Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми старшей группы с ОНР III уровня
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
Лексическая тема: «Зимушка, зима»
Цель: закрепить полученные знания детей о зиме, о диких животных.
Задачи:
- Обобщение и систематизация знаний детей о зиме, о ее признаках; о диких животных, о том, как они готовятся к зиме (беседа по вопросам);
- Закрепление умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
- Закрепление умения образовывать относительные прилагательные (д/игра «Приготовим сок», д/игра «Какой? Какая?);
- Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково»);
- Закрепление навыка слогового анализа слов – умения делить слова на слоги (д/игра «Раздели на слоги»);
- Закрепление умения составлять предложения по картине;
- Развитие логического мышления (отгадывание загадок);
- Развитие длительного плавного выдоха (д/упр. «Подуй на снежинку»);
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»);
- Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
- Контроль над правильным звукопроизношением.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Зима», предметные картинки по теме «Дикие животные», резиновый мяч, ватный снежок, конверты с заданиями, бумажные снежинки на каждого ребёнка.
Лексика:
Существительные: зима, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, холод, метель, вьюга, ветер, снег, сугробы, снежинка, снежки, сосульки; медведь, медведица, медвежата; лис, лисица, лисята; заяц, зайчиха, зайчата; волк. волчица, волчата; бобер, бобриха, бобрята; еж, ежиха, ежата; белка, бельчата
Глаголы: лежит, идет, метет, дует, завывает, морозить, кататься. лепить, бросать, играть;
Прилагательные: морозный, снежный. холодный, ледяной, свежий, сильный, вьюжный, ветреный; хмурое, пасмурное, серое, темное, голые, заснеженные; апельсиновый, мандариновый, лимонный, капустный, морковный, томатный, яблочный
Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.
План:
- Организационный момент (отгадывание загадок, введение в тему)
- Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку»;
- Беседа по вопросам на изученную тему «Зима»;
- Д/игра «Какой? Какая?» (игра со снежком на ковре);
- Д/игра «Раздели на слоги» (игра с мячом);
- Д/игра «Назови ласково» (игра с мячом);
- Беседа о диких животных
- Д/игра «Кого не стало?»;
- Подведение итогов занятия (оценка детей, анализ их работы)
Ход занятия:
1. Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадки, введение в тему, объявление темы занятия).
Дети заходят в группу и садятся на стульчики.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места. Внимательно послушайте, о каком времени года я сейчас буду говорить.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Дети: Эта загадка о зиме.
- Правильно, ребята! Вы все верно отгадали. Мы сегодня с вами будем продолжать говорить о зиме, которая уже давно вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и о его приметах. А сейчас посмотрите, кто прилетел к нам в гости на занятие.
Дети: Это снежинки.
2. Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку» - Правильно! Это снежинки. Давайте с ними сейчас поиграем. Вы должны будете на них подуть так, чтобы они закружились в воздухе. Для этого сядьте прямо, выпрямите спинки, Возьмите в руки снежинки, держите их напротив своих ue,. Теперь наберите воздух через нос и подуйте на свою снежинку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Следите за тем, чтобы ваши плечики не поднимались. (Дети выполняют упражнение).
3. Беседа по вопросам на изученную тему «Зима» - А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим картины. Скажите, какое время года на них изображено? Отвечайте на мои вопросы полным предложением. (На этих картинах изображена зима).
- Правильно! А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы).
- А теперь скажите, что бывает зимой? Отвечайте со слов зимой…
Дети отвечают на вопросы.
Зимой выпадает белый и пушистый снег/
Зимой дует сильный ветер.
Зимой дети делают кормушки для птиц и вешают их на деревья.
Зимой дети катаются на коньках и на санках, играют в хоккей.
Зимой дети лепят снеговика.
- Молодцы, ребята! Как много вы знаете о зиме. А что вы можете сказать про небо зимой, какое оно? (Зимой небо хмурое, серое, облачное, темное)
- А какие деревья зимой? (Зимой деревья голые и покрыты снегом)
- А какая погода зимой? (Зимой погода морозная, холодная)
- А какой воздух зимой? (Зимой воздух морозный, свежий, чистый)
- А какой ветер зимой? (Зимой ветер сильный, холодный, ледяной)
- Молодцы! Вы все очень хорошо ответили на мои вопросы.
4. Д/игра «Какой? Какая?» (игра со снежком на ковре)
Снежинки сегодня прилетели к нам в гости не одни, Они привели с собой много друзей. А кого вы будете отгадывать из загадок. Слушайте первую загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса –
А зовут ее ... (Это лиса)
Педагог вывешивает картинку с изображением лисы на доску
- Правильно! Это лиса! Лиса принесла с собой конвертик с заданием. Лиса предлагает вам поиграть в игру. Вы сейчас должны будете сесть на ковер. Я вам буду катить снежок и задавать вопрос, а вы должны будете поймать снежок и ответить на мой вопрос одним словом.
- Если днем светит солнце, то день (какой?) – солнечный
- Если утром мороз, то утро (какое?) – морозное
- Если горка сделана изо льда, то горка (какая?) – ледяная
- Если ночью холод, то ночь (какая?) – холодная
- Если зимой часто идет снег, то зима (какая?) – снежная
- Если днем дует сильный ветер, то день (какой?) – ветряный
- Молодцы! С этим заданием вы справились очень хорошо. А сейчас садитесь на свои стульчики и слушайте следующую загадку.
5. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы». - Теперь давайте с вами отправимся во двор на прогулку.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
6. Д/игра «Раздели на слоги» (игра с мячом) Теперь слушайте следующую загадку.
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный (Это волк).
- Волк вам тоже принес конвертик с заданием. Давайте посмотрим, что он для вас приготовил. Он предлагает вам поиграть в игру. Вам нужно будет разделить слова на слоги. Сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете подбросить мяч столько раз сколько слогов в вашем слове (Каждому из детей бросаю мяч и называю по одному слову - зима, сосулька, снег, снеговик, вьюга, сугроб, снегири, горка, шуба. Дети должны ответить: В моем слове 2.. 3… слога и т.д.). – Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
7. Д/игра «Назови ласково» (игра с мячом) - А теперь давайте посмотрим, кто еще пришел к нам в гости? Слушайте загадку.
Хвост пушистою дугой
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазить.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле (Это белка)
- Правильно! Вы все верно отгадали. А белка предлагает вам поиграть в игру, которая называется «Назови ласково». сейчас я буду вам называть слово, а вы должны будете назвать его ласково:
снег - снежок
зима – зимушка
шапка-шапочка
горка-горочка
лес-лесок
кормушка-кормушечка
мороз-морозик
8. Беседа о диких животных. – Ребята, давайте еще раз посмотрим, кто пришел к нам в гости. Давайте назовем их (Это лиса, заяц, волк, белка). Как можно, одним словом назвать наших гостей? (Это дикие животные). Правильно, это дикие животные. А кто из вас знает, почему этих животных называют дикими? (Этих животных называют дикими, потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу). А как вы думаете, мы всех животных с вами назвали? Кого еще не хватает? (Не хватает медведя и ежа). А как вы думаете, почему они не пришли к нам на занятие? (Потому что эти животные зимой ложатся в спячку). Правильно! А кто знает, как еще дикие животные готовятся к зиме? (Они ищут себе пищу. Белка и заяц меняют себе шубку).
9. Окончание занятия (подведение итогов, оценка детей) – Наше занятие, к сожалению, подошло к концу. И нам надо прощаться с нашими гостями. Давайте еще раз скажем, о каком времени года мы сегодня с вами говорили на занятии (Мы сегодня говорили о зиме). А что вы запомнили об этом времени года? Чему вас научили гости? Какие задания вам больше всего понравились? (Дети отвечают на вопросы). Скажите, за что вы любите зиму (Каждый ребенок отвечает). Молодцы, ребята! Вы все сегодня очень хорошо занимались, отвечали на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimushka.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми старшей группы
с ОНР III уровня
Лексическая тема: «Зимушка, зима»
Цель: закрепить полученные знания детей о зиме, о диких животных.
Задачи:
- Обобщение и систематизация знаний детей о зиме, о ее признаках; о диких животных, о том, как они готовятся к зиме (беседа по вопросам);
- Закрепление умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
- Закрепление умения образовывать относительные прилагательные (д/игра «Приготовим сок», д/игра «Какой? Какая?);
- Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково»);
- Закрепление навыка слогового анализа слов – умения делить слова на слоги (д/игра «Раздели на слоги»);
- Закрепление умения составлять предложения по картине;
- Развитие логического мышления (отгадывание загадок);
- Развитие длительного плавного выдоха (д/упр. «Подуй на снежинку»);
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»);
- Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
- Контроль над правильным звукопроизношением.
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Зима», предметные картинки по теме «Дикие животные», резиновый мяч, ватный снежок, конверты с заданиями, бумажные снежинки на каждого ребёнка.
Лексика:
Существительные: зима, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, холод, метель, вьюга, ветер, снег, сугробы, снежинка, снежки, сосульки; медведь, медведица, медвежата; лис, лисица, лисята; заяц, зайчиха, зайчата; волк. волчица, волчата; бобер, бобриха, бобрята; еж, ежиха, ежата; белка, бельчата
Глаголы: лежит, идет, метет, дует, завывает, морозить, кататься. лепить, бросать, играть;
Прилагательные: морозный, снежный. холодный, ледяной, свежий, сильный, вьюжный, ветреный; хмурое, пасмурное, серое, темное, голые, заснеженные; апельсиновый, мандариновый, лимонный, капустный, морковный, томатный, яблочный
Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.
План:
- Организационный момент (отгадывание загадок, введение в тему)
- Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку»;
- Беседа по вопросам на изученную тему «Зима»;
- Д/игра «Какой? Какая?» (игра со снежком на ковре);
- Д/игра «Раздели на слоги» (игра с мячом);
- Д/игра «Назови ласково» (игра с мячом);
- Беседа о диких животных
- Д/игра «Кого не стало?»;
- Подведение итогов занятия (оценка детей, анализ их работы)
Ход занятия:
1. Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадки, введение в тему, объявление темы занятия).
Дети заходят в группу и садятся на стульчики.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места. Внимательно послушайте, о каком времени года я сейчас буду говорить.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Дети: Эта загадка о зиме.
- Правильно, ребята! Вы все верно отгадали. Мы сегодня с вами будем продолжать говорить о зиме, которая уже давно вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и о его приметах. А сейчас посмотрите, кто прилетел к нам в гости на занятие.
Дети: Это снежинки.
2. Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку» - Правильно! Это снежинки. Давайте с ними сейчас поиграем. Вы должны будете на них подуть так, чтобы они закружились в воздухе. Для этого сядьте прямо, выпрямите спинки, Возьмите в руки снежинки, держите их напротив своих ue,. Теперь наберите воздух через нос и подуйте на свою снежинку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Следите за тем, чтобы ваши плечики не поднимались. (Дети выполняют упражнение).
3. Беседа по вопросам на изученную тему «Зима» - А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим картины. Скажите, какое время года на них изображено? Отвечайте на мои вопросы полным предложением. (На этих картинах изображена зима).
- Правильно! А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы).
- А теперь скажите, что бывает зимой? Отвечайте со слов зимой…
Дети отвечают на вопросы.
Зимой выпадает белый и пушистый снег/
Зимой дует сильный ветер.
Зимой дети делают кормушки для птиц и вешают их на деревья.
Зимой дети катаются на коньках и на санках, играют в хоккей.
Зимой дети лепят снеговика.
- Молодцы, ребята! Как много вы знаете о зиме. А что вы можете сказать про небо зимой, какое оно? (Зимой небо хмурое, серое, облачное, темное)
- А какие деревья зимой? (Зимой деревья голые и покрыты снегом)
- А какая погода зимой? (Зимой погода морозная, холодная)
- А какой воздух зимой? (Зимой воздух морозный, свежий, чистый)
- А какой ветер зимой? (Зимой ветер сильный, холодный, ледяной)
- Молодцы! Вы все очень хорошо ответили на мои вопросы.
4. Д/игра «Какой? Какая?» (игра со снежком на ковре)
Снежинки сегодня прилетели к нам в гости не одни, Они привели с собой много друзей. А кого вы будете отгадывать из загадок. Слушайте первую загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса –
А зовут ее ... (Это лиса)
Педагог вывешивает картинку с изображением лисы на доску
- Правильно! Это лиса! Лиса принесла с собой конвертик с заданием. Лиса предлагает вам поиграть в игру. Вы сейчас должны будете сесть на ковер. Я вам буду катить снежок и задавать вопрос, а вы должны будете поймать снежок и ответить на мой вопрос одним словом.
- Если днем светит солнце, то день (какой?) – солнечный
- Если утром мороз, то утро (какое?) – морозное
- Если горка сделана изо льда, то горка (какая?) – ледяная
- Если ночью холод, то ночь (какая?) – холодная
- Если зимой часто идет снег, то зима (какая?) – снежная
- Если днем дует сильный ветер, то день (какой?) – ветряный
- Молодцы! С этим заданием вы справились очень хорошо. А сейчас садитесь на свои стульчики и слушайте следующую загадку.
5. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы». - Теперь давайте с вами отправимся во двор на прогулку.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
6. Д/игра «Раздели на слоги» (игра с мячом) Теперь слушайте следующую загадку.
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный (Это волк).
- Волк вам тоже принес конвертик с заданием. Давайте посмотрим, что он для вас приготовил. Он предлагает вам поиграть в игру. Вам нужно будет разделить слова на слоги. Сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете подбросить мяч столько раз сколько слогов в вашем слове (Каждому из детей бросаю мяч и называю по одному слову - зима, сосулька, снег, снеговик, вьюга, сугроб, снегири, горка, шуба. Дети должны ответить: В моем слове 2.. 3… слога и т.д.). – Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
7. Д/игра «Назови ласково» (игра с мячом) - А теперь давайте посмотрим, кто еще пришел к нам в гости? Слушайте загадку.
Хвост пушистою дугой
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазить.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле (Это белка)
- Правильно! Вы все верно отгадали. А белка предлагает вам поиграть в игру, которая называется «Назови ласково». сейчас я буду вам называть слово, а вы должны будете назвать его ласково:
снег - снежок
зима – зимушка
шапка-шапочка
горка-горочка
лес-лесок
кормушка-кормушечка
мороз-морозик
8. Беседа о диких животных. – Ребята, давайте еще раз посмотрим, кто пришел к нам в гости. Давайте назовем их (Это лиса, заяц, волк, белка). Как можно, одним словом назвать наших гостей? (Это дикие животные). Правильно, это дикие животные. А кто из вас знает, почему этих животных называют дикими? (Этих животных называют дикими, потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу). А как вы думаете, мы всех животных с вами назвали? Кого еще не хватает? (Не хватает медведя и ежа). А как вы думаете, почему они не пришли к нам на занятие? (Потому что эти животные зимой ложатся в спячку). Правильно! А кто знает, как еще дикие животные готовятся к зиме? (Они ищут себе пищу. Белка и заяц меняют себе шубку).
9. Окончание занятия (подведение итогов, оценка детей) – Наше занятие, к сожалению, подошло к концу. И нам надо прощаться с нашими гостями. Давайте еще раз скажем, о каком времени года мы сегодня с вами говорили на занятии (Мы сегодня говорили о зиме). А что вы запомнили об этом времени года? Чему вас научили гости? Какие задания вам больше всего понравились? (Дети отвечают на вопросы). Скажите, за что вы любите зиму (Каждый ребенок отвечает). Молодцы, ребята! Вы все сегодня очень хорошо занимались, отвечали на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Животные жарких стран....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития Тема: Домашние животные...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема "Одежда"...