответы детей: Хлебные.
Логопед: - Квас из хлеба – это…
Ответы детей: Хлебный квас.
Логопед: - Как называется ящик для хранения хлеба?
Ответы детей: Хлебница.
Логопед: - Прибор для нарезания хлеба.
Ответы детей: Хлеборезка.
Логопед: - Как называют гостеприимного человека?
Ответы детей: Хлебосольный.
СЛАЙД
Заключительная часть
Логопед: - Молодцы ребята!
Логопед: - Вы увидели, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему нужно относиться бережно!
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает.
И хлебопёкам- умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным!
Логопед: - Издавна хлебом и солью угощали дорогих гостей!
-Давайте пригласим наших дорогих гостей к столу и угостим вкусным караваем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи «Профессии»
Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи«Профессии»...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Произношение звука С в самостоятельной речи.Цель: Закреплять правильное произношение звука "С", развивать связную речь....
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему "Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда"
Конспект индивидуального занятия для ребёнка среднего дошкольного возраста. Цель предлагаемого занятия: автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях, а также расширить словарный запас по теме "О...
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие Животные"
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие ж...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми старшей группы с ОНР III уровня
Лексическая тема: «Зимушка, зима» Цель: закрепить полученные знания детей о зиме, о диких животных. Задачи:Обобщение и систематизация знаний детей о зиме, о ее признаках; о диких...