Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
опыты и эксперименты
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полилингвальный детский сад № 202 городского округа город Уфа Республики башкортостан
Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Подготовила: учитель-логопед
Ширванова Э.А.
Введение
Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые, поэтому овладение родным языком – одно из самых важных приобретений в дошкольном возрасте.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений – необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем, делающий эффективными и презентабельными все направления нашей профессиональной деятельности.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом профессиональной деятельности педагога. Проблема мотивации - одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желание логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляют ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Подробно изучив материал по данной теме, я решила использовать инновационные методы в своей работе.
Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе
коррекции речевых нарушений у детей позволяет выделить следующую цель и задачи:
Цель – разработать систему коррекционно-логопедической работы с
дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий.
Задачи:
- Определить теоретические основы изучения использования ИКТ в логопедической работе
- Способствовать повышению мотивационной готовности ребенка к
совместной деятельности с логопедом.
- Формировать у ребенка активную позицию полноправного участника коррекционного процесса.
- Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, высшие психические функции.
- Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
- Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка.
Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения ИКТ в коррекционно-развивающий процесс. Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения детей, страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность исследования данной темы.
Актуальность использования ИКТ
в коррекции речевых нарушений
Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ в учебный процесс детей с речевыми нарушениями. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на
коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.
Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности». Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой и зрительной информации. Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду материал устаревает, а
приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного материала — одна из веских причин задуматься об использовании компьютерных технологий.
Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Очень часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Воспитанники детского сада малы, но они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная, притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения компьютерных технологий в педагогической практике.
Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Разработанные материалы, применяемые на различных этапах
коррекционно-образовательной работы, должны соответствовать требованиям и использоваться в гармоничном сочетании с традиционными технологиями логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной речи.
В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие
преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.
Варианты использования ИКТ в логопедической работе могут быть
следующими:
Подготовительный этап:
- При проведении артикуляционной гимнастики.
- Для развития речевого дыхания.
- Как зрительный тренажёр.
- При подготовке руки к письму.
- Для включения в занятие.
Этап автоматизации:
- Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.
- Этап дифференциации:
- Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.
Роль компьютерной дидактической игры в логопедических занятиях
Важное место в моей коррекционно-логопедической деятельности
занимает компьютерная дидактическая игра — КДИ.
КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и
компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение
обучающей цели.
К компьютерной дидактической игре предъявляются следующие требования:
- целесообразность КДИ
- оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения
- чёткость правил
- динамичность КДИ
- решение дидактических целей
- чёткая система оценивания
- возможность рефлексии после игры
Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.
Компьютерные программы и игры, используемые в моей коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:
«Игры для Тигры». Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа состоит из блоков:
Фонематика.
Просодика.
Лексика.
Звукопроизношение.
Игры для Тигры содержат:
- упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
- уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
- задания на модуляции голоса (управление громкостью и высотой)
- упражнение на звуковой анализ и синтез
- лексические упражнения
Всего более 50 упражнений.
Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.
«Мерсибо». Интерактивный портал для специалистов и родителей.
Игры для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.
Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться заинтересованным долгое время, процесс развития становится интересным и закрепляет у ребенка устойчивую ассоциацию ""Учиться - это здорово!"
Рассчитанные на возраст от 2 до 10 лет, развивающие игры покрывают
большинство тем, необходимых для подготовки дошкольников и учеников младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной
работе с дошкольниками
Для решения локальных коррекционных задач в работе с конкретными
воспитанниками детского сада, кроме компьютерных игр, в коррекционной работе используются и мультимедийные презентации, созданные с помощью программы MS Power Point. Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Что даёт применение презентаций в работе с детьми?
1. Неисчерпаемый источник информации.
2. Развитие познавательной активности ребёнка.
3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.
4. Повышение мотивационной составляющей.
5. Формирование учебной деятельности.
6. Доступность изложения материала.
7. Наглядность и красочность подачи материала.
Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением
презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить
мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Данная программа позволяет подготовить презентацию к любому логопедическому занятию, материал представлен на экране в цвете, со
звуковыми и анимационными эффектами. Компьютер позволяет задействовать визуальный канал восприятия информации дошкольников ( цветовая палитра, анимационные эффекты помогают удерживать произвольное внимание детей на занятии) и аудиальный (звуковые файлы – записанный текст, музыка помогает детям лучше понять то, что происходит на экране). У учителя- логопеда появилась возможность увеличить наглядность в процессе обучения.
Самая простая презентация – это слайд-шоу картинок с подписями, сделанное в программе. Презентации смотрим с детьми на логопедических занятиях и в режимные моменты.
Презентации могут быть любого типа:
• просто картинки или фотографии с подписями;
• по художественным произведениям;
• анимированные, обычно по сказкам и стихам;
• музыкальные для ознакомления с различными музыкальными инструментами.
Используя в коррекционно-развивающей работе инновационно-
коммуникативные технологии, необходимо помнить и заботиться о состоянии здоровья дошкольников. Изучив СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление от 15 мая 2013 г. № 26), я подобрала и выполняю с детьми следующие упражнения:
1)Комплексы упражнений для глаз.
2) Комплексы упражнений физкультминуток.
3) Комплексы упражнений физкультурных пауз.
4) Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Исходя из вышесказанного, можно выделить положительные стороны
использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда:
1. Целенаправленное применение компьютерных программ в процессе
логопедического обследования детей с речевыми нарушениями позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности их устной речи. Разработанная система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений у детей составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.
2. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с
нарушениями речи.
3. Использование информационных технологий повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, способствует повышению самооценки ребенка.
Я считаю, что использование ИКТ в коррекционной работе учителя-
логопеда предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. И, конечно же, применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)
Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Информация из опыта работы"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда".
quot;Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда"....
Опыт работы по самообразованию «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»
В 2021-2022 учебном году работала по теме самообразования "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда». В материале представлен план работы по самообр...